Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.04.2020

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Расулова, Ф. Ф. Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком / Ф. Ф. Расулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68947/ (дата обращения: 18.11.2024).



Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекционный метод и техника, показывающие отношение к негативным ситуациях.

Ключевые слова: агрессия, коррекция, эмоция, гнев, самоуправления, тренинг, метод, игры.

В Узбекистане вопросы воспитания молодежи подняты до уровня государственной политики. Сегодня благодаря независимости в семьях и учебных заведениях в сердца молодых людей вкладывается понятие морали, принципы нравственной чистоты. Гармоничное воспитание молодежи, оберегание ее от чуждых идеологий, формирование у нее навыков противостояния идеологическим угрозам является важным направлением политики нашего государства. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах были обозначены такие задачи как «Воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества». В связи с чем в структуре преобразований, осуществляемых сегодня в стране, важное место занимают вопросы повышения активности подростков в обучении, развитие их способности к эмпатии в межличностных отношениях, адекватного оценивания себя как личности, помощь им в поиске и обретении своего места в социуме, а также проблемы усовершенствования психологических механизмов формирования нравственных умений.

Проблема детской и подростковой агрессивности, а также смежных ей форм поведения в современной психологической науке рассматриваются как приоритетные темы научных исследований. В зарубежной психологической науке выполнено и выполняется множество работ по изучению факторов и причин возникновения и развития агрессивного поведения детей и подростков: в частности, А. Бандура и P.Уолтерс изучали взаимосвязь насилия и девиантной агрессивности, O.Barnett, C. L. Miller-Perrin было изучено влияние родительского воспитания на возникновение детской агрессивности, А. Басс уточняется значение агрессивного поведения в осознании подростками своего места в обществе, Б.Крейхи изучено влияние манипулятивного влияния средств массовой коммуникации на побуждение к агрессивному поведению.

Среди отечественных психологов Э. Г. Гозиевым, Н. Г. Камиловой, Г. К. Тулагановой, Б. М. Умаровым, З. Т. Нишановой проведены исследования психических особенностей детского и подросткового возраста, в которых основное внимание направлено на проблемы девиантного поведения, акцентуации характера, детского и подросткового суицида, самооценки и самоконтроля. В работах Н. М. Далимовой изучалось влияние компьютерных игр на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте.

При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:

– контакт с ребенком;

– уважительное отношение к личности ребенка;

– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.

Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.

Причины агрессии детей иметоды их коррекции

Причина

Методы коррекции

Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

– подвижные игры

– спортивные эстафеты

– «минутки радости» между занятиями

Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

– беседа с родителями

– направление к психологу

– наблюдение за поведением ребенка

– совместное включение в сюжетно — ролевые игры

– налаживание эмоционального контакта с ребенком

Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

-//-

Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

– беседа с родителями

– направление к психологу

Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)

– препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло

– проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок

– аретопсихотерапия

– ненавязчивое разъяснение поступков действующих лиц

– давать способы и образцы миролюбивых способов общения

– обсуждать книги, предусмотренные программой

– перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

– подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния

– психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

– обучение приемам саморасслабления

– разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1–2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 минут, младшего школьного возраста — не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростками могут проводиться в течение 1–1,5 часов.

Если вы считаете, что для вашего ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, соответствующих его возрасту, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ваш ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Если вы пришли к такому не очень приятному заключению, то не стоит отчаиваться или пытаться все свои силы приложить к тому, чтобы защитить окружающих от своего сына или дочери. Думающему и педагогически грамотному родителю лучше потратить время и силы на анализ сложившейся ситуации и поиск путей помощи самому ребенку.

Литература:

  1. Бандура А, Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. ‒ М.: Эксмо пресс. 2000
  2. Нишонова З.Т, Аскарова Н.А, Расулова Ф. Ф. Диагностика и психокоррекция детей с агрессивным поведением. Ташкент. 2011.
  3. Расулова Ф. Ф. Детская агрессия. Диагностика и психокоррекция. Ташкент. 2018.
  4. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. — М.: Минск, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, проблемная ситуация, ребенок, игра, ваш ребенок, коррекционная работа, подростковый возраст, положительное внимание, психолог, Узбекистан.


Ключевые слова

игры, тренинг, метод, коррекция, агрессия, эмоция, гнев, самоуправления

Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах

Педагогика, как и любая другая наука не должна стоять на месте, она, так или иначе, меняется в зависимости от условий, которое диктует нам время. В статье рассмотрены разнообразные подходы, используемые сегодня воспитателями детских садов в процессе ...

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими школьниками

Работа психолога в школе граничит с определенными сложностями, связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его индивидуальными проблемами, трудностями, возникающими в эмоциональной сфере, во взаимодействии со сверстни...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах

Педагогика, как и любая другая наука не должна стоять на месте, она, так или иначе, меняется в зависимости от условий, которое диктует нам время. В статье рассмотрены разнообразные подходы, используемые сегодня воспитателями детских садов в процессе ...

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими школьниками

Работа психолога в школе граничит с определенными сложностями, связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его индивидуальными проблемами, трудностями, возникающими в эмоциональной сфере, во взаимодействии со сверстни...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Задать вопрос