Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Муравьёва Светлана Павловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Жигулина О. В., Муравьёва С. П. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/archive/166/45351/ (дата обращения: 15.12.2017).



Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изучены методы и приемы развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста в неурочной деятельности. А также определены особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте.

Cовременная образовательная система претерпевает существенные изменения, связанные с изменившимися целями общества в области образования. Требованием времени является развитие творческой личности.

Без творчества немыслимо развитие современного общества.

Творчество — это преобразующая природный и социальный мир деятельность человека, для творческого субъекта характерно стремление к самовыражению, самореализации сущностных сил, что ведет к развитию личности в целом. Если в результате творческой деятельности появляются новые оригинальные, неповторимые объекты или идеи, не имеющие аналогов в общественно-историческом развитии, такие объекты и идеи характеризуются объективной новизной.

Подростковый возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творческой способности. Данный период характерен повышенным интересом ко всему, развитием аналитико-синтетического мышления, интенсивным развитием произвольного внимания, памяти. Подростковый возраст отличается способностью к воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся подросткового возраста в настоящее время является очень актуальной [4, c.45].

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.).

Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова, В. А. Крутецкого, И. А. Зимней, В. Н. Дружинина и др. авторов.

Из всего разнообразия аспектов понятия творчества выделим те, которые полезны для наших целей:

1) творчество определяется самим процессом творчества и неважно, если его продукт не будет иметь общественную значимость и новизну;

2) под продуктом творчества понимается развитие субъекта, включенного в процесс творения (Л. С. Рубинштейн, А. В. Фомин);

3) получение результата творчества зависит от личностных качеств (индивидуальных особенностей, субъектного опыта, эмоциональной, целевой, мотивационной регуляции умственной деятельности) (Д. Б. Богоявленская, O. K. Тихомиров);

4) одними из составляющих творческого процесса являются преобразование, изменение, комбинирование (А. Т. Шумилин, Б. П. Юсов);

5) творчество обуславливается взаимодействием его субъектов (A. M. Матюшкин).

Самым широко используемым приемом развития творческих способностей является комбинированное занятие [4, c. 58]. На внеурочных занятиях применяются следующие методы обучения:

– наглядные;

– словесные;

– практические.

На занятиях целесообразно использовать интерактивную доску.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения занятий к новой образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. В таких системах учитель сам определяет последовательность и формы изложения материала. В качестве источника иллюстративного материала используются HTML документы или материалы, записанные на Flash носителях.

В процессе работы с интерактивной доской используются как традиционные, так и инновационные виды учебной работы:

– фронтальная работа (демонстрация готовых материалов);

– групповая и индивидуальная форма работы на доске;

– организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, задачам).

Работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала, учащиеся соотносят полученные сведения с практикой: при описании теоретической части материала, преподаватель предлагает ученикам выполнить практические задания под его руководством. Работа проводится пошагово и одновременно со всей группой. Применяемая форма организации учебной деятельности — фронтальная работа преподавателя с группой. Лекция-визуализация применяется с целью реализации принципа наглядности, она способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть в суть познаваемых явлений [6, c.69].

В отличие от фронтальной работы, когда действия преподавателя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности учащиеся занимаются в различном темпе. Роль учителя во время практической работы — наблюдение за учащихся, и при возникновении необходимости, оказание им помощи.

На занятиях используются и игровые технологии. Можно использовать занимательную игру «Волшебный цветок».

Из практических методов обучения используются задания. Учащиеся получают индивидуальные задания для продолжительной самостоятельной работы, которые выполняются в течение одного-двух или более занятий в классе, а также домашнее задание. Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целой теме пройденного курса.

Для проверки теоретических знаний используются тесты и кроссворды.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы.

Важным периодом в развитии и становлении личности является подростковый возраст. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка.

Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в деятельности, но и тем, как организована эта деятельность. При этом она может быть индивидуальной и коллективной. Чаще всего педагоги организуют коллективную деятельность, стимулируя и направляя каждого ребёнка, обеспечивая его активное и заинтересованное участие в общей работе.

Внеурочная деятельность учащихся не ограничивается стенами школы. Она организуется также учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями, социально–педагогическими комплексами.

Внеурочная деятельность может быть организована центрами, осуществляющими работу с детьми со специальными нуждами: центрами медико–социальной и психолого–педагогической помощи детям, центрами по профилактике девиантного поведения учащихся.

Необходимо отметить роль семьи в построении внеурочной деятельности школьников. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается организацией совместной деятельности, взаимодействия родителей и детей. Именно в этом случае достигается взаимопонимание между родителями и детьми, которое способствует успешному социальному становлению молодого поколения.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2013. — 177 с.
  2. Барышева Т. А. Творческие способности / Т. А. Барышева // Словарь–справочник Творчество: теория, диагностика, технологии / под общ.ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008. — С. 124.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2012. — 314 с.
  4. Вашурина И. А. Диагностика художественных и творческих способностей личности через тестирование // Астраханский мир науки, 2009, № 1(4). — С. 29–31.
  5. Внеурочная деятельность: организация и содержание (из опыта работы МБОУ СОШ № 95 / отв. редакторы А. П. Шушаров, М. В. Уманская — Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015. — 218 с.
  6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.– 223 с.
  7. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 310 с.
  8. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис… кандидата пед. наук. –Челябинск, 2002, –177 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, развития творческих способностей, Внеурочная деятельность, подросткового возраста, внеурочной деятельности, творческих способностей учащихся, Внеурочная деятельность школьников, Развитие творческих способностей, творческих способностей учителя, формирования творческих способностей, Психология творческих способностей, творческих способностей личности, творческих способностей ребенка, проблеме развития творческих, приемы развития творческих, особенности развития творческих, креативных способностей школьников, приемом развития творческих, исследования проблемы способностей, Внеурочная деятельность учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос