Статья посвящена благотворительной деятельности мещан Козьмодемьянска и Царевококшайска в XIX — начале ХХ в. Рассматривается деятельность мещанских обществ городов Марийского края по оказанию по оказанию помощи военнослужащим, малоимущим, строительству храмов.
Ключевые слова: Царевококшайск, Козьмодемьянск, Марийский край, мещанство, мещанское общество, благотворительность, старообрядцы.
Благотворительная деятельность в городах Марийского края была распространена так же, как и в других городах Российской империи. Известны имена меценатов П. Ф. Бычкова, И. А. Пчелина, Е. П. Зубковой, А. И. Губина.
Ценные сведения о благотворительной деятельности мещан Марийского края содержат воспоминания и записки современников: «Город Царевококшайск», опубликованной в приложении к журналу «Нива» в 1901 г. [6], воспоминания внучки козьмодемьянского купца П. Ф. Бычкова — Н. А. Крюковой [5]. Также источниковой базой по данной теме служат Указы и циркуляры Казанского губернского правления [3, с.55], приговоры общего городского собрания купцов и мещан Козьмодемьянска [7, с. 270].
Корни благотворительности и меценатства в России восходят еще к периоду Древнерусского государство, года христианство было принято в качестве государственной религии. На протяжении столетий благотворительность осуществлялась в форме личной милостыни, которая рассматривалась как богоугодное дело. В процессе развития государственных и общественных институтов осознание властью и обществом социальных проблем традиционное понимание русского благотворения как выполнения религиозно-нравственного долга дополнялось новыми представлениями о роли благотворительности [2, с. 184].
В случае войны мещане считали своим долгом внести свой вклад в победу российской армии. Во время Отечественной войны 1812 г. козьмодемьянские мещане и купцы собрали 2364 рубля 70 копеек [7]. В феврале 1813 г. мещане собрали 425 рублей на покупку лошадей для гусарских полков [7, С. 270].
Согласно Указам и циркулярам Казанского губернского уездного правления, сведения о лицах купеческого и мещанского звания, имеющих право на получение медали в память войны 1853–1856 гг. [3, л. 55–61].Среди мещан были представлены следующие кандидаты на награждение: Александр Иванов Шеин (в 1855 г. пожертвовал на пользу действующей армии в Европейской Турции 15 рублей), Григорий Федоров Черепанов (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Федор Алексеев Серебряков (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 р., в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Степан Осипов Карнеев (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 5 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Варлаам Матвеев Шеин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. для государственного ополчения — 3 рублей) Петр Васильев Толстов (в 1855 г. пожертвовал в пользу армии в Азиатской Турции 5 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Василий Алексеев Байдаровцев (в 1855 г. пожертвовал в пользу Азиатской Турции 10 рублей), Федор Петров Сорокин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 5 рублей). В 1856 г. в пользу государственного ополчения — 3 рубля), Василий Иванов Замятнин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 3 рубля), Василий Иванов Замятнин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 25 р. в пользу отправленного из Казанского гарнизона батальона из 400 человек в действующую армию — 10 рублей, на рубахи и бинты — 2 рубля). В 1856 г. для государственного ополчения — 30 рублей), Иван Осипов Монин (в 1855 г. пожертвовал на пособие Казанского Гарнизонного батальона 5 рублей, на рубахи и бинты — 5 рублей, в 1856 г. для государственного ополчения — 15 рублей). По религиозной принадлежности все мещане в данном списке являлись православными, за исключением Степана Карнеева, который был старообрядцем.
Национально-освободительное движение балканских народов, начавшиеся в 1875 г., получило широкую поддержку российской общественности, в том числе и жителей Марийского края. Жители Козьмодемьянска, как и жители других городов Российской империи, внесли пожертвования в помощь балканским народам. Среди козьмодемьяцев, пожертвовавших свои денежные средства в октябре 1875 г. в помощь жителям Балкан, среди которых были и мещане: Н. Ф. Волкова, С. И. Пичугин, мещанин Александров [8, с. 41].
В Козьмодемьянске за счет общественности было создано Особое городское попечительство, состоявшее при Городской управе под председательством городского головы. Его членами могли стать лица мужского и женского пола, способные жертвовать от 3 рублей в год. 2–21 августа 1877 г. на собрании членов Козьмодемьянского городского попечительства были названы руководящие лица и назначены фамилии уполномоченных по сбору пожертвований. Среди семи уполномоченных по сбору пожертвований было трое мещан: М. С. Лихачев, Г. О. Лещев, А. Д. Каратинов, А. А. Фетищев. Из Отчетов о действиях Козьмодемьянского городского попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов со времени его учреждения мы узнаем, что за неполных 5 месяцев было собрано 292 [8, с. 39].
Козьмодемьянские и царевококшайские мещане в начале ХХ в. также принимали активное участие в благотворительной деятельности. В Царевококшайске в начале ХХ в. Зимой на Святки устраивали благотворительную ёлку для детей из бедных семей. В. А. Мошков отмечает, что инициаторами благотворительных вечеров чаще всего выступают мещане [6, с. 732]. Важное значение в жизни мещан Козьмодемьянска имели религиозные праздники, в особенности Пасха, Рождество, Вербное Воскресенье. По свидетельствам Н. А. Крюковой, представители разных сословий города, в том числе и мещанства, участвовали в благотворительной деятельности: во время религиозных праздников приносили в приюты и богадельни подаяния. «Приносились и привозились в приюты корзины пирогов, блюда сладкого риса с изюмом или вареной пшеницы, стопы ватрушек с творогом» [5, с. 150]. Также приносили и другие продукты: молоко, квас, куличи и крашеные яйца на Пасху, пряники, конфеты, плюшки на Рождество.
О том, что мещане городов Марийского края принимали активное участие в благотворительной деятельности, говорит помощь в строительстве старообрядческого храма в Козмодемьянске, оказанная мещанкой Анфисой Малышевой. В 1821 г. старообрядческий храм во имя Преображения Господня в Козьмодемьянске был построен местными старообрядцами в бывшей Ямской слободе. В период правления императора Николая I церковь была отобрана у общины, использовалась не по назначению, в ней расположили склад казенных вещей. После принятия манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» апреля 1905 г. Преображенский храм был построен заново на новом месте. Большой вклад в строительство внесла козьмодемьянская мещанка Анфиса Матвеевна Малышева. Она пожертвовала 6000 рублей и выделила участок земли для строительства храма с садом и огородом [4, c. 398].
Таким образом, благотворительная деятельность мещан городов Марийского края заключалась в пожертвованиях армии и семьям военнослужащих, вложении средств в строительство храмов, материальной помощи малоимущим семьям.
Литература:
- Андреев В. Восхождение к истоку //Ведомости Козьмы и Дамиана. 2000. — С. 3.
- Бякина В. П., Качалова В. Г. Благотворительность и меценатство в Российской империи // Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (40) 2011. С. 184.
- ГАРМЭ. Ф. 17. Оп.1. Д. 269. Указы и циркуляры Казанского губернского уездного правления, сведения о лицах купеческого и мещанского звания, имеющих право на получение медали в память войны 1853–1856 гг. Л. 55–61.
- Козьмодемьянск, Казанская губерния // Церковь. — 1913.- № 16. С. 398.
- Крюкова Н. А. Догорающий сад. ЙошкарОла, 2013. 308 с.
- Мошков В. А. Город Царевококшайск: путевые заметки. [Приложение к журналу «Нива»]. СПб, 1901. С. 726–732.
- Приговор общего городского собрания купцов и мещан Козьмодемьянска о сборе денег «на защиту отечества» //Козьмодемьянск в конце XVI — начале XX веков: документы и материалы по истории города / Федеральное агентство по образованию, Марийский государственный университет; сост. А. Г. Иванова. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2008. — С. 270–271.
- Тарасова М. В. Из истории общественно-политической жизни Козьмодемьянска второй половины XIX в.// Марийский археографический вестник. — 1993. — № 3. С. 39–45.