В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: дидактическая игра, игровые дидактические материалы, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) игрового характера, образовательные сервисы Web2.0., ClassTools, LearningApps, Фабрика кроссвордов
В педагогической науке существует направление — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения [3]. Использование игровых методик в процессе обучения помогает:
‒ формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и умение усваивать и анализировать новый материал;
‒ активизировать познавательную деятельность учащихся;
‒ ускорять процесс усвоения учебного материала;
‒ усиливать мотивацию обучения.
На основании анализа определений понятия «дидактическая игра», данных авторами Н. Комардиной, О. Коноваловой, А. Запорожец и др., мы остановились на следующем обобщении: «дидактическая игра — это игровая деятельность, обусловленная определенными правилами и направленная как на усвоение отдельных знаний, умений и навыков, так и на творческое развитие ее участников».
Игра выполняет такие функции как:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- развивающая;
- образовательная.
Можно выделить следующие отличительные признаки дидактических игр:
- наличие игровой ситуации;
- конкретные правила игры;
- жесткая система оценивания;
- обязательный порядок/регламент действий;
- наличие творческой составляющей;
- способствование общему развитию учащихся.
Коджаспирова Г. М. различает такие типы дидактических игр как [4]:
‒ организационно-деятельностные;
‒ ролевые;
‒ деловые;
‒ познавательно-дидактические (игровые дидактические задания).
Остановимся более подробно на игровых дидактических заданиях.Под игровыми дидактическими заданиями (материалами) понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.
Шуба М. Ю. выделяет три вида игровых дидактических заданий [6]:
- материалы, занимательные по форме;
- материалы, занимательные по содержанию;
- материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.
Одной из форм представления дидактических материалов являются цифровые дидактические материалы или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) игрового характера. Разработка таких материалов может осуществляться с помощью сервисов Web2.0., которые дают пользователям возможность использовать библиотеку готовых шаблонов и инструментов, самостоятельно создавать контент, управлять взаимосвязями между разработанными дидактическими материалами и обучаемыми.
Среди большого количества различного рода сервисов Web2.0.были выделены следующие бесплатные сервисы, позволяющие создавать игровые дидактические материалы:
‒ Class tools [1]
‒ LearningApps [2]
‒ Фабрика кроссвордов [5]
Представим их краткую характеристику по следующим параметрам:
- Необходимость регистрации
- Функциональные возможности и виды создаваемых игровых дидактических материалов
- Наличие русскоязычного интерфейса
- Наличие библиотеки ресурсов
- Возможность рассылки созданных материалов пользователям, не зарегистрированным в сервисе.
Сервис ClassTools
ClassTools.net — сервис, используемый для визуализации информации и дающий возможность разрабатывать интерактивные образовательные Flash-ресурсы.
- Необязательная регистрация. Ее отсутствие не ограничивает в доступе к функциональным возможностям сервиса.
- Функциональные возможности:
‒ наличие инструментов для создания дидактических игр, таких как: Новости, «Поле чудес», пазлы, головоломки и другие;
‒ наличие инструментов для создания различных диаграмм.
Сервис позволяет создавать игровые дидактические материалы, занимательные по форме и содержанию.
- Отсутствие русскоязычной версии интерфейса, сами материалы можно создавать на русском языке.
- Наличие библиотеки ресурсов.
- Нет возможности рассылки материалов незарегистрированным пользователям.
Сервис LearningApps
Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных дидактических материалов по различным школьным дисциплинам, в том числе и дидактических игр. Основан на работе с шаблонами (заготовками), интерфейс поддерживает несколько языков.
- Регистрация необходима для создания своих приложений. Для просмотра библиотеки примеров и решения заданий регистрация не обязательна.
- Функциональные возможности:
‒ создание игровых дидактических материалов (21 шаблон, в том числе различные викторины, головоломки, ребусы и др.);
‒ инструменты для организации интерактивной учебной деятельности (чат, голосование, доска объявлений, блокнот, календарь);
‒ создание виртуальных классов;
‒ наличие библиотеки примеров.
Виды создаваемых игровых дидактических материалов — материалы занимательные по форме и/или содержанию.
- Наличие русскоязычного интерфейса.
- Наличие библиотеки ресурсов, классифицированных по учебным дисциплинам.
- Возможность незарегистрированным пользователям выполнять упражнения, пользоваться различными инструментами.
Фабрика кроссвордов
Назначение — создание кроссвордов.
- Необязательная регистрация. Отсутствие регистрации ограничивает пользователя в просмотре статистики отгадывания кроссворда и размещении своего кроссворда для оценки путем голосования.
- Функциональные возможности:
‒ создание кроссвордов (автоматически и вручную) и их разгадывание;
‒ получение статистики разгадывания кроссворда;
‒ голосование за кроссворд.
Вид создаваемых игровых дидактических материалов: занимательные по форме.
- Русскоязычный интерфейс.
- Наличие библиотеки кроссвордов.
- Сервис предоставляет доступ и рассылку материалов пользователям, не зарегистрированным в нем.
На примере сервисов «Фабрика кроссвордов», «LearningApps», «ClassTools» были разработаны:
- игровые дидактические материалы для изучения отдельных тем содержательной линии «Информация. Представление информации» школьного курса информатики, которые размещены в открытом доступе в библиотеках сервисов:
‒ кроссворд, созданный в сервисе «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/?guess=0DCBECC123FBF6AU);
‒ ресурсы «Наглядные способы представления информации», созданные в сервисе ClassTools (http://www.classtools.net/widgets/quiz_93/____OqugL.htm):
- Стрельба по словам;
- Флэш-карты;
- Соответствующие пары;
- Маниакальный Шахтер;
- Стрельба из пушки;
‒ ресурсы, созданные в сервисе LearningApps:
- «Найди пару»;
- «Заполнить пропуски»;
- «Кроссворд»;
- «Виселица»;
- методические рекомендации по использованию данных сервисов для создания игровых дидактических материалов.
Литература:
- Class tools [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.classtools.net/. Дата обращения: 17.01.17
- LearningApps.org — создание интерактивных мультимедийных упражнений. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://learningapps.org/login.php. Дата обращения: 17.01.2017.
- Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 381–395 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Г. М. Коджаспирова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 352 с.
- Фабрика кроссвордов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://puzzlecup.com/crossword-ru/. Дата обращения: 17.01.2017.
- Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. Учебное издание. [Текст] / М. Ю. Шуба. — М.: изд. «Просвещение», 1994.