Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Тюнина Н. В. Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2284/ (дата обращения: 28.05.2018).



Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.

Формы проявления агрессии:

словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;

−физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;

косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.

Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя.

Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.

Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые фрустрации (стрессы), источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.

«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.

Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха.

Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков».

Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Общая стратегия окружающих по отношению кагрессивному ребенку:

− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка;

− установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем;

− покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям;

− представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания;

− обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева.

Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.

Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми:

  1. Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.

Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

  1. Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.

Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).

  1. Обучать способам снижения напряжения.

Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.

  1. Развивать навыки общения.

Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).

  1. Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

− подраться с подушкой;

− комкать и рвать бумагу;

− использовать «мешочек для криков»;

− поколотить стол надувным молотком;

− втирать пластилин в картонку или бумагу;

− обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)

− подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»

Рекомендации воспитателям иродителям по взаимодействию сагрессивными детьми:

− Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.

− Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.

− Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.

− Наказания не должны унижать ребенка.

− Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

− Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

− Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.

− Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.

− Учите брать ответственность на себя.

− Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность

− Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.

− Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

− Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться.

− Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях.

− Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность.

− Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом.

− В присутствии других детей не ругайте ребенка.

− Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.

− Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.

− Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб.: Речь, 2002.
  2. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипициной. — СПб.; Речь, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, Методы коррекции, способам выражения гнева, поведение ребенка, личности ребенка, агрессивного ребенка, приемлемым способам выражения, агрессивное поведение ребенка, детей дошкольного возраста, Критерии агрессивности ребенка, хорошее поведение ребенка, удара руку ребенка, окружающим агрессивного ребенка, ребенка физическими способами, различные эмоциональные состояния, поведенческий репертуар ребенка, негативному поведению ребенка, потребностям ребенка, наказаниях ребенка, недостатки ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос