Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Момотова, А. С. Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся / А. С. Момотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69844/ (дата обращения: 27.04.2024).



Обращаясь к аксиологическому потенциалу и его развитию, необходимо определить основные категории, характеризующие эти понятия, такие как: аксиология, ценность, потенциал.

Понятие «ценность» является центральным в науке аксиологии, оно положило начало специальной области философской науки, которая изучает природу ценностей, их структуру, взаимосвязи между собой и отражение в структуре личности. Итак, аксиология — наука о ценностях.

Ценность — понятие, методологическое значение которого имеет особенно большое значение для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, психологии, социологии, и педагогике для определения явлений, идей, их свойств, и воплощения нравственных идеалов.

Все предметы человеческой деятельности, общественных отношений, могут выступать в качестве ценностей как объектов ценностного взаимодействия, оцениваться в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Содержание понятия «ценность» большинством ученых характеризуется через выделение характеристик, свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что ценность — это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом.

Существует большое многообразие точек зрения на понятие «ценность». Приведем наиболее яркие, по нашему мнению, из них.

  1. По мнению Г. Риккерта, проблема ценности есть проблема «значимости» ценности. Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта.
  2. А. Маслоу считает, что ценность — это избирательный принцип, установка, производная от потребностей. Ценности — это характеристики «вочеловеченности». Это то, к чему стремится «вочеловеченный» человек.
  3. Г. Олпорт определил ценность как некий личностный смысл, это категория «значимости», а не категория знания.
  4. Э. Фромм употребляет понятие ценность в следующем смысле: «Ценность — это то, «что содействует более полному развертыванию специфических человеческих способностей и что поддерживает жизнь».
  5. Д. М. Архангельский считает, что ценности — это ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений.
  6. По мнению В. П. Выжлецова, специфика ценностей, их функционирование в обществе определяется не субъектно-объектным отношением, а, прежде всего, межсубъектными отношениями и в них же реализуется.

Таким образом, обобщая все изученные определения, можно сделать вывод о том, что в любом обществе, независимо от социальной структуры, политической системы и экономических отношений, существует своя особая система жизненно важных для него, фундаментальных, высших ценностей и смыслов, не всегда формулируемая в явном виде, но образующая культурную основу общества.

Являясь неотъемлемой частью духовной жизни личности, ценности существуют как основа человеческой деятельности. Каждому человеку предоставляется выбор в организации своей жизни, а значит, каждый находится в состоянии постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем. Если рассматривать обучающихся в школе, то в этой связи педагог не оставляет обучающегося без помощи и поддержки, без опоры на человеческий опыт. Концентрированный в наивысших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей. Поэтому в любой социальной системе каждый субъект деятельности вырабатывает свои представления о ценностях, однако приоритет всегда принадлежит общечеловеческим ценностям, среди которых нормы нравственности и этикета, эстетическое наследие, принципы общения и права, стандарты качества и полезности, формы правления обществом, структуры экономических систем и т. п.

Далее в контексте данной темы считаем необходимым рассмотреть понятие «потенциал». Изучение энциклопедической и научной литературы позволяет определить «потенциал» как междисциплинарное научное понятие, которое по-разному интерпретируется и, представление о котором складывается из множества точек зрения, имеющих философский, социологический, психологический и педагогический контексты.

Потенциал — в философии понимается как источник, возможность, средство, запас, который может быть использован для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Потенциал личности — это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъектную потребность в самореализации и саморазвитии. Ряд ученых одновременно уточняют, что структурно-содержательный план потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных, волевых, поведенческих. А также исследователями акцентируется внимание на то, что вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность).

Тема аксиологического потенциала и его развития затронута в работах многих современных ученых. Наиболее ярко рассматривает аксиологический потенциал личности обучающихся Г. А. Мелекесов. По его мнению аксиологический потенциал — это многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентаций, определяющих характер его профессиональной деятельности, стремление и готовность к трансляции ценностей культуры в жизнедеятельность образовательного учреждения, к обеспечению процесса приобщения обучающихся к ценностям.

Развитие аксиологического потенциала понимается современными учеными как изменения, происходящие в органической взаимосвязи с возрастными изменениями, происходящими в определенные периоды. Поскольку мы рассматриваем обучающихся на разных уровнях, то стоит иметь в виду здесь — ответственный период жизни обучающихся, который выражается в адекватной ведущей деятельности и проявляется в формах активности, ведет к зрелости личности.

Образование является основным каналом приобщения обучающегося к ценностям культуры и образования. Образовательный процесс позволяет подготовить обучающегося к трансляции ценностей в жизнедеятельность, к осознанию значимости образа учителя для формирования ценностных ориентаций школьника. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит обучающихся в сферу мировоззренческого осмысления социальной реальности, своих отношений с миром.

По мнению ученых, становление аксиологического потенциала обучающихся основано на стадийном развитии в трех этапах: адаптация, ориентация и персонализация. Под адаптацией понимается осмысление результатов познавательной деятельности, выбор и принятие ценностей жизни, ориентиров развития подразумевает этап ориентации. Эти два этапа придают направленность познанию, сотрудничеству с педагогами, творчеству и, в конечном итоге, самореализации — этап персонализации.

Таким образом, поэтапное рассмотрение становления аксиологического потенциала обучающихся позволяет определять стратегию деятельности преподавателя учебного заведения. Также необходимо отметить, что деятельность преподавателя становится эффективной тогда, когда актуализированное общекультурное, специальное знание, используется им для оценки своей адаптированности к условиям обучения, своего самоопределения в результате морального выбора ценностей.

В работе Г. А. Мелекесова отмечается, что аксиологический потенциал личности — личностное образование, синтезирующее в себе совокупность ценностных ориентаций, обеспечивающее достижение жизненных целей. Сущность процесса развития аксиологического потенциала обучающихся заключается в том, что это непрерывное движение, соединяющее все составные части аксиологического потенциала личности и предполагающее его качественные изменения.

Процесс развития аксиологического потенциала, по мнению Г. А. Мелекесова, осуществляется в соответствии с его базисными характеристиками: историчность, доминантность, динамичность, устойчивость, интегративность, открытость, креативность, ненасыщенность.

Таким образом, развитие аксиологического потенциала обучающихся имеет множество аспектов: во-первых, для развития в образовательном процессе должна быть предусмотрена актуальность ценностного содержания образования, во-вторых, обучающимися должна пониматься и приниматься ценностное самоопределение, в-третьих, необходима реализация аксиологической функции процесса обучения, в-четвертых, в педагогическом процессе должна соблюдаться логика поэтапного становления аксиологического потенциала обучающихся.

В заключении отметим, что рассмотренные выше аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся должны работать во взаимосвязи с еще одним фактором, по нашему мнению, наиболее важным: — освоение знаний и современных информационных технологий должно основываться на совокупности интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений личности обучающихся.

Литература:

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. –М.: Мысль, 1991
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2001
  3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996
  4. Мелекесов Г. А. Аксиологизация педагогического образования студентов: Монография. — Челябинск, 2000.
  5. Мелекесов Г. А. Закон возвышения потребностей — основа развития аксиологического потенциала личности // Ученые записки Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург, 2002
  6. Султанова Т. А. Ценностные основания прогностической деятельности педагога/ Т. А. Султанова// Историческая и социально-образовательная мысль.-2014.-№ 2.-С.169–172.
  7. Философский энциклопедический словарь М., 1999
Основные термины (генерируются автоматически): потенциал обучающихся, ценность, образовательный процесс, потенциал личности, мнение, обучающийся, отношение, потенциал, процесс развития, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Потенциальная сфера личности и особенности ее развития...

Это процесс реализации личностного потенциала, самоосуществления личности, обретения человеком своего жизненного пути за счет полного использования и развития имеющихся задатков, превращения их в способности, что, безусловно, ведет к достижению вершины...

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно...

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Искрин, Н. С. Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения / Н. С. Искрин.

При организации образовательных процессов уделяется внимание уникальности личности, «субъект-субъектному» характеру взаимодействия их...

Роль личностно-развивающего обучения в формировании...

В ней внимание уделяется развитию учащихся в целом, системе ценностей личности и

Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в

Личностно-развивающее обучение не ставит целью формирование личности по некоему...

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с...

Педагогические основы развития социально-активной личности

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями.

Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс...

Развитие научного потенциала личности подростка на занятиях...

В статье рассматривается мониторинг уровня развития научного потенциала личности подростка как педагогическая проблема формирования исследовательской компетентности обучающихся на урочных и внеурочных занятиях.

Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных...»

Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. По мнению Г.И. Белошапка...

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Мой опыт педагогической деятельности составляет два года. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).

Похожие статьи

Потенциальная сфера личности и особенности ее развития...

Это процесс реализации личностного потенциала, самоосуществления личности, обретения человеком своего жизненного пути за счет полного использования и развития имеющихся задатков, превращения их в способности, что, безусловно, ведет к достижению вершины...

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно...

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Искрин, Н. С. Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения / Н. С. Искрин.

При организации образовательных процессов уделяется внимание уникальности личности, «субъект-субъектному» характеру взаимодействия их...

Роль личностно-развивающего обучения в формировании...

В ней внимание уделяется развитию учащихся в целом, системе ценностей личности и

Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в

Личностно-развивающее обучение не ставит целью формирование личности по некоему...

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с...

Педагогические основы развития социально-активной личности

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями.

Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс...

Развитие научного потенциала личности подростка на занятиях...

В статье рассматривается мониторинг уровня развития научного потенциала личности подростка как педагогическая проблема формирования исследовательской компетентности обучающихся на урочных и внеурочных занятиях.

Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных...»

Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. По мнению Г.И. Белошапка...

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Мой опыт педагогической деятельности составляет два года. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).

Задать вопрос