Использование интерактивных тренажеров на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Это показывает тот факт, что учащиеся видят связь процесса обучения с современной жизнью — всеобщей компьютеризацией, сам процесс дает неограниченные возможности в преподавании. Еще это отличная возможность взаимодействовать со школьниками в совместном творчестве. Для любых уроков — всегда отличный и мобильный иллюстративный материал, это возможность составления любых интерактивных схем, графиков, моделей.
Ключевые слова: преподавание русского языка, преподавание английского языка, интерактивные тренажеры, тренировочные упражнения, коррекция знаний.
Использование интерактивной доски (работа с иллюстрациями, анимацией, с интерактивным пером, воспроизведение аудио- и видеозаписей) дает учителю возможность превратить урок в настоящее современное лингвистическое приключение, активизировать работу всех трех перцептивных информационных каналов учащихся: «аудиального, визуального и кинестетического» [Гриндер, Электронный ресурс. В. В. Гура связывает свойство интерактивности в применении данных технологий с «обратной связью», которую получают ученик и учитель [Гура 2007: 161]. Моментальная проверка служит развитию самоконтроля учащегося. Как отмечают многие исследователи (О. Ф. Барыскина, В. В. Гура, ТН. Лось и др.), использование интерактивных технологий способствует большему погружению школьников в материал урока, мотивирует к выполнению различных видов заданий и акцентирует внимание на наиболее важных моментах работы.
Работа с интерактивной доской является условием эффективного формирования лингвистической компетенции учащихся при решении фонетико-фонологических задач.
Во-первых, «неизбежный» интерес к работе с интерактивной доской проецируется на работу с материалом, предложенным на ней, и у детей повышается мотивация в обучении. Повышение мотивации в работе позволяет учащимся воспринимать материал более внимательно, выполнять некоторые задания с большим усердием, чем в обычных условиях учебной деятельности. Это способствует более быстрому формированию необходимых умений и навыков.
Во-вторых, технические возможности интерактивной доски позволяют учащимся самостоятельно группировать объекты, соотносить данные на экране, анализировать предложенные ситуации, принимать решение и тут же видеть результат своей работы, анализировать его.
В-третьих, использование интерактивной доски (работа с иллюстрациями и анимацией) стимулирует у детей творческую активность, побуждает к продуцированию новых идей, психологически разгружает и заставляет смотреть на вещи под иным углом, способствует развитию фантазии и мышления.
По нормам СанПиН 2.4.2.2821–10 общее время работы проектора в V классе не должно превышать 20–25 минут [Постановление от 29 декабря 2010 г.: 90], поэтому мы рассматриваем этапы, связанные непосредственно с работой у интерактивной доски.
Сеть Интернет предлагает сейчас множество сервисов для создания бесплатных интерактивных тренажеров. Мы работаем с одним из них: LearningApps.org.
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять и создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность. Этот сервис предоставляет возможность пользоваться тренажерами, составленными другими пользователями, а также создавать свои. В этой системе можно создавать группы учащихся, выдавать им работу с тренажерами в качестве домашних заданий.
Вашему вниманию предлагается несколько модулей, которые используются нами на уроках.
Модуль «Заполни пропуски» может предлагать варианты слов, которые надо вставить на месте пропуска, а может не предлагать, тогда ученик сам вставляет пропущенные слова. Такие упражнения учат обобщать, генерализировать понятия, что важно при работе с детьми.
Модуль «Классификация» даёт возможность распределить слова по группам. Ребята перетаскивают мышью в нужную группу появляющиеся слова. Эти упражнения учат классифицировать и анализировать понятия, тем самым способствуя расширению словарного запаса.
Пазл «Угадай-ка» может скрывать какую-то картинку, слова, предложения. Выделяем одно из них и нажимаем на пазлы, содержащие нужную информацию. Если выбор верный, то картинка открывается. Через данное упражнение формируются различные уровни коммуникативной компетенции, включая социолингвистическую и социокультурную.
Игра «Парочки» предлагает соотнести что-то, например, слово и его значение, начало и конец пословицы или фразеологизма, найти пару неправильных глаголов английского языка. Упражнение направлено на формирование орфографических, лексических и грамматических навыков.
«Виселица» используется, чтобы учащиеся отгадывали буквы до тех пор, пока не отгадают слово по той или иной теме учебного материала. Такое упражнение решает несколько задач: составить предложения, вопросы. Мы имеем возможность еще раз отработать видовременные конструкции, специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога.
Преимущество данного сервиса состоит в следующем:
- повышается интерес к урокам, это новый вид работы, и он разнообразит учебный процесс, в нем есть элемент соревновательности, модули и задания разнообразны, красиво оформлены. Могут дополняться картинками, аудио и видео;
- повышается мотивация, ребята могут дома получить и выполнить домашнее задание, тренироваться до тех пор, пока не выполнят ее без ошибок;
- на основе тренировочных тренажеров можно создать контрольную работу. Учащиеся понимают, что, работая с тренажерами, они готовятся выполнить контрольную работу. Сама же работа не вызывает стрессового состояния, ребята уверены, что они с ней справятся.
- С помощью данного сервиса ребята могут создавать свои игры и викторины. Помогая учителю в работе, создавая проекты.
Литература:
- Апальков В. Г. Использование современных средств обучения и интернет-технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование. — 2013. — № 6. — С. 71–75.
- Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. — 2009.- № 9. — С. 110–114.
- Крушинская Т. Ф. Интерактивная доска на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 2009. — № 7. — С. 17–23.
- Сигаева Ю. А. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроке // Литература в школе. -2010. — № 1. — С. 45–46.
- Фолимонов С. С. Использование сетевых возможностей Интернета на уроке // Литература в школе. — 2010. — № 1. — С. 43–45.