Библиографическое описание:

Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.

Перед современным образованием ставятся определенные цели и задачи, которые соответствуют настоящему времени. В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, в науке и технике.

В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны <…> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с.6]. «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» [1, с.12].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,<…> Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должна отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [2,c.8].

Следовательно, современное образование должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного образования.

Строго научным предметом исследования «творческий потенциал» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80-е гг. в философии (С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Коравчук, И.О. мартынюк и др.), а также в психологии (Л.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская и др.)

В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил.

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.).

Авторы онтологического взгляда рассматривают творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова, В.Н. Николко и др.). Данный феномен признается важнейшим родообразующим фактором человечества, способом актуализации творческой сущности отдельно взятого человека.

С позиции развивающего подхода к изучению творческого потенциала личности исследователи определяют его как совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.)

В рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера (Г.С Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак и др.).

В работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева и др. представлен способностный подход, который позволяет отождествить творческий потенциал с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности.

По мнению сторонников энергетического подхода, творческий потенциал отождествляется с психоэнегетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности (Н.В. Кузьмина, л.Н. Столович и др.)

Своеобразие подходов к рассмотрению творческого потенциала личности позволяет выделить ресурсный подход (т.А. Саломатова, В.Н. Марков и ю.В. Синягин и др.). С позиции данного подхода В.Н. Марков и Ю.В. Синягин подчеркивают, что потенциал, являясь ресурсным показателем, постоянно расходуется, возобновляется в ходе жизнедеятельности субъекта, реализуется во взаимоотношении с окружающим миром, а также является системным качеством.

Достаточно широко представлена группа исследователей, авторы которых изучают творческий потенциал личности с позиции интегративного подхода (Е.А. Алексеева, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин, А.И. Санникова и др.). В рамках данного подхода исследователи подчеркивают интегративность как его характерное свойство, и определяют творческий потенциал как дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием, которое: отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике (П.Ф. Кравчук); выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность) (А.М. Матюшкин и др.) [3].

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей. [4]

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

  • богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;

  • уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;

  • высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей [5].

Л.К. Веретенникова предлагает рассматривать творческий потенциал как интегральную характеристику личности. Она отмечает, что ядром творческого
потенциала выступает способность личности к созиданию нового,
оригинального, т.е. способность к творчеству. Вместе с тем творческий
потенциал личности не может быть сведен только к этой способности,
последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других
качеств личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью,
предполагает сформированность системы других, тесно связанных с ней и
взаимопроникающих качеств личности. Среди них психические процессы,
интеллект, направленность и другие. Веретенникова Л.К. подчеркивает, что каждый должен иметь возможность заниматься творчеством, и для этого должны быть развиты необходимые способности, умения. Проявлению творчества ребенка надо учить, следует своевременно позаботиться о формировании потребности в творческой деятельности с пробуждения к ней настоящего интереса [6].

В.Г. Рындак и Л.В.Мещерякова определяют творческий потенциал как систему личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, направленности, определяющих освоения педагогических инноваций, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения [7].

Исходя из работ Л.А. Даринской., творческий потенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

  • стремление значимости собственной личности (самореализацию);

  • творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

  • способность к самовыражению;

  • рефлексию собственной жизнедеятельности;

  • ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [8].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.

Литература:
  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Фелерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

  3. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2001. – 230 с.

  4. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996

  5. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.

  6. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 Количество страниц – 340 с.

  7. В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). – М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.

  8. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческого потенциала, творческий потенциал личности, творческого потенциала личности, развития творческого потенциала, Творческий потенциал, воспитания личности гражданина, личности гражданина России, Анализ понятия, Кулюткина творческий потенциал, потенциала личности исследователи, качеств личности, Творческий потенциал человека, творческой деятельности, творческого потенциала учащихся, реализации творческого потенциала, «творческий потенциал», понятия «творческий потенциал», освоения педагогических инноваций, рассмотрению творческого потенциала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос