Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Искрин, Н. С. Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения / Н. С. Искрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42427/ (дата обращения: 25.04.2024).



Теоретические основы воспитания подрастающего поколения базируются на понимании воспитанника как Человека, становящемся в сфере образования, Человека во всем своем многообразии, соответственно, подходы к его воспитанию связаны со знаниями о человеке в различных науках. Антропологический подход, введенный в педагогику К.Д. Ушинским, дает возможность взглянуть на воспитание комплексно, ставит перед необходимостью учитывать значение духовной жизни общества, экономического развития страны и региона, экологических и социальных проблем при формировании образовательных сред, создании воспитательных систем.

Согласно В.И. Слободчикову, образование – это «всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им человеческого образа во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию» [4, с. 7]. Соответственно, развитие сущностных сил человека, достижение им самости происходит в процессе проживания своей жизни,что включает обучениекак освоение исторического опыта, социализациюкак усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм общества, развитиекак процесс и результат социализации. Воспитаниеделает личные достижения конкретными и точными в контексте социально значимых ценностей социума через возможности воспитательной среды и созданных отношений. Таким образом, воспитание – это целенаправленная деятельность по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социально-культурных ценностей общества.

Антропоцентрическая парадигма образования и гармонизация взаимоотношений общественно ориентированного и индивидуалистического типов воспитания [1, с. 6] – основные тенденции сегодняшнего образования. При организации образовательных процессов уделяется внимание уникальности личности, «субъект-субъектному» характеру взаимодействия их участников. Научная основа подхода – гуманистическая психология. Развитие личности и индивидуальности человека в системе образования – смыслоопределяющая константа. Требования к воспитательной системе образовательного учреждения, исходящие их этого смысла, заключаются в обеспечении условий свободного развития личности, а значит и ее индивидуальности. Развитие самости учащихся, становление субъективности – психологическая составляющая целеполагания образовательного учреждения.

Становление субъективности личности непосредственно связано с ее духовным ростом. Духовностьчеловека отражает его нравственную позицию, отношение к высшим социальным и культурным ценностям, идеалам общества. Достижение самости (субъективности) – достижение духовности, где духовность рассматривается не только как содержание общепринятых норм и ценностей, но и развитие высших форм индивидуальности человека, его неповторимости и, следовательно, значимости в историко-культурном контексте. Воспитательная система способствует формированию собственной позиции на основе определенных ценностей. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Оно является степенью ценности личности для себя в глазах других и составляет важную характеристику бытия человека в сообществе. Достижение достоинства как смысл воспитания личности – проблема педагогики в ее культурно-историческом аспекте.

Системность условий воспитания отражает практическую сторону целеполагания, в отличие от глобализма его смыслов (достижение самости и достоинства). В целом, мы имеем две стороны целей воспитания: цели-смыслы (идеалы) и цели-стратегии, определяющие направления, приближающие к цели-идеалу (Т.Б. Лихачев). Цели-стратегии разбиваются на конкретные задачи, исходя из особенностей педагогического проектирования конкретного образовательного учреждения и с учетом возрастных особенностей воспитанников (соотношение с типом ведущей деятельности по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина и ступенями развития субъекта человеческой общности по В.И. Слободчикову).

Результат «образовательных усилий» учреждения – модель выпускника, в которой отражены потребности и ожидания социума. Уровнем достижения результата определяется качество образования (обучения и воспитания), в том числе через понятие компетенции: социальные, межкультурные, компетенции саморазвития. Приобретение компетенций, достижение самости и достоинства непосредственно связано c активностью ученика и его включенностью в деятельность. Деятельностькак особая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное сохранение и изменение (А.В. Мудрик), обладает большим потенциалом для развития, задатков и способностей человека и их реализации, который реализуется при условии статуса человека как субъекта деятельности и направленности на удовлетворение потребностей в сотрудничестве и достижении.

Требования к качествам личности выпускника образовательного учреждения постоянно меняются, возрос спрос на самостоятельных, компетентных, творческих людей, имеющих нестандартные взгляды на решение проблем; способных быть адекватными требованиям общества с потенциалом опережающего развития. Воспитание такой личности возможно при условиях: 1) одной из доминант воспитания необходимо признать активность, а значит личную свободу субъектов воспитания, воспитание «свободоспособности» личности — готовности самостоятельно принимать адекватные решения личностного и общественного характера; 2) воспитательные процессы, как социальные явления, не возможны без включения субъектов воспитания в коллективную деятельность, где на первый план выходит понятие референтности личности, ее статус в группе и способность оценивать и изменять свои социальные позиции (роли). Основой социализации индивида, итогом должна стать воля к свободоспособности, является его способность (или стремление) к самоактуализации. Таким образом, референтность напрямую связана с понятием свободоспособность. Именно через деятельность, определяемую жизненными ценностями, происходит выбор социальной группы, в рамках которой человек реализует свои способности.

Главная трудность жизненности концептуальных основ воспитания - проблемы становления воспитательных систем образовательных учреждений, прежде всего, значение педагогических коллективов в становлении воспитательных систем, их коллективная позиция относительно возможности сообществ взрослых и детей, их понимание «свободоспособности» юных граждан. Большинство современного учительства не готово к такой постановке вопроса, именно поэтому необходима серьезная кадровая работа по формированию новых профессиональных установок менеджеров образования и педагогов по отношению к ребенку и его месту в образовательном учреждении. Инновациям воспитательной системы учреждения должен предшествовать анализ готовности учителей, детей, родителей к возможным изменениям. В зависимости от вариантов степени готовности, определяется целеполагание учреждения и характер инноваций воспитательной системы. Осуществлять системные изменения в образовательных учреждениях невозможно без учета особенностей профессиональной культуры менеджеров образования и педагогов. Следуя определению профессиональной культуры – опыт профессиональной деятельности, сохраняемый в различных культурных формах (Л.И. Фишман), принимая во внимание и тот факт, что профессиональная культура является частью культуры общества, ясно, какое особое место в формировании воспитательных систем занимает формирование новых элементов профессиональной культуры их организаторов.

«Инвентаризации» воспитательных элементов образовательных учреждений, анализ их нынешнего состояния в соотнесении с целями создания (идеалами) и развития (стратегическими) обращает внимание на дополнительное образование как на часть общего. Воспитательное значение дополнительного образования, по сравнению с базовым, традиционно преувеличивается, учитывая его возможности мягкой регламентации образовательной деятельности в формировании содержания образования, моделирования воспитательных систем и направлений деятельности в рамках этих систем. Эффективной основой любого воспитывающего сообщества может стать дополнительное образование — общее дело и отношения по поводу этого дела [2, с. 74–78].

Основой воспитательной системы являются сообществасубъектов воспитания, действующие в заданных образовательных (воспитательных) средах. Образовательная среда является основополагающей для формирования сообществ в образовании. И наоборот, сообщества определяют образовательную среду. «Общественному» всегда придавалось особое значение в образовательных системах. Понятие «сообщество» появилось как термин нового образования, подчеркивающий совместность, организованность, общее дело, общественный (социальный) фактор влияния на развитие личности. Важно отметить, что сообщество — явление многоуровневое и многозначное и включает: общество в целом как метасистему с включенным в него образованием; совокупность локальных сообществ на уровне регионов и муниципальных образований; сообщества, образующие отдельные образовательные системы и учреждения; сообщества как малые группы, общности, коллективы. Особе значение придается и общественной жизни в образовательных учреждениях, детским и молодежным общественным организациям, ученическому самоуправлению. Воспитательная значимость детского общественного объединения состоит в том, что оно способно удовлетворить интересы ребенка, его социальные потребности, предоставить возможность быть принятым детским сообществом, стать значимым для других, найти защиту от агрессивности сверстников и взрослых, попробовать быть гражданином. Участие в социальном проектировании, школьном самоуправлении– важная часть социализации личности ребенка.

Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения по месту жительства, работа с семьями воспитанников – часть изучения проблем образовательных сред и сообщества.Значение детской, подростковой и молодежной субкультуры для развития личности, особенности окружающей ее среды заставляют пристальнее обратить внимание на участие педагогов микрорайона (города, села), образовательного учреждения в целом, на организацию и коррекцию процессов, происходящих в этой среде, привлечение родителей к активному включению в деятельность в рамках воспитательной системы.

Отсроченность результатов воспитательных усилий образовательного учреждения обуславливает сложность критериальной структуры и ее неоднозначность. Воспитательная система учреждения создается на основе комплексного учета макро-, мезо- и микропозиций: универсума социокультурных ценностей, государственного и общественного заказа к системе образования, возможностей педагогического проектирования конкретного образовательного учреждения. Критерии оценки эффективности воспитательной системы напрямую связаны с критериями формирования системы: то, что заложено в основе деятельности – должно получиться в результате [3]. И это требует отдельного внимания и изучения.

Литература:

1. Зимняя И. А. Проблема современного образования в России (состояние, пути решения) [Текст] / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 82 с.

2. Искрин Н. С. Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования [Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 3-2. – С. 74-78.

3. Искрин Н. С., Комаров В. В., Черноиванов В. Б. Проблемы оценки качества воспитания в образовательных учреждениях через призму формирования образовательного пространства: Учебное пособие / Под ред. В.В. Комарова. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2004. – 120 с.

4. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Ученые записки. – 2010. – Т. 3. – Сер. Психология. Педагогика. – № 2 (10). – С. 3–8.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, воспитательная система, воспитание, дополнительное образование, достижение самости, профессиональная культура, развитие личности, система, образовательная среда, педагогическое проектирование.


Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям...

Образовательная среда как фактор формирования...

Однако учреждения высшего педагогического образования должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы мощным механизмом профессионального становления будущего учителя.

Построение образовательной среды современной школы

Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]...

Современная образовательная среда, как фактор...

Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению...

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям...

Образовательная среда как фактор формирования...

Однако учреждения высшего педагогического образования должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы мощным механизмом профессионального становления будущего учителя.

Построение образовательной среды современной школы

Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]...

Современная образовательная среда, как фактор...

Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией...

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению...

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Задать вопрос