Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.04.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Расулова, Ф. Ф. Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком / Ф. Ф. Расулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68947/ (дата обращения: 25.05.2020).



Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекционный метод и техника, показывающие отношение к негативным ситуациях.

Ключевые слова: агрессия, коррекция, эмоция, гнев, самоуправления, тренинг, метод, игры.

В Узбекистане вопросы воспитания молодежи подняты до уровня государственной политики. Сегодня благодаря независимости в семьях и учебных заведениях в сердца молодых людей вкладывается понятие морали, принципы нравственной чистоты. Гармоничное воспитание молодежи, оберегание ее от чуждых идеологий, формирование у нее навыков противостояния идеологическим угрозам является важным направлением политики нашего государства. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах были обозначены такие задачи как «Воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества». В связи с чем в структуре преобразований, осуществляемых сегодня в стране, важное место занимают вопросы повышения активности подростков в обучении, развитие их способности к эмпатии в межличностных отношениях, адекватного оценивания себя как личности, помощь им в поиске и обретении своего места в социуме, а также проблемы усовершенствования психологических механизмов формирования нравственных умений.

Проблема детской и подростковой агрессивности, а также смежных ей форм поведения в современной психологической науке рассматриваются как приоритетные темы научных исследований. В зарубежной психологической науке выполнено и выполняется множество работ по изучению факторов и причин возникновения и развития агрессивного поведения детей и подростков: в частности, А. Бандура и P.Уолтерс изучали взаимосвязь насилия и девиантной агрессивности, O.Barnett, C. L. Miller-Perrin было изучено влияние родительского воспитания на возникновение детской агрессивности, А. Басс уточняется значение агрессивного поведения в осознании подростками своего места в обществе, Б.Крейхи изучено влияние манипулятивного влияния средств массовой коммуникации на побуждение к агрессивному поведению.

Среди отечественных психологов Э. Г. Гозиевым, Н. Г. Камиловой, Г. К. Тулагановой, Б. М. Умаровым, З. Т. Нишановой проведены исследования психических особенностей детского и подросткового возраста, в которых основное внимание направлено на проблемы девиантного поведения, акцентуации характера, детского и подросткового суицида, самооценки и самоконтроля. В работах Н. М. Далимовой изучалось влияние компьютерных игр на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте.

При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:

– контакт с ребенком;

– уважительное отношение к личности ребенка;

– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.

Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.

Причины агрессии детей иметоды их коррекции

Причина

Методы коррекции

Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

– подвижные игры

– спортивные эстафеты

– «минутки радости» между занятиями

Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

– беседа с родителями

– направление к психологу

– наблюдение за поведением ребенка

– совместное включение в сюжетно — ролевые игры

– налаживание эмоционального контакта с ребенком

Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

-//-

Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

– беседа с родителями

– направление к психологу

Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)

– препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло

– проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок

– аретопсихотерапия

– ненавязчивое разъяснение поступков действующих лиц

– давать способы и образцы миролюбивых способов общения

– обсуждать книги, предусмотренные программой

– перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

– подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния

– психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

– обучение приемам саморасслабления

– разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1–2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 минут, младшего школьного возраста — не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростками могут проводиться в течение 1–1,5 часов.

Если вы считаете, что для вашего ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, соответствующих его возрасту, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ваш ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Если вы пришли к такому не очень приятному заключению, то не стоит отчаиваться или пытаться все свои силы приложить к тому, чтобы защитить окружающих от своего сына или дочери. Думающему и педагогически грамотному родителю лучше потратить время и силы на анализ сложившейся ситуации и поиск путей помощи самому ребенку.

Литература:

  1. Бандура А, Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. ‒ М.: Эксмо пресс. 2000
  2. Нишонова З.Т, Аскарова Н.А, Расулова Ф. Ф. Диагностика и психокоррекция детей с агрессивным поведением. Ташкент. 2011.
  3. Расулова Ф. Ф. Детская агрессия. Диагностика и психокоррекция. Ташкент. 2018.
  4. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. — М.: Минск, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, проблемная ситуация, ребенок, игра, Узбекистан, положительное внимание, подростковый возраст, коррекционная работа, ваш ребенок, психолог.


Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога по преодолению...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в

В большинстве случаев, если не проводить коррекционной работы агрессия подростков может...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Особое внимание уделяется видам коррекционной работы и методам коррекции агрессивного поведения. Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция, психологическая коррекция, метод...

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы... агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их...

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами. Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Следующий шаг в работе с детьми с агрессивным поведением — это запрос в центр ППМС

С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в том, что ребенок часто теряет

Дети дошкольного возраста демонстрируют такие способы агрессивного поведения как плач

Большое внимание следует уделять применению приемов коррекции агрессивного...

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период. Такой период характеризуется возрастными изменениями.

Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, не в момент обострения.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения.

Профилактика вербальной агрессии подростков...

Таким образом вербальная агрессия детей подросткового возраста — явление, от которого

Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками

подросток, вербальная агрессия, ребенок, речевая агрессия, подростковый возраст...

Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога по преодолению...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в

В большинстве случаев, если не проводить коррекционной работы агрессия подростков может...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Особое внимание уделяется видам коррекционной работы и методам коррекции агрессивного поведения. Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция, психологическая коррекция, метод...

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы... агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их...

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами. Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Следующий шаг в работе с детьми с агрессивным поведением — это запрос в центр ППМС

С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в том, что ребенок часто теряет

Дети дошкольного возраста демонстрируют такие способы агрессивного поведения как плач

Большое внимание следует уделять применению приемов коррекции агрессивного...

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период. Такой период характеризуется возрастными изменениями.

Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, не в момент обострения.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения.

Профилактика вербальной агрессии подростков...

Таким образом вербальная агрессия детей подросткового возраста — явление, от которого

Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками

подросток, вербальная агрессия, ребенок, речевая агрессия, подростковый возраст...

Задать вопрос