Деятельность меценатов и коллекционеров по развитию и популяризации культуры России конца XIX — начала ХХ веков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 14.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Домбровский, В. В. Деятельность меценатов и коллекционеров по развитию и популяризации культуры России конца XIX — начала ХХ веков / В. В. Домбровский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121733/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается российское меценатство как уникальное социальное явление конца XIX-начала ХХ веков и предпосылки возникновения коллекционирования отечественных и зарубежных ценностей культуры. Представлена благотворительная деятельность таких российских меценатов, как С. И. Щукин, С. Т. Морозов, С. П. Рябушинский, П. И. Третьяков и других.

Ключевые слова: меценат, художник, картинная галерея, отечественная культура, Третьяк, коллекция, благотворительность.

Меценатство в России как социальное явление возникло в исследуемый нами период — конец XIX в., когда возникли новые социальные условия и новые задачи в духовной и культурной сферах жизни общества. Развитие промышленности и торговли дало толчок появлению нового класса — буржуазии — промышленников, купцов; в этой предпринимательской среде и была распространена благотворительность: «они были заинтересованы в развитии образования, в частности, профессионального, осуществляли финансовую поддержку школ, училищ, институтов и университетов. Многие компании регулярно перечисляли крупные финансовые средства на образовательные нужды» [2]. Само понятие «меценат» происходит от имени римского покровителя науки и искусства Мецената Гай Цильния (VIII в. до н. э.), приближенного императора Августа.

Меценатство, как вид благотворительности, чаще всего встречается в сфере культуры. Так же благотворительность в России носило и религиозный характер, особенно среди купечества: «Руководствуясь православной этикой, буржуа жертвовали крупные суммы на строительство монастырей и храмов» [2].

К социально-культурным предпосылкам развития меценатства можно отнести такие процессы: общий подъем российской культуры и искусства в обозначенный период; возникновение и активный поиск новых форм и способов выражения взглядов на мир художниками различных стилей и направлений. Представители купечества, часто вышедшие из простого народа, становились владельцами больших капиталов на фоне разоряющегося дворянства: «Публицист С. Л. Елпатьевский, хорошо знавший нижегородское купечество конца XIX в., писал: «На начинавшие пустеть дворянские кресла садился купец. Его сыновья учились не только в гимназиях, но и в дворянском институте..., дочери поступали в институт благородных девиц, рядом с не очень грамотными отцами в жизни их сыновья — адвокаты, инженеры... теперь купец с высоты своего капитала, с высоты своего растущего значения полупрезрительно смотрел на барина, на опускавшееся все ниже и ниже дворянство…» [2].

Если условно разделить культуру того периода на производителей культурных ценностей, распространителей и потребителей ценностей культуры, то русских меценатов можно отнести к связующему звену между «производителями» и «потребителями» ценностей культуры, т. е. осуществляли коммуникативную функцию , а часто — и кросскультурную (межкультурную) , чем содействовали сохранению и популяризации произведений искусства как отечественного, так и зарубежного искусства.

Именно период конца XIX — начала XX веков можно назвать «золотым веком» меценатства в России, связанным с деятельностью именитых купеческих династий, давших потомственных культурных благотворителей: С. И. Щукин, С. Т. Морозов, С. П. Рябушинский, П. И. Третьяков и другие. Многие из них были воспитаны с старообрядческой традиции, которая многие века бережно относилась и сохраняла свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах [2].

В начале ХХ в. мировым центром искусства и мировым центром рынка искусства был Париж. Художники и коллекционеры стекались в Париж, т. к. только там можно было прославиться авторам и приобрести шедевры живописи нового искусства коллекционерам. Именно здесь до начала I мировой войны были составлены коллекции знаменитых русских меценатов С. И. Щукина, С. Т. Морозова и др. Следует отметить, что они коллекционировали французскую живопись Нового и Новейшего времени, в то время еще не признанную в Европе — от Матисса до Пикассо. Так же они поручили перестроить свои особняки архитектору-модернисту Льву Кекушеву. И еще одно сходство этих удивительных меценатов — судьба их уникальных коллекций: после революции шедевры из их коллекций по частям были разбросаны по музеям, а часть из них — распродана [1].

Приведем примеры жизни и благотворительной деятельности некоторых российских меценатов.

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918) русский купец, предприниматель и меценат. Он был создателем художественного кружка в 1870–1890-е гг. в имении Абрамцево. Художники В. Поленов, В. Васнецов, В. Серов, М. Врубель и многие другие, обретали в имении С. И. Мамонтова тепло, заботу и уют. Часто здесь принимали их с семьями; ходили и писали этюды. В кружок входили художники разных направлений, все стремились возрождать и развивать отечественное искусство. Здесь создавались шедевры живописи: «Аленушка» и «Три богатыря» В. Васнецова, «Не ждали» И. Репина, «Девочка с персиками» (портрет старшей дочери Мамонтовых Веры) В. Серова и многие другие. Что касается М. Врубеля, то прозорливый С. И. Мамонтов сразу увидел в нем талантливого художника и терпеливо ждал появления его шедевров. «Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков» [2].

При участии супругов Мамонтовых были открыты художественные мастерские , где возрождались традиции народного прикладного искусства — керамики и резьбы по дереву.

Деятельность С. И. Мамонтова охватила и музыкальное искусство — в 1885 г. им была создана Московская частная опера, которая работала до 1904 г. Судьба всех этих начинаний мецената печальна: в 1919 г. усадьба Абрамцево была национализирована, здесь был создан музей, работой которого занималась Александра Саввична Мамонтова (дочь купца). В 1930-е гг. в бывшей усадьбе был создан поселок художников, где жили и работали такие выдающиеся мастера, как И. Грабарь, П. Кончаловский, Б. Иогансон, И. Машков, В. Мухина и многие другие.

Жизненный путь С. И. Мамонтова закончился трагично: разорение, долговая тюрьма, отречение тех, кого он щедро поддерживал финансами за исключением Ф. И. Шаляпина.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867–1928) — выдающаяся личность, чье имя тесно связано с золотым веком русского меценатства в сфере искусства и образования. Благодаря глубоким познаниям в художественной культуре и статусу почетного члена первой российской ассоциации художников, она внесла неоценимый вклад в сфере культуры и образования:

– Основала под Брянском учебное заведение для ремесленников,

– Альтруистически учредила народные начальные школы,

– Сотрудничая с Ильей Репиным, открывала рисовальные классы,

– Организовала курсы подготовки педагогов

– Преобразовала имение Талашкино на Смоленщине как аналог подмосковного Абрамцева. М. К. Тенишева не только щедро финансировала возрождение отечественной культуры, но и активно участвовала в этом процессе. Ее имение стало центром художественного образования:

– талантливая молодежь готовилась к поступлению в петербургскую Академию;

– мастерские возрождали традиционные ремесла, где М. Врубель обучал керамике;

– вышивальщицы создавали узоры для костюмов по эскизам В. Серова и К. Коровина. Её коллекция предметов народного творчества и произведений знаменитых мастеров стала сокровищем, включающим национальные костюмы, расписную керамику, музыкальные инструменты — все это впоследствии легло в основу музея «Русская старина» (ныне хранится в Смоленском художественном музее им. Коненкова).

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) — купец, успешный предприниматель и страстный коллекционер, соучредитель знаменитой Третьяковской галереи, почетный гражданин Москвы и действительный член Императорской Академии художеств.

В некрологе на смерть П. М. Третьякова критик В. В. Стасов отмечал: «Скончался великий меценат русского искусства — Третьяков, чья коллекция стала зеркалом национальной души и гордостью отечественной культуры»; «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу».

Его общественная деятельность была многогранной как предприниматель и меценат он состоял:

– в Московском купеческом обществе взаимного кредита;

– в Московском биржевом обществе;

– Славянском комитете;

– в комитете московского общества любителей художеств;

– в комитете для оказания помощи семьям убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов;

– в попечительском совете Александровского коммерческого училища;

– в совете Московского коммерческого училища;

– в попечительском совете Арнольдовского училища глухонемых.

Так же, как и М. К. Тенишева, П. М. Третьяков помогал деньгами образовательным учреждениям, строил новое здание для училища на Донской улице, жертвовал на стипендии в мещанских училищах. Своим завещанием он внес в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся Московского университета, Московской консерватории, Московского коммерческого училища, Александровского коммерческого училища, московских мещанских училищ, Московскому купеческому обществу.

Феноменальная идея создания общественного, доступного для посещения «хранилища» произведений искусства не возникала ни у кого из современников П. М. Третьякова. Частные коллекционеры приобретали картины, скульптуры, предметы антиквариата, прежде всего, для своих частных собраний и поэтому экспонаты были недоступны широким слоям публики. Выдающийся меценат, не имея художественного образования, мог раньше других распознавать талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси [2].

Создание художественной галереи проходило, начиная с 1854 г., когда П. М. Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, а затем стал покупать отечественные работы: Н. Шильдера «Искушение», В. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и другие. С 1869 г. начал собирать галерею портретов выдающихся людей: «Александр Грибоедов» И. Крамского, «Михаил Глинка» И. Репина, «Нестор Кукольник» Брюллова, «Николай Гоголь» Моллера и другие. Пока коллекция была небольшой, П. М. Третьяков хранил ее в собственном доме, но собрание пополнялось и потребовалось другое помещение. Поэтому в 1874 г. он начал строительство картинной галереи и через несколько лет открыл ее для всеобщего посещения.

В 1892 г. написал заявление в Московскую городскую думу о желании передать в дар городу свое собрание картин, а также собрание картин брата — Сергея Михайловича. В августе 1893 г. состоялось официальное открытие городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых. Подарив художественную коллекцию городу, Павел Третьяков продолжил пополнять ее картинами, рисунками и этюдами.

Братья: Петр Иванович Щукин (1853–1912) и Сергей Иванович Щукин (1854–1936) принадлежали к московской влиятельной купеческой династии, которые увлекались коллекционированием предметов искусства. Собирательством в семье Щукиных занимались братья: Николай, Петр, Иван и Сергей.

С. И. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи — по определению искусствоведа и теоретика искусства И. Э. Грабаря «искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего дня» — и собрал первую в России и одну из лучших в мире коллекцию картин импрессионистов и постимпрессионистов, предугадав их будущее значение.

Первые покупки произведений импрессионистов С. И. Щукин сделал в Париже в Салоне Национального общества изящных искусств, затем на парижских выставках, непосредственно у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Щукина, был Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, а также постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента ван Гога. За неполных 20 лет купец приобрел 266 полотен. Безупречный вкус, незаурядная интуиция позволили ему создать коллекцию мирового значения, которую он не собирался скрывать от широкой публики. С 1909 г. С. И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал ознакомиться с полотнами. В 1915 г. С. И. Щукин, купил с выставки «Трамвай В» работу В. Татлина, собранную из деревянных досок, о чем писали, негодуя, газеты: о приобретении за большие деньги «трех старых, грязных досочек». Однако, это означало, что С. И. Щукин почувствовал в новом искусстве будущее. Щукинская галерея насчитывала около 250 полотен, 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь так же были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени, лучшие московские музыканты исполняли произведения А. Скрябина, Н. Меттнера, С. Рахманинова. П. И. Щукин, помимо коллекционирования предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, собирал и хранил личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, Демидовых и др., письма И. Тургенева и т. д.).

Для размещения большой по объему и разнообразной по составу коллекции П. И. Щукин построил здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. его частный музей открылся для исследователей и любителей старины. Здесь писал этюды для картины «Степан Разин» В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. художник А. М. Васнецов. В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собрание С. И. Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу, где он дожил до преклонных лет и был похоронен в Париже.

В данной статье мы рассмотрели деятельность немногих русских меценатов, как пример их благотворительности. На самом деле их было очень много в разных сферах экономики, социальной жизни, культуры и искусства. Но в целом, своеобразие движения российских меценатов имеет общие черты: благотворительность в крупных масштабах; они были подлинными интеллигентами — образованные, духовно и эстетически воспитанные, понимающие нужды людей, жертвенные; они были представителями нового поколения, которое «не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран» [2].

Литература:

  1. Ельшевская, Г. Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века / Г. Ельшевская. — Текст: электронный // — URL: https://arzamas.academy/materials/1311 (дата обращения: 5.01.2025).
  2. Коншина, Л. Меценатство в России конец XIX- начало XX вв. / Л. Коншина. — Текст: электронный // — URL: https://proza.ru/2016/10/06/932 (дата обращения: 5.01.2025).
  3. Кушнарева, А. Русская живопись 19 века: история, развитие, жанры и мастера / А. Кушнарева. — Текст: электронный // — URL: https://collectart.ru/posts/14-russkaya-zhivopis-19-veka-istoriya-razvitie-zhanry-i-mastera (дата обращения: 5.01.2025).
  4. Мартынова, С. 5 русских меценатов / С. Мартынова. — Текст: электронный // — URL: https://www.culture.ru/materials/187849/5-russkikh-mecenatov (дата обращения: 5.01.2025).


Задать вопрос