Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных объединений» в немецкой педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 4687 раз

Библиографическое описание:

Чамкаева, Е. П. Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных объединений» в немецкой педагогике / Е. П. Чамкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4831/ (дата обращения: 16.04.2024).



Современными учеными доказано, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Мы считаем, что метод экспериментирования является одним из эффективных способов познания окружающего мира. Почему? Именно экспериментирование развивает речь детей (умение чётко выразить свою мысль, обогащается словарь детей новыми словами); развивает познавательные психические процессы, в частности логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать).

Для развития познавательного интереса и активности детей, поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в нашей группе есть уголок экспериментирования. Там находятся материалы в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Мы убедились, что эксперимент наиболее эффективен в старшем дошкольном возрасте. Дошкольник 5–7 лет изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Зачастую непосредственная образовательная деятельность помогает расширить представления ребенка об окружающей действительности, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он не столкнулся в быту. В процессе экспериментирования побуждаем детей задавать вопросы, прививаем навыки межличностного общения и сотрудничества (ведь это очень важно для детей с речевым негативизмом). Ребенок с общим недоразвитием речи учится договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать, вести диалог со сверстниками. Для этого, во время проведения опытно-экспериментальной деятельности, акцентируем внимание детей на мнение других, учим внимательно слушать товарища, предлагаем активным детям помочь застенчивому сверстнику.

Экспериментальная деятельность дает детям с ОНР возможность продуктивного общения, самореализации, повышает ответственность, способствует осуществлению сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками.

КОНСПЕКТ

совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе (для детей с ОНР)

«Волшебные превращения ниточек»

Возраст : подготовительная к школе группа.

Вид детской деятельности : познавательно — исследовательская.

Модель организации образовательного процесса : совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей.

Цель: закрепление и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о нитках через элементарное экспериментирование.

Программное содержание:

− закрепить знания о свойствах и особенностях использования нитей в различных изделиях;

− познакомить с историей возникновения нитей и их изготовлением;

− познакомить со способом получения натуральных красителей (свёкла, морковь);

− продолжать учить самостоятельно, рассуждать и делать умозаключения.

− развивать мышление, познавательный интерес и познавательные действия в экспериментальной деятельности;

− развивать умение не только получать знания, но и пользоваться полученными знаниями;

− развивать самостоятельность и инициативность в познавательной деятельности;

− совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в работе с нитками;

− воспитывать любознательность, умение действовать совместно и самостоятельно в познавательной деятельности.

Словарная работа: активизировать слова «хлопок», «хлопковая», «шерсть», «шерстяная», «овечья», «клубок», «пряжа», «скрученная», «швейные», «прялка», «прочная», «краситель», «терка», «натереть», «отжимать», «бордовый».

Предварительная работа :

− рассматривание клубочков с нитками; катушки ниток;

− проведение дидактических игр: «Четвертый лишний», «Хорошо-плохо», «Что сначала что потом?», «Какой сок из чего?» (для развития умения детей аргументировать свой ответ, рассуждать);

− разучивание физкультминутки.

Материал и оборудование:

разные виды нитей (клубки шерстяных вязальных нитей, катушки с хлопчатобумажными нитками), платок; образцы овечьей шерсти и хлопка; нити шерстяные и хлопчатобумажные длиной 10 см., лупы; красители пищевые (свекольный и морковный сок); контейнеры для покраски нитей; ручная тёрка; игрушки — птички, сделанные из нитей; видеоролики «Прялка в старину», «Изготовление нитей сегодня».

Ход занятия:

Воспитатель (В): Уменя для вас сюрприз! Вам интересно, что это? Загадка: То, что прячется внутри: Есть в клубочке, есть в катушке, даже есть в игольном ушке!

В: Посмотрите, сколько разных ниток! Вы поможете мне их рассортировать? Нитки нужно разложить в 2 контейнера (Дети сортируют нитки)

В: Ребята, посмотрим какие здесь нитки? Из чего эти нитки сделаны? (рассматривают нитки из шерсти)

Если эти нитки из шерсти, значит, они какие… шерстяные. Скажи Варя какие?

В: Какие изделия можно связать из шерстяных ниток? (Ответы — вяжут шапки, носки, шарфы…)

Если из них вяжут, значит, они какие?… вязальные.

Каких животных разводят для получения шерсти? Откуда люди берут шерсть? .

В: Правильно, люди разводят овец.

Вот у меня в контейнере –шерсть. Возьмите себе по комочку. Какая шерсть? (овечья ).

В: « Для получения шерсти овец стригут, потом шерсть сортируют, расчёсывают, разрыхляют, промывают, сушат и отправляют на прядильно-ниточный комбинат, где из шерсти делают пряжу».Что делают?

А что вы можем рассказать про эти нитки? Подойдём и рассмотрим их . (рассматривают нитки из хлопка) Из чего сделаны эти нитки ?

В: «Это нитки из хлопка. Хлопок — это растение, которое специально выращивают на полях. Плоды созревшего хлопка похожи на белые коробочки с ватой, которые собирают и отправляют на прядильно-ниточный комбинат, где из него делают нитки из хлопка».

Как вы думаете, ребята, где используют нитки из хлопка? Для чего они нужны?

Правильно, ими шьют одежду.

Значит эти нитки, какие?... (швейные). Правильно, это швейные нитки на катушках.

Нитки разные нужны

Нитки разные важны

Ими вяжут, ими шьют,

Но сначала их прядут.

Вы хотите узнать, как получаются нитки? Посмотрите на экран.

(Демонстрация видеоролика «Изготовление нитей сегодня» со словесным сопровождением воспитателя « Хлопок очень мягкий, он похож на белый пушистый снег… Его рыхлят с помощью специальных машин…Так создается основа для нитей. Затем машины вытягивают хлопок, расчесывают, скручивают и наматывают на огромные катушки — бобины»

(Демонстрация видеоролика «Прялка в старину» со словесным сопровождением воспитателя « Давным-давно нитки делали по-другому. Женщины часами сидели за прялкой. Они вручную скручивали овечью шерсть в длинную нить и наматывали ее на веретено. Чтобы нити не путались, их укладывали на специальный станок, а затем заплетали косы.

Со временем люди изобрели ножную прялку, которая ускорила процесс изготовления нитей. А после долгой и трудной работы им хотелось отдохнуть». И я приглашаю вас поиграть.

Физкультминутка

В деревушке три Катюшки

Взяли в руки три катушки

Сшили дедушке жакет,

Сшили бабушке жилет,

А девочкам и мальчикам,

Всем Андрюшкам и Наташкам,

Сшили яркие штанишки,

Шили пёстрые рубашки.

Экспериментирование:

В: Как вы думаете, все ли нитки одинаковые? Чем они отличаются? Как вы думаете, какая из этих ниток более прочная? Как проверить? Тимур ты так думаешь, а ты Аделина что предлагаешь? Кто думает по-другому? Аделина сказала, что можно порвать нитки. Проверим?

В: Попробуем рвать нитки. Что у нас получится? (Дети рвут хлопковую нить, затем шерстяную). Что мы делали? Что мы хотели узнать? Что мы узнали? Какую нить порвать труднее? Почему? Рассмотрим нитки сквозь лупу. Что вы можете сказать о шерстяной нитке? (Толстая, пушистая, ворсистая) Посмотрим еще раз через лупу. Попробуем нитку раскручивать . Что мы видим?

В : Оказывается, шерстяная нитка скручена из нескольких тонких нитей!

Шерстяная нитка, еще какая? Да, значит шерстяная нитка не только толстая, ворсистая, а еще и какая?... скрученная.

Теперь что мы можем сказать о прочности шерстяной нитки? (Шерстяная нитка скрученная, поэтому прочная).

Да, шерстяная нитка прочная не только из-за того, что она толстая и ворсистая, но и скручена из нескольких ниток. Поэтому прочная и крепкая.

В: Что можем сказать про другую, хлопковую нитку?

Рассмотрим через лупу. (ответы детей). Кто хочет сказать? Какая эта нитка из хлопка? (Тонкая, ровная, гладкая, непушистая, быстро рвется).

Значит, нитки по качеству бывают какие? … разного цвета, разной толщины и разной прочности.

В: Ребята, интересно, а как же получаются цветные нитки?

Д: Их красят.

В: Чем можно покрасить нитки? Я приготовила для вас краски (Показ двух пробирок с красителями ) Эти краски сделаны и овощей. Как вы думаете, из какого овоща получилась эта краска? (из моркови) А эта краска? (из свеклы)

Вспомните, какие на ощупь эти овощи? ( твердые)

А краска, которую я получила какая? (жидкая)

Как вы думаете, как же из твердых овощей я получила жидкую краску? ( ответы детей — выжали сок)

А как мы получаем сок? С помощью чего? (С помощью, какой домашней техники? )

Сегодня приготовим сок с помощью терки . (показывает) Что нужно сначала делать, а что потом? Правильно, сначала нужно натереть овощ через терку, потом отжать сок. (надевают фартуки).

Тереть овощи сегодня буду я, а отжимать мне поможет кто-то из вас (педагог трет морковку и свеклу, отжимают дети, вытирают руки влажной салфеткой)

Вот у нас и получились морковный и свекольный сок! Наливаем сок в тарелочки за другими столами.

В: Что будет, если мы опустим нитки в тарелочки с соком ? Попробуем этими соками покрасить нитки! Подойдите к этим столам, здесь есть все необходимое. Одну нитку покрасим морковным соком, а другую — свекольным.

Приступайте к работе. Покрашенные нитки выложите на белый лист бумаги (дети самостоятельно окрашивают нити, воспитатель при необходимости помогает детям).

В: Что же произошло с нашими нитками? Да, они окрасились? Были белые нитки — а теперь они оранжевого цвета и еще какого?... бордового! Что мы делали? Что мы узнали? (ответы детей-нитки можно красить красками из овощей ). Что есть в соке моркови и свеклы? (ответы детей).

В: Правильно, в овощах есть не только полезные для здоровья витамины, но и … что? ( Краски, красители, которыми можно окрашивать нитки, ткани).

В: Молодцы, ребята! Хорошо поработали. (Дети встают в круг)

В: Ребята, что интересного и нового вы сегодня узнали? Говорит тот, у кого в руках оказывается клубок ниток! (Дети рассказывают и передают клубочек стоящему рядом).

Посмотрите, у меня для вас есть вот такие птички. Из чего они сделаны ? (ответы детей — из ниток). Подарим их малышам, и поиграем с ними.

Литература:

  1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.//Дошкольная педагогика, 2011, № 3
  2. Картушина, М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5–7 лет, — М.: Скрипторий, 2009
  3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование /Е. В. Марудова. — СПб: Детство-Пресс, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный потенциал, объединение, подрастающее поколение, воспитательная система, воспитательный потенциал детских, деятельность, система воспитания, современная немецкая педагогика, характеристика.


Похожие статьи

Детская общественная организация и её воспитательный...

Детская общественная организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение страны. Современная детская общественная организация может быть охарактеризована как объединение...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

В современном образовательном пространстве существуют разные педагогические модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они основаны на приоритетах целей и задач воспитательного процесса.

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Воспитательный потенциал сельского социума стал предметом научно-педагогических исследований Голошумовой Г. С. (вопросы этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельскогосоциума...

Воспитательный потенциал уроков литературы | Статья...

Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения...

Особенности воспитания и социализации молодежи...

Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе.

 повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями...

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

В современной системе образования Узбекистана большое место занимает воспитание, которое направлено на поощрение самостоятельности и гуманности подрастающего поколения.

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Теоретические основы воспитания подрастающего поколения базируются на понимании воспитанника как Человека, становящемся в сфере образования, Человека во всем своем многообразии, соответственно...

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Похожие статьи

Детская общественная организация и её воспитательный...

Детская общественная организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение страны. Современная детская общественная организация может быть охарактеризована как объединение...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

В современном образовательном пространстве существуют разные педагогические модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они основаны на приоритетах целей и задач воспитательного процесса.

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Воспитательный потенциал сельского социума стал предметом научно-педагогических исследований Голошумовой Г. С. (вопросы этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельскогосоциума...

Воспитательный потенциал уроков литературы | Статья...

Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения...

Особенности воспитания и социализации молодежи...

Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе.

 повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями...

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

В современной системе образования Узбекистана большое место занимает воспитание, которое направлено на поощрение самостоятельности и гуманности подрастающего поколения.

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Теоретические основы воспитания подрастающего поколения базируются на понимании воспитанника как Человека, становящемся в сфере образования, Человека во всем своем многообразии, соответственно...

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Задать вопрос