В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.
Ключевые слова: развитие персонала, современная система профессиональной подготовки персонала таможенных органов, профессиональное обучение.
Актуальность данной статьи заключается в том, в условиях интегративных преобразований в экономике, политике и государственном управлении особое место приобретает решение вопросов о профессионализации персонала таможенных органов. Данную проблему можно считать одной из центральных в развитии персонала. Формирование профессионально подготовленного и динамично-развивающего аппарата — один из основных факторов становления и укрепления Федеральной таможенной службы.
Целью данной работы является изучение особенностей системы профессионального развития персонала в таможенных органах. Компонентами профессионального развития являются профессиональное обучение, образование, планирование и развитие карьеры.
Развитие персонала в таможенных органах является важнейшей стратегической задачей российского государства, основным условием существования которого является устойчивый экономический рост и способность федеральных органов выполнять планы и проекты по развитию страны в целом. Развитие персонала в таможенных органах — это комплекс мер, которые включают в себя профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала таможенных органов.
Профессиональное развитие персонала — это некоторый процесс развития персонала для выполнения новейших профессиональных заданий, занятию различных должностей, решению поставленных функций, которые направлены на преодоление разницы между теми требованиями и навыками, которыми этот работник обладает [1]. Важнейшим аспектом в управлении профессиональным развитием персонала выступает, прежде всего, понимание наличия и степени разности между навыками и компетентностью, которыми необходимо обладать персоналу таможенных органов для осуществления целей и задач, и теми умениями, которыми он обладает в действительности.
Для понимания необходимости профессионального развития стоит учитывать различные аспекты, такие как:
– динамичность внешней среды;
– развитие технологий;
– создание новой организационной структуры;
– овладевание новыми видами деятельности.
Одним из основных способов определения необходимости в профессиональном развитии персонала являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. Также, в последнее время набирают популярность способы психологического тестирования, с помощью которых определяют уровень подготовки и развития специальных навыков у персонала. Профессиональное развитие персонала осуществляется именно в процессе его деятельности, а выражается это в процессе развития и формирования профессиональных навыков и умений, также личностных качеств персонала, которые реализуются в их продвижении по службе.
Наиболее значимым средством профессионального развития персонала, несомненно, является профессиональное обучение — это некий систематический процесс целенаправленного изменения знаний, различных навыков, мотивации, поведения и сознания работников. Это центральный компонент процесса профессионального развития персонала, который определяется приобретением новых, и усовершенствованием уже имеющихся навыков, умений и знаний должностных лиц таможенных органов путем специально организованной учебной деятельности в рамках подготовки, дополнительного профессионального образования.
На данный момент, профессиональное обучение в таможенных органах — это комплексный постоянны процесс, включающий в себя различные этапы, такие как: управление процессом профессионального обучения, начинающиеся с определения потребностей, которые формируются на основе необходимости проведения работ по развитию персонала таможенных органов, а также потребности выполнения персоналом таможенных органов своих обязанностей [4].
Современная система подготовки персонала в области таможенного дела включает в себя федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Российская таможенная академия», а также специальные отделы подготовки кадров в таможенных управлениях и крупных таможнях, направленные на повышение квалификации и обучение персонала, и обеспечивающие реализацию программ высшего и послевузовского профессионального образования, а также принимают участие в организации переподготовки и повышения квалификации персонала таможенных органов.
Современная парадигма развития персонала в таможенных органах подразумевает нацеленность всех действий на повышение эффективности работы таможенных органов в целом, всестороннее развитие личности сотрудника, комплексность управленческого, экономического и социально-психологического воздействий в процессе профессионального развития персонала.
Современная система профессиональной подготовки персонала в таможенных органах представлена ниже [2].
Рис. 1. Подсистемы профессиональной подготовки персонала в таможенных органах [2, с.73]
Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах предполагает трехступенчатую структуру, в основе которой находятся различные подразделения или же отдельные лица, в обязанности которых входит формирование и организация непосредственно самой подготовки кадров. Далее занимают подразделения подготовки кадров. Последний элемент в данной структуре — это соответствующий отдел Управления государственной службы и кадров ФТС России. В его обязанности входит организация профессиональной подготовки персонала таможенных органов, а также контроль деятельности ведомственной образовательного учреждения (РТА), выступающей в роли специального учреждения, отвечающего за вопрос подготовки кадров.
В систему профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, необходимо внедрять новые механизмы, которые обеспечивают эффективное использование потенциала персонала и его укрепление, а также повышение качества образования в целом, согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2013 г. № 2575, которым утверждена также Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года.
Таким образом, основной целью профессионального развития персонала в таможенных органах является обеспечение достаточным количеством высококвалифицированных работников. Не менее важно постоянное повышение квалификации кадров, их переподготовка, быстрая реакция на изменение динамики внешней среды, освоением новых навыков и умений. Все эти факторы будут способствовать повышению эффективности деятельности таможенных органов в целом.
Литература:
1. Бондарева, А. В. Общий и таможенный менеджмент. — СПб.: Троицкий мост, 2013. С. 77.
2. Макрусев В.В, Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов. — М.: РТА, 2012. С. 73.
3. Скляревская, В. А. Экономика труда: учебник/ В. А. Скляревская. — Москва: Дашков и К, 2018. С. 304.
4. Староверова, К. О. Управление персоналом в таможенных органах: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2017. С. 240.
5. Федоренко, К. П. Таможенный менеджмент: учебник/ К. П. Федоренко, В. В. Витюк, О. В. Нетаев. — Москва: Директ-Медиа, 2017. С. 609.
6. Официальный сайт ФТС. URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 04.03.2020).