Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Педагогика
05.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье автор описывает логопедическую работу с использованием цифровых технологий.
Библиографическое описание
Поваляева, Г. А. Цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Г. А. Поваляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 614-616. — URL: https://moluch.ru/archive/600/130883.


Дошкольное образование рассматривается как первая, необходимая ступень в становлении личности ребенка, запускающая процессы постижения окружающего пространства, формирования целостной картины мира, становления всех личностных качеств, необходимых ребенку как полноправному члену общества, который на основе принципов гуманизации строит общество, отвечающее вызовам времени. Образование ребенка всегда идет в ногу со временем, удовлетворяет запросам общества на образованных, грамотных и высоконравственных людей.

Технические средства — эффективный способ повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников.

Цифровизация пронизывает все сферы: науку, образование, искусство, коммуникации, медицину, технику. «Федеральный проект „Цифровая образовательная среда“ направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования» [1].

В современном мире воспитание и образование невозможно без использования технических средств. Нынешние дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Цифровая образовательная среда образовательной организации — это интерактивная обучающая среда, включающая различное оборудование и программное обеспечение, предоставляющая всем участникам образовательного процесса большие возможности использования цифровых образовательных ресурсов и отвечающая требованиям стандартов дошкольного образования. При этом цифровая образовательная среда ДОУ — это определенная совокупность всех цифровых средств образования, включающая в себя как цифровое оборудование (компьютеры, планшеты, интерактивные доски и др.), так и образовательный контент (видеоигры, программы, материалы), педагогические технологии использования этих цифровых средств и управленческие ресурсы, регулирующие их доступность, персонализацию обучения и соответствие требованиям ФГОС ДО. Такая образовательная среда ДОУ может стать эффективным средством решения задач развивающего обучения и позволит добиться высокого качества дошкольного образования за счет использования программного обеспечения и цифровых технологий в обучении и воспитании.

Очевидно, что процесс обучения ребенка с речевыми нарушениями требует длительного времени (из-за дефицита внимания, низкого уровня мотивации к обучению, минимальной познавательной активности, быстрой утомляемости), постепенно у него утрачивается интерес к занятиям. Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций учителю-логопеду помогает игра. В нашем дошкольном учреждении с сентября 2024 года реализуется региональный инновационный проект «Повышение качества дошкольного образования через создание цифровой образовательной среды в ДОУ». Идея проекта — это создание необходимых условий (материально-технических, кадровых, организационно-методических), обеспечивающих развитие цифрового образовательного пространства, доступного всем участникам образовательной деятельности. Цифровая образовательная среда ДОУ должна создавать благоприятные условия, способствующие раскрытию индивидуальных способностей личности ребенка, как познавательных, так и речевых.

Образовательная среда ДОУ представлена в виде модулей «Робототехника», «Интерактивная гостиная», ПАК «Кубик», ПАК «Колибри». В статье мы раскроем содержание тех модулей, которые непосредственно реализуются в нашей компенсирующей группе.

Программно-аппаратный комплекс «Колибри» — это самое современное и эффективное интерактивное решение, пришедшее на смену интерактивным доскам в дошкольной организации. Комплекс состоит из интерактивной панели с функцией мультитач, встроенными колонками и встроенным компьютером с возможностью подключения к сети Интернет.

ПАК «Колибри» можно расположить на стене, на мобильной стойке, в режиме интерактивного стола (можно регулировать высоту). Внутри ПАК «Колибри» базовый набор программ. С помощью ПАК «Колибри» учитель-логопед и воспитатели группы работают над формированием и развитием артикуляционной и мелкой моторики, звукопроизношением, фонематическим слухом, просодикой, лексико-грамматическими категориями языка и связной речью. С помощью ПАК «Колибри» можно провести первичную диагностику речевых и неречевых процессов.

Получены следующие результаты логопедической диагностики (см. рис. 1):

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

В ПАК «Колибри» входят интерактивный редактор и игровой центр «Сова», комплекс развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна», которые непосредственно используют в работе педагоги дошкольной организации.

Программа «Волшебная поляна» состоит из комплекса 19 готовых интерактивных развивающих и обучающих игр для детей разного возраста. Эти игры включают в себя более 150 занятий, направленных на речевое и познавательное развитие детей. Это помогает воспитателю проводить занятия с использованием игр и упражнений из ПАК «Колибри», основываясь на собственных методиках, поскольку каждая игра предполагает выбор уровня сложности, количества игроков, цвета или размера предметов. Комплекс игр удобен в использовании и понятен детям, его можно использовать в процессе обучения одного ребенка или группы детей, с участием педагога или без него.

Пространство панели ПАК «Колибри» превращает обучение в увлекательную игру. Детей привлекает яркость, красочность, большой размер игрового визуального материала, они с удовольствием выполняют различные задания: передвигают и отыскивают заданные фигуры, слова, буквы, различные объекты с помощью пальцев; развивают координацию, внимание, все виды восприятия. Обучение для ребенка превращается в живой процесс познания и вовлечения в решение заданной задачи. Дети старшей группы ждут каждого занятия с использованием ПАК «Колибри». В контрольной группе дети занимаются раз в неделю в первой половине дня с использованием ПАК «Колибри» по программе, составленной учителем-логопедом.

Значимым для нас является предоставление ребенку выбора вариантов игрового поля, способа решения заданий (с помощью педагога, самостоятельно или с привлечением родителей), а также то, что учебный материал дается ребенку занимательно. Все это помогает учитывать индивидуальные образовательные потребности ребенка, формировать дополнительную мотивацию к обучению, развивать тесное сотрудничество педагогов и родителей, а также всех специалистов дошкольного учреждения.

Интерактивный редактор и игровой центр «Сова» — это собрание более 600 готовых занятий с ребенком. Это замечательный дополнительный инструмент, предназначенный для помощи педагогу в создании вариантов интерактивных игр, проектов и презентаций с ориентацией на возраст детей, их образовательные возможности и интересы. Технологически данная программа оснащена голосовым редактором, навигатором по поиску необходимых компонентов, банком качественного иллюстративного материала (предметных и сюжетных картинок), возможностью добавлять видеоряд, набором шаблонов для сценария занятия. Воспитатели группы применяют ПАК «Колибри» при ознакомлении с окружающим миром или как итоговое мероприятие.

Процесс обучения, развития и воспитания в образовательной организации направлен на раскрытие разных качеств личности ребенка, которые необходимы ему в дальнейшем становлении. Современная система образования рассматривает среду как системный подход. А цифровая образовательная среда образовательного учреждения рассматривается как интерактивная, открытая для выстраивания взаимосвязей со всеми участниками образовательных отношений мобильная система, позволяющая оперативно реагировать на изменения внешней среды и решать актуальные задачи в условиях быстро меняющегося современного информационного общества.

Таким образом, цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных учреждениях сегодня используется в качестве средства преобразования предметно-развивающей среды.

Литература:

1. Национальный проект «Образование». — Официальный сайт Минпросвещения России. — URL : https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 24.09.2025).

2. Ананьева З. А., Куницкая И. А. Применение информационно-коммуникативных технологий по коррекции речевых недостатков обучающихся с ТНР на логопедических занятиях // Логопед в детском саду. — 2018. — № 2 (83). — С. 77–81.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 614-616):
Часть 9 (стр. 587-677)
Расположение в файле:
стр. 587стр. 614-616стр. 677

Молодой учёный