«Социальный диагноз» в организации профилактической работы с дисфункциональными семьями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. В. «Социальный диагноз» в организации профилактической работы с дисфункциональными семьями / А. В. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71243/ (дата обращения: 16.11.2024).



Понятие «семья» берет свое происхождение от латинского слова fames — «голод». Основой данного понятия являются функции защиты и удовлетворения жизненных потребностей человека. Вместе с тем, «семья» будучи первичной, защитной средой индивида, может являться одновременно и фактором социальных деприваций, жизненных кризисов.

К примеру, различные социальные ситуации, приводящие к кризису в семье, могут вызвать у детей стресс и специфическое реагирование на него (в том числе в форме девиантного поведения), провоцировать самоубийство и суицидальные попытки.

Право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка, впервые было признано Семейным кодексом Российской Федерации в 1996 году, с момента его вступления в законную силу. В настоящее время издано многочисленное количество нормативных правовых актов, способствующих обеспечению права ребенка на семью и снижению количества детей, чьи родители лишены либо ограничены в родительских правах.

Вместе с тем, судя по складывающейся практике работы органов опеки и попечительства, существует значительное количество психологических проблем семей, находящихся в социально-опасном положении. В связи с чем, для органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, первостепенной становится задача обеспечения психологической помощи в преодолении кризисной жизненной ситуации не только ребенку, но и семьи в целом.

Феномен семьи, находящейся в социально опасном положении, в которой родители своими действиями или бездействием представляют угрозу жизни либо препятствуют нормальному воспитанию и развитию своих несовершеннолетних детей, практически не является предметом специального рассмотрения в психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных. Данный термин введен в статью 121 Семейного кодекса РФ в 2010 году. Семья, относящаяся к обозначенной категории, является предметом профессиональной деятельности органов опеки и попечительства, которые, установив факт проживания ребенка в такой семье, в большинстве случаев изымают его из кровной семьи и передают на воспитание в приемные семьи. Ребенок остается разлученным с кровной семьей и практически не имеет шансов к воссоединению с родителями. Те, в свою очередь, остаются наедине со своими нерешенными психологическими и социальными проблемами. Именно такой фактор, как отсутствие социального лифта в восстановлении утраченных функций семьи, затрудняет возвращение ребенка в кровную семью.

В нормативных правовых актах, обзорах судебной практики, термин «неблагополучная семья», «асоциальное поведение» в основном связывается с такими понятиями как «административная ответственность, «виновное противоправное поведение родителей», «жестокое обращение с детьми», «пренебрежение основными нуждами детей» и подлежит наказанию в виде лишения/ограничения в родительских правах. В сложившейся практике взаимодействия органов и учреждений, задействованных в профилактической работе с семьями, отсутствует психологическая составляющая. Т. е. в данном направлении специфической деятельности отсутствует запрос о выявлении сути возникшей проблемы и факторов, которые могли бы поспособствовать восстановлению семейных функций и возвращению ребенка в кровную семью.

Современными исследованиями в области педагогики, психологии и социальной сферы жизнедеятельности установлено, что воспитание ребенка в семье «группы риска» приводит к получению детских травм, которые влияют на дальнейшее формирование личности взрослого человека. При этом социальная помощь, которая предоставляется различными ведомствами, исходя из специфики деятельности каждого из них, оказывается разрозненной, и малоэффективной, такая помощь не учитывает первопричины возникшей ситуации в семье, не устанавливает наличие собственных ресурсов семьи к восстановлению нарушенных функций.

В своей работе специалисты не могут зачастую поставить «социальный диагноз», а соответственно «излечить» и сохранить семью. Соответственно, и семьи, и дети, проживающие в асоциальных семьях, не имеют возможности пройти реабилитацию для сохранения либо восстановления кровной семьи [2].

Психологическая помощь подросткам и членам его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации заключается в своевременном выявлении факторов, способствующих негативной обстановке в семье, оказании психологической помощи в переживании обстоятельств, которые вызвали стресс, поддержке его движения в направлении роста и саморазвития личности. В теоретическом смысле указанная профессиональная деятельность оказывается малоизученной и практически поверхностно осуществляемой на практике. Данная коллизия, объясняется тем, что в существующей практике по предотвращению социального сиротства первоочередное значение имеет юридическая сторона вопроса. Целью силовых структур является наказание, а не проникновение в суть и источники возникновения трудной (кризисной) жизненной ситуации. Работа психолога в данной сфере деятельности встречает непонимание целей и методов работы, мало освещена в нормативных актах, а также в теоретических и практических исследованиях психологической, педагогической, социальной и других науках, занимающихся данной проблематикой. Более того, имеет более длительный по времени процесс, чем мгновенное реагирование, в виде изъятия ребенка и лишения родительских прав его родителей.

В семидесятых годах XX в. в нашей стране появилось понятие «семейного диагноза» [5].

Семейный диагноз это выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств. Во-вторых, это определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования и [или] психотерапии) и при ее осуществлении [5].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика [5].

Нарушения родительского функционирования являются в данном случае единственным «необходимым и достаточным условием», критерием, на основании которого делается вывод об уровне семейного неблагополучия (и риске социального сиротства). Соответственно, следующим закономерным этапом является анализ факторов, которые послужили причиной нарушения семейного функционирования [4].

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов [4].

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.) [4].

В различных исследованиях и теориях существуют отличные друг от друга подходы к пониманию функций семьи. Большинство исследователей (Гребенников И. В., Мацковский М. С., Харчев А. Г., Медков В. М., Навайтис Г. и др.) единодушны в выделении следующих функций: продолжение рода (репродуктивная); воспитательная; хозяйственно-бытовая; эмоциональная; функция духовного (культурного) общения; первичного социального контроля; сексуально-эротическая и др.

Функции, которые имеют непосредственное отношение к взаимодействию родителей и детей:

Функция жизнеобеспечения (в т. ч. принятая в большинстве классификаций хозяйственно-бытовая функция) — удовлетворение жизненно-важных потребностей членов семьи (в первую очередь не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно) — в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физической безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др [5].

Воспитательная функция (в т. ч. принятые в большинстве классификаций функции первичного социального контроля и духовного общения) — формирование личности ребенка, развитие его интеллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении [5].

Эмоциональная функция — удовлетворение потребностей в принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.

По степени значительности нарушений функций семьи, можно охарактеризовать их от большего к меньшему — от сохранности или незначительных нарушений отдельных сторон жизнедеятельности семьи до частичного и значительного нарушения [5].

Исследованиями в области социальной и психологической диагностики благополучия (неблагополучия) ребенка в семье занимались Алексеева Л. С., Бобылева Н. А., Дементьева И. Ф., Иванова Н. П., Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., и др.

Признаки частичного или значительного нарушения функционирования семьи по большей части носят описательный характер и могут быть выявлены и зафиксированы уже на этапе сбора информации и знакомства с семьей — путем наблюдения и опросов, при посещении семьи, образовательного учреждения, при работе с документами.

В обыденном понимании семейное благополучие осознается через показатели уровня жизни (материальный достаток, отношения в семье, поведение ее членов), а семейное неблагополучие — через показатели нравственно-правового поведения членов семьи.

Несмотря на достаточно многообразные формулировки понятия «неблагополучная семья», в общем понимании, «неблагополучной семьей» можно называть семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Наиболее подробно описаны семьи с явным и скрытым семейным неблагополучием в работах Целуйко В. М., в которых он учитывал доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка.

Семьи, в которых ярко прослеживаются явные формы неблагополучия, составляют большую социальную группу. Данная социальная группа является областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, в ней несовершеннолетние не обеспечены условиями для реализации их жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, риска формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с высокой частотой случаев отклоняющегося поведения и состояний зависимости от ПАВ [2].

Специалистам органов опеки и попечительства, занимающимся организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, психологу, работающему с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и воспитывающемуся в дисфункциональной семье, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.

Эмоциональность присуща детскому и подростковому возрасту, так как дети очень живо реагируют на любые изменения в его окружении. Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. При этом, хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний. В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Подростки, которые проявляют отклонение в поведении, нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику и коррекцию девиантного поведения.

Первоочередным показателем к проявлению девиантного поведения у подростков обычно выступает специфическая мотивация. Такое поведение по своей сути означает наличие актуального конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и социальными требованиями, представленными в законах.

Для того, чтобы наметить план работы и спрогнозировать динамику улучшений в семье, специалисту, работающему с семьей (со случаем) необходимо оценить степень нарушения каждой функции семьи. Именно оценка степени нарушения каждой функции помогает наметить адекватную работу по сопровождению семьи (или оказанию иных форм помощи и воздействия). Повторная диагностика и сравнение с «начальным» уровнем функционирования семьи позволит оценить эффективность проводимых мероприятий, а также динамику изменений в родительском отношении и состоянии ребенка.

Заключения и выводы полученные от специалистов, задействованных в социальной сфере работы с семьей в форме «социального диагноза», поставленного семье на этапе сбора информации и знакомства, и указывающего на возможные направления дальнейшей работы, должен быть дополнен психологическим диагнозом, подробно описывающим механизмы возникновения семейного неблагополучия и выявляющим не только проблемные зоны данной семьи, но и ресурсы, которые могут способствовать ее успешной реабилитации. Только после этого может быть разработана детальная программа сопровождения семьи и распределены функции команды специалистов, задействованных в реабилитационном процессе.

Литература:

  1. Семья Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства.// Психологическая наука и образование, 2016 Т.21 № 21 с.67–82.
  2. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. — 140 с.
  3. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 2004. — 136с.
  4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.: Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл.
  5. Эйдемиллер Э. Г., 1973; Мягер В. К, Мишина Т. М., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1990, 1999
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, психологическая помощь, девиантное поведение, кровная семья, семейное неблагополучие, удовлетворение потребностей, функция, жестокое обращение, первичный социальный контроль.


Похожие статьи

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность лечения пациента

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Роль медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Поликлинический этап

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Похожие статьи

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность лечения пациента

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Роль медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Поликлинический этап

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Задать вопрос