Библиографическое описание:

Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82.



Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь становится разнообразнее и сложнее. Она требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Главная цель видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой участвовать в их решении. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьного возраста, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Поэтому одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

С 2010–2011 учебного года начальные школы начали работать по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности младшего школьного школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте. Обновление учебного процесса в начальной школе опирается на те поиски, которые ведутся в теории и практике развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения достигается, прежде всего, посредством активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а добывать и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Творчество — это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством). Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.
  2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы. Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности. Сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности будет подготовлен к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, формирование личности ученика будет отличаться от того, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках повторения сказанного учителем.

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Учитель должен создать систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результата. Педагогу необходимо помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приемы. В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Например, на уроках математики предлагаются различные типы заданий и задач: составление тестов, кроссворды, стихотворения математического характера, синквейны. А также предлагается решить задачи с несформулированным вопросом, задачи на сообразительность.

Детям нравятся задания на развитие логики. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Ребёнок, у которого развито логическое мышление, всегда будет успешнее заниматься математикой.

Немаловажно также и то, что творческие задания на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор. Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Например, на уроках литературного чтения учитель может использовать следующие приемы: придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, чтение текстов по ролям с заданной интонацией (прочитать грустно, весело, равнодушно, строго и т. д.); постановка отрывков пьес, инсценировка небольших рассказов и стихотворений. Прием драматизации формулирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным.

Для творческого развития на уроках русского языка при написании сочинений первостепенная роль отводится свободным высказываниям детей. Некоторые сочинения предполагаются писать на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а. творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б. содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в. тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.

В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека — одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Литература:

  1. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа — № 9. — 2001 г. — с. 34–37.
  2. Клевцова Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Начальная школа. — № 10. — Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие. / С. Лободина. – Питер, 1997. – 256 с. 2009 г. — с. 80–82.
  3. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  4. Лук А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, Развитие творческих способностей, творческих способностей младших, способностей младших школьников, творческой деятельности, развития творческих способностей, развитии творческих способностей, младшем школьном возрасте, творческих способностей учащихся, развитие творческих способностей, школьников творческих способностей, творческих способностей школьников, творческих заданий, творческих способностей неотделимо, выполнения творческого задания, творческих способностей детей, творческих способностей присущи, развитию творческих способностей, точки зрения, творческих возможностей учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос