Особенности создания публичного музея на основе частной коллекции П. М. Третьякова
Автор: Кутловская Алла Сергеевна
Рубрика: 6. Музейное дело
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)
Дата публикации: 08.04.2018
Статья просмотрена: 438 раз
Библиографическое описание:
Кутловская, А. С. Особенности создания публичного музея на основе частной коллекции П. М. Третьякова / А. С. Кутловская. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14094/ (дата обращения: 16.12.2024).
Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются причины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве. Показаны взаимоотношения Павла Михайловича Третьякова с художниками.
Ключевые слова: Третьяковская галерея, Москва, Россия, художник, галерея.
Наиболее распространенной формой музея до 1917 годабыл частный музей. Частное коллекционирование было распространено в России с начала XVIII века.
В конце XIX — начале XX века, в связи с осознанием важности собранных коллекций, желанием обеспечить им оптимальные условия существования, гарантию сохранности, ряд владельцев частных музеев передали свои собрания в дар государству (городу, обществу) — И. К. Айвазовский, Ф. М. Плюшкин, А. А. Бахрушин и др. Так же поступил Павел Михайлович Третьяков, однако передачу своей коллекции он запланировал задолго до начала ее создания.
Условия, в которых создавалась Третьяковская галерея, можно назвать благоприятными. В XIX веке начинает развиваться частное коллекционирование, в Москве в это время наиболее знаменито собрание картин Прянишникова, но посетить его собрание могли только знатные, высокопоставленные лица. Коллекция Павла Михайловича изначально была задумана как народная. Даря свою галерею Москве, он писал, что делает это «желая способствовать процветанию искусств в России».
Конечно, создание такого грандиозного публичного музея является феноменом XIX века. Для того, чтобы осознать масштабность этого явления, нужно понять причины, сподвигшие Павла Михайловича Третьякова создать галерею. Можно выделить наиболее важные. Во-первых, это само желание Третьякова создать общедоступный национальный художественный музей.
В 1853 году появилось описание галереи Федора Ивановича Прянишникова. Павел Михайлович не мог не заинтересоваться этим собранием и, конечно, увидев его, не мог не увлечься желанием последовать примеру Прянишникова. Однако молодому Павлу Михайловичу в этот период было не по силам собирать произведения старейших русских мастеров, поэтому он начинает собирать своих современников.
В своем завещательном письме, написанном в Варшаве в мае 1860 года, Павел Михайлович высказывает мысль о создании национальной или народной галереи. В нем он, например, описывает стоимость входа в галерею, «<…> Вход для публики без различия открыт с платою от 10 до 15 копеек серебром<…>» [2, с. 250]. Это свидетельствует о сильном и продуманном желании Третьякова создать народную художественную галерею уже при жизни.
Очень любопытен случай, описанный в книге Н. Мудрогеля, который хорошо показывает отношение Павла Михайловича к посетителямиобъясняет, почему он подарил картину народу.
«Однажды мы заметили, что галерею стали посещать странные женщины: очень разговорчивые, развязные, пестро одетые. Придут — и ну расспрашивать:
— А всем можно ходить суда? И семейно можно? И, к примеру, сразу человек двадцать? И говорить между собой можно? <…>
Оказалось, что это московская сваха! У нас, в галерее, она устраивала смотрины. Скоро об этом проведали и другие свахи и тоже начали устраивать смотрины у нас. Я сказал об этом Павлу Михайловичу.
— Ну, что же, — говорит, — пускай, это их дело. Пусть хоть таким путем заглядываются в культуру <…>
Само собой, и о них я говорил Павлу Михайловичу, а у того глаза становились веселые:
— Все-таки на картины смотрят женихи и невесты?
— Смотреть-то смотрят… но ничего не видят.
— Ну, пусть. Авось, что-нибудь в их памяти останется. На первый раз и этого достаточно, что узнали дорогу в галерею» [5, с. 34–36].
Второй причиной можно назвать искреннее желание Павла Михайловича показать миру русскую школу живописи.
Первой покупкой Павла Михайловича было собрание картин старых голландцев. Были ли все эти картины оригиналами — сказать трудно. Впоследствии Павел Михайлович говорил, что, купив их, он сразу понял, что слишком мало имеет знаний и опыта, чтобы рисковать покупать безошибочно работы старых западных мастеров, и решил приобретать только картины русских художников с выставок или от самих авторов.
В 1894 году на Первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по поводу дарования галереи братьев Третьяковых городу Москве, Н. Н. Ге, произнося речь «Об искусстве и любителях», сказал: «Я хочу сказать <…>, П. М. Третьяков не есть только коллекционер, это есть человек, любящий искусство, высоко просвещенный, любящий художника, любящий человека и умеющий отказаться от своих личных вкусов. Он мне сам заявил, что не только приобретает вещи, которые ему нравятся, но даже и те, которые ему лично не нравятся, но он считает обязанностью не исключать их из школы, к которой они принадлежат» [2, с. 264].
Третья причина — стремление Третьякова помочь в развитии русским художникам. В то время государство очень мало интересовалось делами данной сферы — художников поддерживали главным образом меценаты, но их помощь не была большой. Единственным заработком художников являлось написание картин, но и для этого нужны были средства, а главное — заказы. Павел Михайлович всегда был готов поддержать художников как морально, так и материально.
Любя художников, Третьяков никогда не потворствовал их слабостям. Он жалел их, если они впадали в нужду или заболевали.
Особенно сильно заботился Павел Михайлович о талантливой молодежи. Он помогал ей деньгами и советами. Если случалось, что ученик школы живописи нуждался или ему не чем было платить за обучение, профессора обычно направляли его к Третьякову со своими записками. Павел Михайлович немедленно давал деньги. Замечая молодого художника, Третьяков уже всю жизнь не выпускал его из вида: переписывался с ним, навещал его, старался увидеть каждую его работу и приобретал все лучшее.
Отношения между Третьяковым и художниками практически сразу становились теплыми, дружескими, глубоко человечными. Художники становятся помощниками и советчиками коллекционера, сообщают ему о работах своих коллег, о выставках и присуждении медалей и премий.
Как видно, у всех этих причин есть общая черта — большая заинтересованность самого коллекционера. В Третьякове очень удачно сочетались два человека: первый — это купец, ищущий во всем выгоду, и второй — большой ценитель искусства. Создавая публичный музей, Третьяков выполнял свой долг перед обществом. Он хотел, чтобы каждый человек, придя в музей, мог обогатиться духовно и эстетически, стать ближе к искусству, как и он сам. Ни художники, ни власть, ни чиновники, ни сам народ не противились этому, а наоборот, наградили Павла Михайловичазванием Почетного Гражданина Москвы.
После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры — В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Э. Грабарь. На протяжении почти 15 лет бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича — Александра Павловна Боткина.
В 1899–1900 годах опустевший дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1902–1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В. М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей.
В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями, как нового, так и старого русского искусства. В 1913–1918 годах по инициативе художника и историка искусства И. Э. Грабаря, бывшего в те годы попечителем галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П. М. Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне [4, с. 16].
Новый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.
За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.
Литература:
- Безрукова Д. Я. Третьяков и история создания его галереи. — М.: «Просвещение», 1970. — 104 с.
- Боткина А. П. П. М. Третьяков. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1993. — 376 с.
- Государственная Третьяковская Галерея. Материалы и исследования (научный редактор И. М. Гофман) — Ленинград: Художник РСФСР, 1983. — 300 с.
- Государственная Третьяковская галерея. Путеводитель/Авт.-сост. О. Аллеонова, Г. Андреева, Н. Ардашникова и др. — М.: Авангард, 2008. — 288 с.
- Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет Третьяковской галерее. Воспоминания. — Ленинград: Художник РСФСР, 1962. — 208 с.
- Сто лет Третьяковской галереи: Сб.ст. / Ред. П. И. Лебедев. — М.: Искусство, 1959. — 340 с.
- Воспоминания о П. М. Третьякове его знакомых и деятелей искусства. И. С. Ненарокомова. Павел Третьяков и его галерея — М.: Галарт, 1994. — 288 с.
- Переписка П. М. Третьякова с художниками и со своей семьей. А. П. Боткина П. М. Третьяков. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1993. — 376 с.
Похожие статьи
Экспонаты Кунсткамеры — вещи со своей собственной историей как часть великого музея
В статье авторы стараются раскрыть историю части экспонатов великого музея, акцентируя внимание на уникальности каждой экспозиции.
Анализ и интерпретация произведения П. Н. Филонова «Формула весны» 1929 года
В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года.
Илья Репин как учитель, художник и общественный деятель
Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник, профессор, педагог. Являлся членом Императорской Академии художеств. Работая в стиле «реализм», художник оставил после себя большое количество работ, высоко оцениваемых по всему миру. В настоящей ста...
Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций
Частное собирательство в России периода до начала XX в. — яркая страница истории старой России. Многочисленное разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества способствовало сбережению памятников, старинных и современных собирателям...
Костюм как музейный экспонат
В статье автор анализирует особенности экспозиции костюма в музее, современные тенденции выставочной интерпретации костюма в музейной практике.
Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи
Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...
Дискриминация мужчин в процессе трудоустройства в России
В статье рассматриваются особенности дискриминации мужчин в сфере труда в России на примере вакансии музейного смотрителя. Предлагаются пути решения данной проблемы.
Формы, методы и основные средства связи и школы и музея
В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.
Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ
Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Похожие статьи
Экспонаты Кунсткамеры — вещи со своей собственной историей как часть великого музея
В статье авторы стараются раскрыть историю части экспонатов великого музея, акцентируя внимание на уникальности каждой экспозиции.
Анализ и интерпретация произведения П. Н. Филонова «Формула весны» 1929 года
В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года.
Илья Репин как учитель, художник и общественный деятель
Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник, профессор, педагог. Являлся членом Императорской Академии художеств. Работая в стиле «реализм», художник оставил после себя большое количество работ, высоко оцениваемых по всему миру. В настоящей ста...
Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций
Частное собирательство в России периода до начала XX в. — яркая страница истории старой России. Многочисленное разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества способствовало сбережению памятников, старинных и современных собирателям...
Костюм как музейный экспонат
В статье автор анализирует особенности экспозиции костюма в музее, современные тенденции выставочной интерпретации костюма в музейной практике.
Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи
Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...
Дискриминация мужчин в процессе трудоустройства в России
В статье рассматриваются особенности дискриминации мужчин в сфере труда в России на примере вакансии музейного смотрителя. Предлагаются пути решения данной проблемы.
Формы, методы и основные средства связи и школы и музея
В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.
Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ
Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.