Библиографическое описание:

Варюхина Т. А. Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 6-8.

Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев писал, что образовательный процесс не только передача чего-то от одного к другому, сущностью образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения. Сущность образовательного процесса, по мнению педагога, с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его [7].

Понятие «личности» еще не получило четкого определения ни в психологии, ни в педагогике. Проблема личности затрагивается в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, В.С. Выготского, Л.М. Лузиной и других ученых, в которых личность представляется как система, отвечающая всегда как единое целое на воздействие ситуаций, которая возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые человеку, становятся внутренними требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющего без идущего извне вызова. Анализ разных подходов к определению личности показывает, что «разные авторы определяют «личность» по-разному, но всё множество теоретических воззрений, согласно О.П. Елисееву, имеет общее содержание, некоторое общепризнанное, устоявшееся определение, по крайней мере, в границах данной культуры и соответствующей парадигмы научного познания.

В современных условиях все определения или теории личности сходятся в одном и том же общем, «предельном понимании человека: человек выступает как человек, если он является личностью» [5].

Следовательно, может быть сформулировано некоторое предельное понятие личности, связывающее бытие и небытие человека: «личность – это качество человека, связывающее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности» [5].

По нашему мнению личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов.

Разработка проблем развития личности является важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку ее решение позволит проектировать деятельность индивида с целью ее оптимального развития. Это связано с тем, что развитие личности, прежде всего, определяется развитием той деятельности, в которую включен индивид, а также тем, насколько теоретически обоснован и экспериментально выверен характер самой деятельности. Предпосылками развития личности являются ее потребности, а также возможности их удовлетворения. По мере развития личности «растет целостность, интегративность ее психических организаций, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития, происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми» [1; 6].

Проблема развития личности является сложной и дискуссионной. По утверждению В.И. Слободчикова и Е.А. Исаева, понятие «развитие» совмещает в себе «три достаточно самостоятельных процесса»: становление – «как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня, как единство уже осуществленного и возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития»; формирование – как оформление (обретение формы) и совершенствование (обретение совершенного, предшествующего в культуре образца); преобразование – как саморазвитие, преодоление чего-то сложившегося [9].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова профессиональное развитие рассматривается как «рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, происходящее принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии» [7; 8].

В процессе развития личность проходит ряд периодов или стадий, каждый из которых имеет свои особенности. Качественные особенности развития личности в каждом периоде раскрываются через понятия «ситуация развития» и «ведущая деятельность». Переход от одной стадии к другой осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития личности возникают и накапливаются противоречия, которые и приводят к более высокому уровню развития.

Среди теорий психологического развития выделяются две, по – разному трактующие источники развития личности. Первая теория рассматривает развитие личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принципе не зависимые от воспитания и обучения человека. Сторонники данной теории считают, что обучение и воспитание оказывает ускоряющее влияние на развитие личности, но изменить внутреннюю последовательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Данная концепция рассматривает обучение и развитие как два независимых друг от друга процесса; представляет развитие личности как процесс, который подчинен природным законам, а обучение – как чисто внешнее использовании возможностей, которые возникают в процессе этого развития.

Вторая теория, развиваемая научной школой Л.С. Выготского, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений, в результате чего происходит воспроизведение в человеке исторически сформировавшихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс развития личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ определенный сложившийся в данном обществе системой воспитания и образования. Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение должно опережать развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития)[3; 6, c. 22-23].

Потенциальные возможности будущего специалиста связаны со сферой личности. Это процесс реализации личностного потенциала, самоосуществления личности, обретения человеком своего жизненного пути за счет полного использования и развития имеющихся задатков, превращения их в способности, что, безусловно, ведет к достижению вершины профессионализма [2].

Под потенциальным понимаются такие свойства, возможности личности, которые могут осуществиться и стать реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности.

Под актуальным понимаем уже развитые и действующие в тех или иных условиях свойства и особенности личности, являющиеся реализацией и конкретизацией тех свойств, которые ранее находились в потенциальном состоянии. Актуальное - это качественно новый уровень развития потенций, отражающий новые возможности личности, способствующие ее дальнейшему развитию.

Потенциальное под воздействием педагогических условий, вызвавших деятельность и активность личности, начинает актуализироваться, проявляться, функционировать и в ходе этих процессов развиваться и превращаться в актуальное. Актуальное характеризуется мерой осуществленности возможностей, своеобразными результатами активности личности. По сравнению с потенциальным это другой, новый уровень существования личностного образования. Через актуальные проявления - деятельность, действия, отношения и т. д. - представляется возможным судить о содержании потенциальной сферы личности до создания условий ее перехода в реальное актуальное.

В нашем понимании развитие личности есть субъектный процесс, обеспеченный наследственными, психологическими и педагогическими факторами. В педагогическом аспекте «развитие личности» определяется нами как непрерывный процесс накопления и проявления потенциального личности (единство возможного и осуществленного), обеспечивающий расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством различных факторов, в том числе, педагогических. Такое понимание развития личности как педагогического феномена позволяет выделить в данном процессе ряд периодов, базирующихся на существенных психологических признаках возрастного развития и соответствующем педагогическом обеспечении. «В настоящее время данный подход наиболее прослеживается в педагогике возрастного развития А.С. Белкина» [4].

Особо подчеркнем решающую роль в развитии личности обучения как «сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества» [6, c. 20]. При этом личность – не пассивный объект влияния среды, а активное, деятельное существо, поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через взаимодействия человека со средой, через его деятельность в среде и тем самым обуславливают развитие личности. Человек – активное существо, он сам сознательно меняет свою личность, но этот процесс мотивируется той средой, в которой он находится. Поэтому « организованная и стимулированная деятельность человека является основой и условием развития личности» [6, c. 21].

Теоретический анализ потенциальной сферы личности и особенности ее развития в образовательном процессе позволил сделать следующий вывод.

Образовательный процесс в колледже есть непрерывный процесс, направленный на развитие личности будущего специалиста как единство возможного и осуществленного (потенциально-актуального), обеспечивающий углубление и расширение его связей с обществом, другими людьми, самим собой в образовательном процессе. Студент является активным субъектом образовательного процесса и имеет потенциальные возможности становления профессионально зрелой личности.


Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263с.

2. Виленский М.Я., Макеева В.С. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя // Педагогическое образование и наука. 2003.- №3. с. 10 – 15

3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6т. – Т.4

4. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза [текст]: монография / И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова. – Красноярск: СибГТУ, 2006. – 154с.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. испр. и перераб., СПб: Питер, 2003 – 512 с.: - (Серия «Практикум по психологии)»

6. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера. – Свердловск, 1988.

7. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. – М., 1982.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Издательство МарТ, 2005 – 448с.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъектной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416с.

Основные термины (генерируются автоматически): развития личности, развитие личности, образовательном процессе, особенности развития личности, ведущих сфер личности, сфер личности детей, личности детей дошкольного, Социально-правовая защита личности, защита личности ребенка, потенциальной сферы личности, возможности личности, личности будущего, процесс развития личности, Проблема развития личности, мере развития личности, проблем развития личности, эволюционного развития личности, источники развития личности, дальнейшего развития личности, развития личности будущего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос