Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 12.03.2015

Статья просмотрена: 1792 раза

Библиографическое описание:

Степанова Е. В., Попов В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 788-791. — URL https://moluch.ru/archive/86/16176/ (дата обращения: 17.10.2018).

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия, игры и упражнения.

 

В современном обществе увеличились различные виды отклонений в поведении подрастающего поколения. Среди таких отклонений особую тревогу вызывают агрессивность. В последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими асоциального поведения. В целом агрессивный тип характера обнаруживают 75 % 12–14 летних подростков с асоциальным поведением [1].

Агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивное поведение — специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [8, с. 80].

Проявления различных форм агрессивности обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у подростков преобладает физическая агрессия. Как показывают исследования Л. М. Семенюк, уже в возрасте 12–13 лет у подростков наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм [7].

Анализ литературы позволил выделить несколько наиболее распространенных причин агрессивного поведения подростков: боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; длительные и частые фрустрации; унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей; СМИ.

Школа сегодня становится одной из зон поиска наиболее эффективных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

Профилактика представляет собой совокупность мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия. Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, которые ориентированы на устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей [8, с. 18].

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится психологически необходимой. Проанализировав литературу, можно прийти к выводу, что проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:

-        выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;

-        своевременная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.

Ведущая роль в предупреждении агрессивности у подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, привить умения находить мирные пути решения конфликтов, большую важность также имеют навыки совместной работы, получаемые в частности в рамках школы.

Особый интерес представляет собой проблема в выборе необходимых форм и методов профилактики. Остановимся на основных формах:

1.      Тренинг по профилактике агрессии наиболее эффективно воздействует на формирование социокультурной компетентности личности подростка, так как подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Программа тренингов по профилактике агрессивности подростков направлена на решение следующих задач:

1)      Создать в группе атмосферу взаимного принятия, безопасности и поддержки для максимально полного раскрытия личностью своей позиции и проявления эмоций

2)      Создать в группе условия для осознания каждым участником собственной ценности и уникальности, стимулируя тем самым толерантное отношение к другим на основе осознания их права на собственную неповторимость.

3)      Формировать и развивать навыки уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

4)      Помочь каждому участнику осознать свою позицию в общении друг с другом на основе анализ своих агрессивных установок в отношении некоторых людей.

Для решения поставленных задач в процессе реализации данной программы используются различные формы работы: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, психотехнические упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия [4, с. 55–56].

2.      Арт-терапия. Цель: проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. С помощью рисунка подросток невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах; метод широко применяется для снятия негативных эмоциональных состояний. Подростки рисуют в соответствии со своими желаниями, а также для того, чтобы выразить свои мысли и чувства. Очень большой эффект оказывает на психику рисование пальцем левой кисти для правшей и наоборот [2, с. 59–60].

Среди методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков выделяются:

1.      Игры и упражнения различной направленности для снижения агрессивного поведения подростков:

-        игры и упражнения для обучения приемлемым способам выражения гнева («Разрывание бумаги», «Ролевое проигрывание ситуаций»);

-        игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции («Розовый куст», «Избавление от тревоги»);

-        подвижные игры для физического и эмоционального раскрепощения («Круговые движения», «Кукла Бобо») [3, с. 246–249].

2.      Дискуссия — это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций. Примером такой работы может быть проигрывание сюжетов, индивидуальных рисунков [5, с. 102].

3.      «Беседа с собой» учит подростков размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием. Данный метод предполагает следующие шаги:

1)      Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».

2)      Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»

3)      Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»).

4)      Затем принимается решение — что надо делать и как надо поступить [4, c.58].

Помимо форм и методов профилактики, важно определить какие специалисты будут заниматься этой проблемой.

Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних.

Классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической работы с подростками. Он делает первичный запрос специалистам и представляет информацию о ребенке.

Не менее важным специалистом в данной проблеме является психолог. Он изучает личность подростков, анализирует адаптацию ребенка в социуме, выявляет дезадаптированных подростков, изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками. В его обязанности также входит подбор диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.

В случае, когда агрессивное поведение сопутствует правонарушение, к взаимодействию привлекается инспектор по делам несовершеннолетних. Он проводит пропаганду правовых знаний в образовательном учреждении, участвует в проведении родительских собраний, классных часов. Совместно с представителями педагогического коллектива образовательного учреждения в классах со сложной психолого-педагогической обстановкой проводит профилактические беседы, другие необходимые мероприятия [6, с. 73–79].

Работа образовательного учреждения в аспекте проблемы агрессивного поведения подростков представляет собой единство трех компонентов:

-        предупреждения агрессивного поведения путем педагогического просвещения и актуализации проблемы для всех участников образовательного процесса к проблеме;

-        сопровождения пар «агрессор-жертва» как необходимого условия прекращения или локализации агрессивного поведения;

-        социально-педагогического проектирования среды самореализации подростков как предупреждения и коррекции агрессивного поведения.

 

Литература:

 

1.       Аверин, В. А. Психология детей и подростков: / В. А. Аверин // Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. — 2006. С. 361

2.       Бакшеева, Т. С. Влияние арт — терапии на поведение подростков // Школьному психологу. — 2010. — № 7. — с. 58–60

3.       Ванакова, Г. В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? / Г. В. Ванакова // народное образование. — 2012. — № 7. — С. 245–250.

4.       Воробьев, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. — 2008. — № 6. — с. 55–61

5.       Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. — М.: пед. центр Эксперимент, 1998. — 180 с. — ISBN 5–87474–011–2.

6.       Самусенко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2010. — № 9. — С. 73–79.

7.       Самусенко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2010. — № 9. — С. 73–79.

8.       Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Попова. — М.: Академия. — 2013. — 176с. — (Сер. Бакалавриат). — ISBN 978–5-7695–7425–2.

Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, психолого-педагогическая профилактика, образовательное учреждение, метод профилактики, классный руководитель, подростковый возраст, асоциальное поведение, профилактическая работа.


Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог.

Возможности работы педагога-психолога по преодолению...

Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

Профилактика вербальной агрессии подростков...

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении. Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, профилактика.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.

Педагогические условия профилактики агрессивного...

агрессивное поведение, агрессивное поведение детей, старший дошкольный возраст, ребенок, семейное воспитание, условие профилактики, дошкольный возраст, прием работы, детский коллектив, процесс воспитания.

Деятельность социального педагога по... | Молодой ученый

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков. Авторы: Данилова Марина Владимировна, Волгина Татьяна Геннадьевна. Рубрика: Педагогика.

Агрессивное поведение современных подростков | Статья...

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков

В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог.

Возможности работы педагога-психолога по преодолению...

Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье.

Профилактика вербальной агрессии подростков...

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении. Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, профилактика.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.

Педагогические условия профилактики агрессивного...

агрессивное поведение, агрессивное поведение детей, старший дошкольный возраст, ребенок, семейное воспитание, условие профилактики, дошкольный возраст, прием работы, детский коллектив, процесс воспитания.

Деятельность социального педагога по... | Молодой ученый

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков. Авторы: Данилова Марина Владимировна, Волгина Татьяна Геннадьевна. Рубрика: Педагогика.

Агрессивное поведение современных подростков | Статья...

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков

В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами.

Задать вопрос