Работа психолога в школе граничит с определенными сложностями, связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его индивидуальными проблемами, трудностями, возникающими в эмоциональной сфере, во взаимодействии со сверстниками и т. д. В статье нашло свое отражение результат применения в работе с младшими школьниками весьма эффективной и действенной методики, позволяющей в кратчайшие сроки помочь детям преодолеть трудности. Арт-терапия — уникальная возможность для раскрытия креативного начала у детей, для самовыражения, использования творческого воображения при создании рисунков.
Ключевые слова: агрессия, арт-терапия, мандала, страх, тревожность, эмоции.
Арт-терапия наиболее древняя форма коррекции эмоционального состояния. И не случайно многие ученые, занимающиеся данным направлением, считают данный метод самым мягким и глубоким способом лечения. Творчество — одна из возможностей, которая позволяет нам проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Из глубины подсознания поднимаются скрытые от реальности проблемы, наши переживания, сомнения, разочарования и т. д. Младший школьный возраст — возраст перехода к новой ступени развития, это период адаптации к новым условиям, это приспособления к новому коллективу, развитие интеллектуальных способностей. Именно на данной ступени развития ребенка, мы используем игровые методы, для оптимизации процесса обучения, создания условий для более успешного усвоения материала.
Следует отметить, что у данного метода имеются определенные преимущества, по сравнению с другими, общепринятыми, классическими формами работы с детьми. Суть его можно выразить в следующем:
Если мы обратимся к истории появления понятия арт-терапии, то можем отметить, что данное событие связано с именем художника Адриана Хилла, а как направление в истории психологии — нашло свое отражение в работах З.Фрейда, К. Юнга, который впервые разработал и применил в своей практике метод мандалы. Данная техника весьма эффективно сочетает в себе сознательный и бессознательные пласты психики, активизируя воображение, способствуя выбросу наружу негативных эмоций, что в свою очередь создает условия для успешного избавления от тревожных мыслей, проблем. Ведь именно через раскрытие подсознания человека наступает избавление от многочисленных психологических проблем, волнующих людей. Интерес к данной проблеме выразили многие ученые, оригинально подойдя к разработке уникальных мандал, позволяющих построить наиболее эффективно коррекционную работу, как с детьми, так и взрослыми [1,2,3,4,9]. Приятно отметить, что последнее время идет интенсивное исследование в области арт-терапии. Особое место занимают работы Копытина А. И. [6, 7], который не только представил тщательный анализ истории вопроса, но и разнообразил свое исследование реальными случаями из практики применения данной технологии в работе с семьями, группами, так и индивидуально. «Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации, гармонизации и развития человека» [6, с.11].
Для психологов, которые работают в дошкольном учреждении, особый интерес представляет работа Колягиной В. Г. [5], которая всю свою деятельность посвятила разработке игр, музыки, рисунка, сказок в оказании психической арт-педагогической помощи дошкольникам.
Для того чтобы определиться с коррекционной группой, мы попытались выявить наличие у детей психологических проблем. Они были разделены на следующие группы:
Работа проводилась в группе с младшими школьниками в количестве 10 человек. В качестве основной цели занятия была определено — желание достичь максимальной стабильности в эмоциональном плане, снятие агрессии, напряженности. В качестве материала были использованы цветные карандаши, фломастеры, бумага, разрезанные картинки, для составления мандалы. В процессе выполнения задания, связанного с созданием на листе ватмана мандалы, дети были разделены на две группы, в каждой из которых были выбраны лидер, который руководил данным процессом. Следует отметить деловую активность детей, которые с огромным интересом собирали карточки в круг, желая узнать, что из этого получиться. Параллельно с этим, мы для себя отметили наличие разной цветовой гаммы у двух групп, выбор геометрических фигур, что также давало определенный материал для анализа поведения и эмоционального состояния ребёнка. Рисунки в уже собранной мандале отличались в некоторых случаях оптимизмом, но были представлены и случаи, в которых имелось явное присутствие агрессии, тревожности у школьников. После основной части мы перешли к беседе с детьми о том, как связано их настроение с рисунками, цветами. Учащиеся отметили, что, рисуя, они забывали о своем плохом настроении, но если они были на кого-то злы, они рисовали его темными красками, стараясь полностью заштриховать его образ. С нашей стороны была проведена беседа о том, как можно плохое настроение превратить в хорошее, почему вредно находиться в постоянном безмолвном, скучном состоянии.
Используя наряду с элементами арт-терапии использовались игровые методы, позволяющие проиграть учащимися различные эмоциональные состояния, благодаря чему можно изменить состояние школьника, осознать, что именно позитивный настрой помогает в жизни, учебе, в общении с друзьями.
Нельзя не отметить и методику «дорисовывание истории», которая заняла особое место в нашей коррекционной работе, основательно освященная в работе Никитина В. Н. Он отметил: «что в процессе совместного творчества происходит не только коррекция эмоционально-чувственного состояния референта, но и осуществляется трансформация стереотипных стратегий его восприятия себя и мира» [8, с.179].
Сопоставляя результаты первичной диагностики с результатами после примененной коррекционной работы, нами были замечены существенные снижения показателей агрессии, страха, эмоциональной неустойчивости.
Литература:
- Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001. — 320 с.
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2005. — 120 с.
- Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003. — 377 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008. — 125 c.
- Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2016. — 164 с.
- Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2015. — 526 с.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2014. — 197 с.
- Никитин В. Н. Арт-терапия: Учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2014. — 328 с.
- Никольская И. М. Арттерапия — терапия изобразительным искусством // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — С. 993–1000.