Авторы: Сагиян Кристина Владиславовна, Болотова Наталья Петровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Сагиян К. В., Болотова Н. П. Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 202-204.



В современном мире тема агрессивности остается актуальной, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Демонстративное и вызывающее поведение среди подростков, по отношению к внешней среде, усиливается. Жестокость и агрессия проявляется в крайних формах, возрастает преступность. Подростковая агрессивность отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период. Такой период характеризуется возрастными изменениями. Подростковый кризис заключается в том, что подросток начинаетощущать себя личностью, равноправным членом семьи, класса, общества. Ведущей деятельностью этого возраста является общение, в связи с чем, подростку важно быть включенным в свою субкультуру. Это дает ему возможность проявиться, самовыразиться, чувствовать принадлежность к сообществу и т. д.

На проявление агрессивности у подростка влияет множество факторов:

– биологические особенности;

– индивидуально-личностные характеристики;

– семейное и социальное окружение, их влияние.

Рассмотрим влияние хронических конфликтов в семье, на эмоциональное благополучие ребенка, в бракоразводной ситуации. В анализе исследований Б. А. Титова и Л. Т. Машковой, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка — защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность, как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха, и как следствие агрессивности, может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому, в поисках недостающего тепла.

Все это формирует искаженный «образ Я» и низкую самооценку ребенка. Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый внутренний конфликт, испытывают агрессию. В результате развода у ребенка, прежде всего, нарушается характер эмоциональных связей и взаимодействий с одним или обоими родителями, не удовлетворяется потребность в любви, родительском тепле, внимании и заботе, то есть наблюдается эмоциональная депривация [2].

Нарушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением и высокая степень конфликтности бывших родственников повышают опасность формирования у детей из распавшихся семей патологических черт характера, таких, как агрессивность, и возникновения невротических расстройств. 70 % детских неврозов, по мнению М. С. Бедного, имеют своим источником семейные конфликты. По сведениям М. И. Буянова, половина подростков 16–18 лет, совершавших попытки суицида, из неполных семей [3].

Для исследования данной проблемы используют эмпирические методы:

наблюдение: требуются план, критерии, наблюдаемых признаков, группа исследователей для снижения субъективности результата;

тестирование: стандартная процедура, когда варианты результата выявлены, но не известно, какой именно, характерен для испытуемого;

опрос, анкетирование, интервью, беседа: получение ответов на задаваемые вопросы — письменно, устно в зависимости от ответов на предыдущие вопросы.

Агрессию рассматривали и описывали авторы: Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я.В, Дорофеева Р. Д., Юлдашев В. Л., Масагутов Р. М., Кадырова Э. З., Капитанец Е.Г и др. Термин «агрессия», ассоциируется с негативными эмоциями, в частности с такой эмоцией, как злость. Она ассоциируется с негативными намерениями, то есть, стремлением обидеть оппонента, нанести ему урон. Агрессия может проявляться в состоянии эмоционального возбуждения и перенапряжения, а также быть скрытой и проявляться, как в состоянии внешнего мнимого равнодушия.

А. Басса и А. Дарки разработали классификацию типов агрессивности.

Целью классификации, является выявление агрессивных и враждебных реакций.

Измеряются следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, направленная на другое лицо не прямо, или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — обозначает готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении.
  4. Негативизм — это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность — рассматривается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят только вред.
  7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств через речевую форму общения, словесно (угрозы).
  8. Чувство вины — убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам выявленной агрессии, проводится психокоррекция на снижение агрессивного поведения подростков.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
  2. Научить подростка понимать переживания, состояние и интересы других людей.
  3. Выработать у подростка умение грамотно проявлять свои чувства и эмоции, сдерживать агрессию.
  4. Сформировать навыки разрешения конфликтов.

Для реализации цели и задач, необходимо дать рекомендации по коррекции агрессивности родителям и педагогам.

Рекомендации родителям:

  1. Спокойно относиться к незначительной агрессии подростка.
  2. Установить с ребенком обратную связь с помощью следующих приемов: констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно»; констатирующий вопрос: «Ты злишься»; раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь меня обидеть?»; аппеляция к правилам: «Мы же с тобой договаривались!».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции.
  4. Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, не в момент обострения.
  5. Сохранять положительную репутацию ребенка в семье, публично минимизируя вину подростка.
  6. Сотрудничать с подростком, разговаривать, задавать вопросы, интересоваться его мнением, помогать в принятии решения.
  7. Помочь подростку найти пример для подражания.
  8. Расширять кругозор подростка, создавать ощущение полноты, насыщенности радости бытия, заботиться о духовной жизни ребенка.
  9. Уважать личность в ребенке, считаться с его мнением, воспринимать всерьез его чувства.
  10. Хвалить ребенка за его старательность.

Рекомендации педагогу:

  1. Вовлечь подростков в социально одобряемую деятельность. Психолого-педагогический смысл этой деятельности для подростка в том, что, участвуя в ней, он приобщается к делам общества, занимает определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.
  2. Помочь войти в большие группы детей по интересам, примерно, в количестве 20–30 человек. Это позволит ему научиться вести себя в группе сверстников, принимать групповое решение, согласовывать мнения.
  3. Создать участие педагогов в бытовых работах подростков. Такой подход укрепляет качественное отношение подростка, как самому себе, так и к окружающим авторитетным педагогам, взрослым людям.
  4. Провести педагогам различные воспитательные и культурно- просветительские мероприятия, соревнования актуальные для подростков.
  5. Выяснить причины агрессивности в доверительной, индивидуальной беседе с подростком, продолжительность которой должна составлять с детьми до 12 лет — тридцать минут, с подростками старшего возраста — до 60 минут.
  6. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творчества). Творчество дает возможность выразить себя, свое состояние, свои чувства, отреагировать их.

Литература:

  1. Болотова Н. П. К вопросу о развитии личности ребенка в неполной семье /Н. П. Болотова// Материалы науч.практич. конференции. Барнаул. 2012.
  2. Болотова Н. П. Возможности психологических техник в работе с системой семьи /Н. П. Болотова/ Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. М. 2013.
  3. Долгова В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. — Челябинск: АТОКСО, 2010–112 с.
  4. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОКСО, 2010. — 109 с.
  5. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер 2000. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивного поведения, Психолого-педагогическое исследование агрессивности, мире тема агрессивности, классификацию типов агрессивности, коррекции агрессивности родителям, незначительной агрессии подростка, негативных чувств, проявление агрессивности, качественное отношение подростка, агрессивного поведения подростков, следствие агрессивности, подростка умение, причины агрессивности, низкую самооценку ребенка, эмоциональное благополучие ребенка, окружающим авторитетным педагогам, полноценного развития ребенка, вину подростка, кругозор подростка, положительную репутацию ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос