Библиографическое описание:

Кислица В. В. Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 970-973.



В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, профилактика.

 

Увеличение агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества. Жалобы на агрессивное поведение подростков возникают с каждым годом все больше и больше. Все чаще мы слышим о демонстративном и вызывающем поведении подростков в обществе. Они не замечают нормы и требования взрослого мира, совершают действия, направленные против основных прав других людей. Подростки становятся импульсивными, раздражительными, вспыльчивыми, испытывают сильное чувство гнева и обиды, могут проявлять и физическую жестокость по отношению к людям или животным, умышленно портить постороннее имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома.

Особое место в поведении подростков занимает вербальная агрессия, которая становится преградой для реализации наиболее важных задач результативного речевого общения: препятствует полноценному обмену информацией, тормозит понимание собеседниками друг друга.

Термин «вербальная агрессия» в переводе с латинского языка означает «бранная речь». Данный термин широко используется, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Многими ученными предпринимались попытки сформулировать определение вербальной агрессии, однако сложно дать научно обоснованное определение «вербальной агрессии» с учетом видов и форм ее проявления. Поэтому понятие «вербальная агрессия» до сих пор не имеет единого определения [7, 17].

В общем виде вербальную агрессию можно определить, как обидное обращение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [17].

Вербальная агрессия рассматривается как социально-психологическое явление, встречающееся в любой логосфере и представляющее одну из наиболее актуальных и значимых психолого-педагогических проблем современного общества [8].

Вербальная агрессия может выражаться как в открытой форме, в виде конфликтов, ссор, скандалов, так и в пассивной форме в виде сплетен, ябедничества, отказ общаться с собеседником, враждебные намеки, клевета, иронические замечания [8, 17].

Наиболее выраженными проявлениями вербальной агрессии в речи подростков являются угрозы сверстникам, обвинения, оскорбления, критика, клевета, игнорирования, крики, унижение окружающих, проклятия, ненормативная лексика, грубые требования, язвительная насмешка и т. д. [14, 17].

Помимо перечисленных форм вербальной агрессии подростки используют сленг и мат, являющиеся способом преодоления социальных запретов на недопустимые культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи.[6 с.367].

Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению являются систематическая профилактика вербальной агрессии подростков [9 с. 49].

В общем смысле слова понятие «профилактика» означает предупреждение нежелательных явлений [16 с.195].

Профилактика — это своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека, в его поведении и отношениях [12 с. 82].

Профилактика — это действия, направленные, на поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, помощь им в достижении установленных целей и раскрытие их внутренних возможностей.

По мнению многих исследователей наилучшей системой для профилактики психического здоровья детей является школа, выступающая первой и основной моделью социального мира для ребенка и помогающая осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.) [12 с. 80].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно выделить главные направления в профилактике вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении:

 ранее выявление проблемы, препятствующей развитию личности, а также факторов и воздействий, вызывающих вербальную агрессию подростков;

 устранение этих неблагоприятных влияний, вызывающих вербальную агрессию подростков [15].

Одно важнейших мест в профилактической деятельности, и в профилактике вербальной агрессии подростков в частности занимает диагностика [2 с.31, 13].

Своевременная диагностика позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, а именно, выявить детей с вербальной агрессией, определить программу развития и принять меры, направленны на устранение и смягчение аномального развития, разработать рациональные методы организации, контроля и определить эффективность профилактического воздействия [10].

Исследование вербальной агрессии подростков возможно с помощью использования следующих диагностических методик:

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью визуального наблюдения;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью опросника Л. Г. Почебут;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью рисуночного теста Розенцвейга;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Рисунок несуществующего животного»;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Незаконченные предложения».

На основании данных, полученных с помощью диагностики, можно строить дальнейшую работу, направленную на профилактику вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении. Исходя из этой цели профилактическая деятельность организуется следующим образом: выбираются основные формы, методы, приемы профилактики агрессии в речи подростков, составляется проект работы с подростками в зависимости от их личностных качеств и ценностных ориентаций, проводится непосредственно сама профилактическая работа с подростками и их окружением, оцениваются результаты проведённой работы и корректируются выявленные недостатки в профилактической работе [10].

Профилактическая работа может проводиться с подростками как индивидуально, в виде консультаций, так и с группами детей, классами, возрастными параллелями.

Значимое место в системе профилактической работы в образовательном учреждении уделяется психолого-педагогическому просвещению подростков, следствием которого является присваивание подросткам нужных для них знаний о феномене «вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, каковы последствия применения вербальной агрессии в общении с окружающими и каковы способы ее преодоления, а также навыков эффективной речевой коммуникации, запрещающей грубость и бестактность [3].

Однако, необходимо отметить, что подобное информирование задает несовершеннолетним слушателям инертную позицию, и в этой ситуации новые знания у подростка могут быть забытыми или вообще отвергнутыми, если они приходят в противоречие с имеющимися у детей представлениями. Просвещение ориентированно на создание условий для активного усвоения подростками необходимых знаний в процессе обучения, общения, личностного развития и использования их в дальнейшем в жизни [2 с. 49]. Поэтому, для того чтобы даваемые подросткам знания могли активно включаться в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания информации и к выбору форм и методов работы.

Наиболее результативными являются следующие формы информирования подростков о вербальной агрессии: лекции по данной проблеме; семинары; тематические вечера и встречи типа «Что? Где? Когда?»; экскурсии, в ходе которых теоретические знания наглядно иллюстрируются на практике; индивидуальные беседы; КВНы, использование видеофильмов с дальнейшим их обсуждением; диспуты, предметом которых является такая проблема, как вербальная агрессия подростков и ее последствия, а также способы ее преодоления; олимпиады; обсуждение книг и статей и по данной проблеме, которое позволяет не только пополнить запас необходимых знаний, но и сформировать своё отношение к ним и т. д. [2 с. 48].

Помимо устных форм информирования подростков о проблеме вербальной агрессии различают также и наглядные формы просвещения: тематические стенды, плакаты, специальные витрины, буклеты, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература.

Но одно просвещение подростков по данной проблеме не даст положительного результата, поэтому необходима активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности, направленной на исправление и преодоление отрицательных качеств и привычек, помощь подросткам в работе над собой. Добиться решения данной проблемы можно с помощью специальных элективных курсов, коррекционно-развивающих занятий, направленных на предупреждение и снижение вербальной агрессии в речи подростков, и включающих в себя как теоретическую, так и практическую подготовку детей к культурному общению в обществе. Данные курсы могут содержать элементы психологического тренинга, систему заданий, проведение дискуссий, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций, направленных на повышение уровня знаний и умений эффективного, культурного общения. Проводить такие курсы могут как классные руководители в своем классе, так и конкретный педагоги, а также специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения [5].

В процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание проблемам досуга подростков, направить усилия на развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Как отмечает Беличева С. А., «избыток свободного времени является криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи». Поэтому немалую роль в профилактике вербальной агрессии несовершеннолетних играют внешкольные воспитательные учреждения, ставящие своей целью развивать полезные интересы подростков, приобщать детей к участию в общественных организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.), чтобы свободное время стало фактором развития, а не криминализации подрастающего поколения [5].

Образовательные учреждения могут самостоятельно создавать систему дополнительного образования, на территории школы, разрабатывать свои образовательные программы внеучебной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организованна:

 по направлениям: спортивно-оздоровительное, нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое, научно-познавательное и проектная деятельность.

 по формам: различные кружки и секции, конкурсы, соревнования, олимпиады, экскурсии, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями;

 по видам: игры, проблемно — ценностное общение, техническое, художественное, социальное, творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность и т. д. [11].

Профилактическая работа, направленная на преодоление вербальной агрессии проводиться как с подростками, так и с педагогами и родителями, которые оказывают большое влияние на развитие ребенка.

Значимая роль в предупреждении вербальной агрессии отводится оздоровлению ближайшего окружения подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания, так как антиобщественное поведение во многих случаях связано с семейным неблагополучием [5, 10].

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. В обычной жизни родители, имеют мало возможности для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Поэтому родителей необходимо знакомить с основными аспектами проблемы. Просвещение родителей подростков, имеющих или склонных к вербальной агрессии проводится с целью повышения их психолого-педагогической грамотности. Необходимо, чтобы родители знали, почему у их ребенка возникают подобные проблемы, что такое «вербальная агрессия», какова ее природа, и как ее можно преодолеть [13].

В рамках данного направления требуется решить проблему создания благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании [5].

Работая с родителями, подростки которых склонны или имеют вербальную агрессию, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении и именно они могут сыграть большую роль в преодолении данной проблемы у их детей.

Важной для них является информация о возможностях преодоления данной проблемы у их детей, к кому они могут обратиться за помощью, какие существуют кружки, секции, дополнительные занятия, мероприятия в школе которые могли бы посещать дети [13].

Подобную информацию родители могут получить как на родительских собраниях, так и индивидуально, виде консультаций и обучения эффективным способам общения со своими детьми от классных руководителей или специалистов социально-психологической службы, которые могут создавать специальные программы образования родителей. Основной целью таких программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье [13].

Для эффективной воспитательно-профилактической деятельности с подростками по предупреждению вербальной агрессии необходимо и повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания, либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста [5].

Педагоги образовательного учреждения также должны обладать информацией о специфике подросткового возраста, о том, что такое вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, и каковы способы ее преодоления [3].

Необходимую информацию педагоги могут получить во время консультаций специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения, а также с помощью индивидуального изучения теоретической и методической литературы по данной проблеме.

Важным условием в профилактике вербальной агрессии подростков является взаимодействие компетентных специалистов, а именно, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, которые профессионально владеют диагностическими, прогностическими, коррекционно-педагогическими умениями [4 с.157].

Таким образом вербальная агрессия детей подросткового возраста — явление, от которого невозможно застраховаться.Это одно из самых неприятных проявлений подросткового возраста, с которым, к сожалению, сложно бороться. Совсем искоренить вербальную агрессии в речи подростков невозможно. Даже если до переходного возраста ребенок получал массу внимания со стороны ближайшего своего окружения и правильное воспитание, нет гарантии, что он не изменится при достижении подросткового возраста. Поэтому с подростками необходимо систематически проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение вербальной агрессии детей.«Болезнь легче предупредить, чем лечить»

Литература:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
  3. Витковский А. Наши на марафоне// Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 9. — С. 33–35.
  4. Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014–244 с.
  5. Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О. В. Коповая, А. С. Коповой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — 80 с.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  7. Назарова Л. А. Основные формы проявления подростковой вербальной агрессии. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997–2911_2014_4–1_43.pdf
  8. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — № 2. С. 43–50.
  9. Першина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  10. Печников, Н. П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н. П. Печников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 72 с.
  11. Положение о внеурочной деятельности ФГОС. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://s_viteb.bol.edu54.ru/p55aa1.html
  12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  13. Сакович Н. Маркеры беды // Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 12. — С. 4–7.
  14. Самойлова О. Не играй в мои игрушки // Семья и школа. — 2007. — № 6. С.16– 17.
  15. Степанова Е. В., Попов В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 788–791.
  16. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И. И., 2012. — С. 227.
  17. Щербинина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие — М.: Флинта, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): вербальной агрессии, вербальной агрессии подростков, профилактике вербальной агрессии, состояния вербальной агрессии, диагностика состояния вербальной, речи подростков, Профилактика вербальной агрессии, проблема вербальной агрессии, образовательном учреждении, вербальной агрессии подростки, определение вербальной агрессии, проявлениями вербальной агрессии, профилактика вербальной агрессии, Исследование вербальной агрессии, проблеме вербальной агрессии, вербальной агрессии несовершеннолетних, профилактику вербальной агрессии, применения вербальной агрессии, профилактики вербальной агрессии, снижение вербальной агрессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос