Инструменты онлайн-поддержки для педагога дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Крумина, Е. А. Инструменты онлайн-поддержки для педагога дополнительного образования / Е. А. Крумина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 587-589. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70258/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор рассматривает вспомогательные инструменты онлайн-поддержки для педагогов дополнительного образования

Ключевые слова: онлайн-поддержка, дополнительное образование, электронное обучение, инструменты онлайн-поддержки

Почему можно сказать, что образовательный процесс в 2020 году перешёл в новую плоскость и отличается от всех предыдущих лет? Именно в 2020 году был совершен повсеместный переход образовательного процесса в дистанционный формат. Такой поворот связан с введением режима самоизоляции. Так в Москве согласно Указу Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» начиная с 21 марта 2020 года по 13 мая 2020 года включительно приостановлено посещение обучающимися образовательных организаций, а образовательный процесс перенесён в онлайн-режим. Эти изменения коснулись и организаций дополнительного образования.

Резкий переход в дистанционный формат требует от педагога дополнительного образования поиска новых решений, пополнения своего инструментария.

Для того, чтобы определить наиболее удачные инструменты онлайн-поддержки, необходимо выяснить, какого типа информацию обучающимся легче и интереснее воспринимать, на чём они концентрируют своё внимание и др.

Согласно исследованию, проведенному в 2018 году о предпочтительных формах подачи учебного материала, дети предпочитают комиксы (83 %) таблицам, алгоритмам и инфографикам [1]. А память у детей, активно использующих в жизни Интернет, начинает функционировать по-другому — они запоминают не содержание, а местонахождение информации [4]. Концентрация внимания уменьшилась по сравнению с результатами 1–15 лет назад [4]. Мышление также меняется — оно уже больше построено на визуальных образах, чем на логических последовательностях и текстовых ассоциациях. Современный ребёнок обрабатывает информацию короткими порциями [2].

Дополнительными инструментами онлайн-поддержки дополнительных общеразвивающих программ могут стать сервисы, помогающие организовать опросы, тестирования и тренажеры с элементами геймификации, которые в свою очередь помогут педагогам дополнительного образования облегчить и разнообразить образовательный процесс, а также сделать его более продуктивным и интересным.

Провести срез знаний, проверить, что запомнили обучающиеся на прошлом занятии, как они освоили материал, предложенный для самостоятельного обручения, может помочь ресурс Kahoot! [9]. Это бесплатный ресурс, который позволяет в игровой форме провести тестирование, опрос, викторину или дидактическую игру. От всех участников потребуются или компьютеры или смартфоны с доступом в Интернет. Ресурс позволяет педагогу самостоятельно задавать правила игры: обучающиеся могут играть по командам, по одному; можно регулировать темп прохождения заданий и др. Принцип работы очень простой: педагог создаёт, например, тестовое задание, на сайте ресурса, получает индивидуальный код для своего теста; во время учебного занятия обучающиеся, получив код, вводят его на сайте ресурса и выполняют задание. Сразу после завершения у преподавателя есть возможность посмотреть статистику.

Часть педагогов дополнительного образования для проведения тестирования, срезов и опросов использует Google Формы [8]. Однако, скучный интерфейс, отсутствие элементов геймификации, соревнования отталкивает обучающихся и понижает процент участия.

Один из интересных и привлекательных для обучающихся инструмент — это ментальные карты (известные также как mind map, интеллект-карты, ассоциативные карты, карты мышления, карты памяти). Яркие формы, запоминающиеся логические последовательности вовлекают обучающихся в образовательный процесс и помогают им быстрее усваивать информацию. Принцип построения ментальных карт базируется на радиальной форме записи — основной вопрос находится в центре, от него начинают расходиться «ветви» — наиболее близкие ассоциации, вокруг них тоже выстраиваются свои ассоциации и так далее. Первым метод использования ментальных карт для запоминания, решения тех или иных задач предложил Тони Бьюзен, британский психолог [3]. Именно он обоснован важность графических изображений для мыслительных процессов.

Создание совместной ментальной карты педагогом и обучающимися не просто поможет наглядно представить изучаемый вопрос, но и расширить субъектный опыт, активизировать познавательный процесс, развить визуальное мышление, образное представление учебных материалов.

Для создания ментальных карт существуют готовые ресурсы, такие как Mindomo [5], Mind42 [11], SpiderScribe [7] и другие. Они позволяют педагогу дополнительного образования создавать самому ментальные карты и дают возможность группе обучающихся совместно работать над одной картой, видеть изменения, внесённые друг другом. Сервис Genially[10] помимо ментальных карт позволяет создавать современные интерактивные плакаты, презентации, викторины и инфографику.

Другой инструмент, помогающих запоминать информацию — это система карточек (флеш-карточки), которую часто используют и рекомендуют преподаватели иностранных языков. Однако, данная система подходит для использования во всех областях. Например, при изучении столиц государств, их флагов, различных понятий и определений и др.

Система карточек успешно работает, потому что относится к системам активного запоминания.

Педагог в свою очередь может помочь и заранее создать материал для внесения в карточки. При создании карточек можно использовать юмористические изображения, цветовые акценты и др. — всё это позволяет запоминать информацию эффективнее. Ресурсов для работы с карточками достаточно много, Quizlet [13], The Mnemosyne Project [14], OpenCards [12], Anki [6].

Наиболее функциональным ресурсом является последний — Anki. Данный ресурс поддерживает мультимедиа, самостоятельную настройку алгоритмов обучения под себя, легко синхронизируется между несколькими устройствами. Но главное преимущество — карточки не обязательно создавать в самом приложении, а можно загрузить из заранее подготовленной таблицы Excel. Таким образом, педагог, подготовив материал — отправляет обучающимся готовую таблицу, а обучающиеся не потратив время на формирование карточек сразу приступают к их изучению и запоминанию. Из недостатков можно отметить не очень дружелюбный интерфейс.

Активное использование обучающимися смартфонов, планшетов, компьютеров в повседневной жизни, общение в социальных сетях, поиск информации в паблик-журналах и блогах вместо научной литературы приводит педагогов дополнительного образования к необходимости пересматривать формы организации учебной информации. Использование современных нестандартных инструментов позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным для обучающихся, повышает качество образовательного процесса, и становится резервом для повышения эффективности работы самого педагога дополнительного образования.

Литература:

  1. Гореликов М. И., Психолого-педагогический портрет современного подростка. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2018, № 4. С. 33.
  2. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с
  3. Мюллер Х, Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. — М.: Омега-Л, 2007. — 126 с.
  4. Авторский коллектив: Рассказова Е. И., Чигарькова Г. У., Анализ потребления детьми и подростками информационной продукции, распространяемой в теле- и радиопередачах, теле- и радиопрограммах, сетевых средствах массовой информации, печатных средствах массовой информации, информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rkn.gov.ru/docs/Razdel_2.pdf
  5. Ментальные карты, концептуальные карты и диаграммы Ганта в сотрудничестве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mindomo.com/ru/
  6. Anki [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apps.ankiweb.net/
  7. Capture, connect and share ideas easily! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.spiderscribe.net/
  8. Google Формы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
  9. Kahoot! For schools [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kahoot.com/schools/
  10. Make something that matters [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.genial.ly/
  11. Mind mapping can be: free, fast, simple [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mind42.com/
  12. OpenCards [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://opencards.info/
  13. Quizlet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://quizlet.com/ru
  14. The Mnemosyne Project [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mnemosyne-proj.org/
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательный процесс, обучающийся, педагог, дистанционный формат, ресурс, сайт ресурса, система карточек.


Ключевые слова

дополнительное образование, электронное обучение, онлайн-поддержка, инструменты онлайн-поддержки

Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Использование информационных сервисов в образовании

Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.

Онлайн-обучение — своевременность, экономность, безопасность, доступность

В статье рассказывается о популярности использования дистанционного обучения в образовательном процессе, о возможностях предоставления качественных образовательных услуг, об использовании виртуального способа получения, хранения, обработки и контроля...

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Онлайн-школа как форма интернет-бизнеса: отличительные свойства организации и направления продвижения

В данной статье рассматриваются отличительные особенности формы онлайн-образования и методы ее продвижения.

Интернет-пространство и социальные сетевые сервисы в работе учителя начальных классов

В данной статье рассмотрены возможности использования сети Интернет в работе учителя начальных классов. Проанализированы характерные особенности использования Интернет-пространства при обучении младших школьников.

Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками

В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.

Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Использование информационных сервисов в образовании

Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.

Онлайн-обучение — своевременность, экономность, безопасность, доступность

В статье рассказывается о популярности использования дистанционного обучения в образовательном процессе, о возможностях предоставления качественных образовательных услуг, об использовании виртуального способа получения, хранения, обработки и контроля...

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Онлайн-школа как форма интернет-бизнеса: отличительные свойства организации и направления продвижения

В данной статье рассматриваются отличительные особенности формы онлайн-образования и методы ее продвижения.

Интернет-пространство и социальные сетевые сервисы в работе учителя начальных классов

В данной статье рассмотрены возможности использования сети Интернет в работе учителя начальных классов. Проанализированы характерные особенности использования Интернет-пространства при обучении младших школьников.

Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками

В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.

Задать вопрос