Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org
Авторы: Бурачевская Ольга Владимировна, Бурачевская Тамара Владимировна, Бурачевская Наталия Ивановна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 08.10.2017
Статья просмотрена: 7472 раза
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2731/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматриваются интерактивные мультимедийные логопедические игры. Освещаются возможности применения онлайн-сервиса LearningApps.org в логопедической практике. Описываются способы создания интерактивных обучающих модулей для детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: интерактивные обучающие модули, интерактивные игры, мультимедийные игры, треннинговые игры, дети с нарушениями речи
Возможности современных компьютерных средств обучения и воспитания, коррекции и развития, абилитации и реабилитации огромны, что и определяет их ведущую роль в логопедической практике. Компьютерные технологии выступают способом диагностирования индивидуальных возможностей учащихся, средством обучения, источником информации, тренинговым устройством или способом контроля и оценивания качества образовательного и коррекционно-развивающих процессов. Компьютерные средства можно подключать на любой стадии коррекционно-педагогической деятельности, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме [2].
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный и коррекционно-развивающий процесс в контексте указанной проблемы являются интерактивные мультимедийные презентационные и треннинговые технологии. Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике [1]. Логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания.
LearningApps.org позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль.
Онлайн-сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии [3]. Ценность и интерактивность данных игр заключается в возможности воплощения любых ваших идей, отражающих потребности детей, и реализации их посредством мультимедийного инструментария LearningApps.org.
Рис. 1 Концепция создания интерактивных мультимедийных пособий средствами LearningApps.org
Для создания интерактивных обучающих модулей представлен ряд шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски». Также имеются шаблоны игровых модулей «Сетка приложений», «Аудио/видео контент», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Парочки», «Оцените». Кроме того, в интерфейсе приложения LearningApps.org используются инструменты «Голосование», «Чат», «Календарь», «Блокнот», «Доска объявлений» [3].
Рис. 2 Интерфейс приложения LearningApps.org (создание интерактивного модуля)
При создании интерактивного обучающего модуля средствами LearningApps.org первоначально определяется шаблон, на базе которого будет реализовываться содержательный компонент игрового упражнения. Последующими шагами определяются ключевые элементы: название приложения, постановка задачи, указания, элементы упражнения, обратная связь, система помощи. Данные действия выполняются в заданных окнах, в зависимости от выбранного шаблона. Количество настроек зависит, как от уровня сложности базового игрового модуля, так от конкретных пожеланий пользователя.
Рис. 3 Примеры логопедических интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org
Представленных модулей достаточно для решения различных логопедических задач при работе с детьми от 3-х лет с любыми речевыми нарушениями. Такая многофункциональность и гибкость приложения LearningApps.org позволяет легко включить его в практику любого детского специалиста. Разработанный игровой модуль можно установить и показать в предварительном просмотре, сохранить в личном кабинете для личного просмотра и распространения посредством персональной ссылки либо qr-кода, а также опубликовать в свободном доступе (Рис.4). Созданные интерактивные мультимедийные игры и упражнения можно дополнить примерами игр, опубликованных на сайте другими пользователями. Все интерактивные обучающие модули LearningApps.org можно рассортировать в личном кабинете по папкам (Рис.5). Такое наглядное расположение игр позволит не только оперативно находить необходимое упражнение, но и иметь полное представление о дидактическом оснащении по каждому направлению работы.
Рис. 4. Примеры qr-кодов с персональными ссылками на игровые интерактивные обучающие модули средствами LearningApps.org
Интерактивные обучающие модули, разработанные средствами LearningApps.org, могут использоваться в любых видах логопедической работы. В коррекционно-педагогической деятельности данные мультимедийные игры можно использовать как в диагностической работе, так и на занятиях по образовательным и коррекционным областям. Также данные игры применимы в рамках взаимодействия с другими детскими специалистами и даже в консультативно-методической работе с законными представителями и членами семей детей с нарушениями речи.
Рис. 5. Интерфейс личного кабинета LearningApps.org
Включение интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org в коррекционно-развивающую работу логопеда решают ряд задач общего развивающего профиля, способствую развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; формированию начальных знаний из разных областей (естествознание, история, техника, искусство и. т.д.). Кроме того игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; формированию элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и сорадоваться, разрешать конфликты; умению подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию. Более того с помощью данных упражнений решаются задачи формирования представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т.д.; умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; развития ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формирования начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы [1; 2]. Таким образом, интерактивные обучающие модули LearningApps.org позволяют решать разнообразные задачи в рамках профессиональной деятельности логопеда.
Литература:
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 21–26.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сб. мат. VI Междунар. научн.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 25.05.2017).
- Интерактивные обучающие модули // LearningApps — interactive learning modules. URL: http://learningapps.org/user/psi_log (дата обращения: 28.08.2017).
Ключевые слова
дети с нарушениями речи, интерактивные игры, интерактивные обучающие модули, мультимедийные игры, треннинговые игрыПохожие статьи
Новые подходы к обучению чтению детей с речевыми нарушениями с помощью интерактивных и настольных игр LogoSmart
Описывается процесс подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению чтению. Рассматриваются интерактивные и настольные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство формирования навыка чтения. Даются методические рекомендации по развитию навыка чтения с...
Методы обучения начальным математическим навыкам детей дошкольного возраста с помощью специальных интерактивных упражнений LogoSmart
В статье описаны авторские интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт), направленные на расширение представлений о математических характеристиках окружающего мира. Рассматривается интерактивно-игровой подход к формированию элементарных математических пр...
Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Автоматизация навыка чтения у детей с помощью авторских интерактивных и настольных игр LogoSmart
В статье рассматривается интерактивно-игровой подход к обучению чтению. Описывается процесс формирования заинтересованности чтением детей дошкольного и младшего школьного возрастов и автоматизации навыка чтения посредством интерактивных и настольных ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...
Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе
Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия арт-технологий: творческие презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.
Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уро...
Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart
В статье рассматриваются интерактивно-игровые модули как средство работы по развитию познавательных способностей и творческого мышления. Приводятся примеры игр авторского интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), направленные на позн...
Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...
Похожие статьи
Новые подходы к обучению чтению детей с речевыми нарушениями с помощью интерактивных и настольных игр LogoSmart
Описывается процесс подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению чтению. Рассматриваются интерактивные и настольные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство формирования навыка чтения. Даются методические рекомендации по развитию навыка чтения с...
Методы обучения начальным математическим навыкам детей дошкольного возраста с помощью специальных интерактивных упражнений LogoSmart
В статье описаны авторские интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт), направленные на расширение представлений о математических характеристиках окружающего мира. Рассматривается интерактивно-игровой подход к формированию элементарных математических пр...
Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Автоматизация навыка чтения у детей с помощью авторских интерактивных и настольных игр LogoSmart
В статье рассматривается интерактивно-игровой подход к обучению чтению. Описывается процесс формирования заинтересованности чтением детей дошкольного и младшего школьного возрастов и автоматизации навыка чтения посредством интерактивных и настольных ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...
Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе
Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия арт-технологий: творческие презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.
Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уро...
Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart
В статье рассматриваются интерактивно-игровые модули как средство работы по развитию познавательных способностей и творческого мышления. Приводятся примеры игр авторского интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), направленные на позн...
Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...