Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 373-377. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98902/ (дата обращения: 16.12.2024).



Частное собирательство в России периода до начала XX в. — яркая страница истории старой России. Многочисленное разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества способствовало сбережению памятников, старинных и современных собирателям. В литературе о коллекционировании это явление не рассматривалось женским даже как возможность. Мужчина-коллекционер противопоставлялся женщине-потребителю. Тем не менее, истории хорошо известны весьма показательные примеры женщин-коллекционеров, которым разные провозглашённые учёными мужского пола гендерные особенности не помешали вписать свои имена в историю этого феномена разных лет [5] . Дама-коллекционер была активной участницей промышленных выставок и ярмарок, торгов, антикварных салонов, была опытной хозяйкой частного музея в образе светского салона.

Ключевые слова: коллекционирование, собирательство, музей, коллекций, история.

Создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, изучение их наследия. Это один из культурных кодов эпохи, явление в жизни России. Преобразование частных коллекций в музейные собрания являлось процессом взаимовыгодным: не только коллекционер создавал музей, но и музей, как самостоятельный, деятельный организм, формировал собирателя в духовном плане. Если собиратель ощущал потребность «обнародовать» свои коллекции, предоставить доступ к их обзору, изучению, чем способствовал популяризации самой коллекции и представленных ею культурных слоёв, временного или тематического. А это давало образованному музею статус значимого общественно-просветительского учреждения, который нёс свою миссию. Коллекционер, преобразовавший свои собрания в музей, — это уже лицо нового типа, нового статуса — пользы обществу.

Демонстративное непринятие женщин в «мужской клуб коллекционеров», игнорирование их самоотверженных стараний и достижений объяснялось гендерными различиями: только мужчинам присущи такие необходимые коллекционерам черты как системность, рационализм, азарт, потребность в реализации себя. Ввиду отсутствия всего этого у любой из женщин никто из дам заниматься коллекционированием не может. Тем не менее, истории хорошо известны весьма показательные примеры женщин-коллекционеров, которым разные провозглашённые учёными мужского пола гендерные особенности не помешали вписать свои имена в историю этого феномена разных лет [5]. Дама-коллекционер была активной участницей промышленных выставок и ярмарок, торгов, антикварных салонов, была опытной хозяйкой частного музея в образе светского салона.

Первыми крупными коллекционерами своего времени были не только сподвижники императора Петра Великого аристократ Борис Шереметев и простолюдин Александр Меншиков, но и сестра Наталия Алексеевна . Княгиня Екатерина Романовна. Дашкова (1743–1810), овдовев, была вынуждена самостоятельно устраивать судьбу двух детей. В заграничных путешествиях с целью дать образование сыну она приобретала для пополнения своей коллекции первоклассные произведения искусства. При этом, в отличие от мужчин, не разбивала собрания, а покупала целиком. Это относилось и к резным камням, и к гравюрам, и к редким экземплярам минералогических пород.

Лаваль Александра Григорьевна (1772–1850) — аристократка, дочь графа Козицкого, меценат. При замужестве получила в приданое специально построенный дворец на Английской набережной в Петербурге, известный как «Дом Лаваль». Во дворце были организованы литературный салон и создан музей из предметов коллекций хозяйки, высокохудожественной и весьма представительной. Уникальное собрание древностей со всего мира и различных эпох размещалось в специально оборудованных залах. Особо ценными признавались античная скульптура I-II в. н. э., бронзовые статуи, образцы египетской скульптуры II тыс. до н. э. Современниками в числе редкостей упоминается мраморный пол из дворца римского императора Тиберия, привезённый с острова Капри (1 век н. э.) После смерти хозяйки 19 произведений коллекции были отправлены в Иркутск, где жила на поселении одна из дочерей — княгиня Трубецкая. Большую часть коллекции купил Эрмитаж [11].

Волконская Зинаида Александровна (1792–1862) — дочь князя Белосельского-Белозерского, поэтесса, певица, композитор. Первые упоминания о её коллекции относятся к 1820-м. Начал собирать художественные древности еще ее отец, который, будучи посланником, имел возможности привозить из Европы многочисленные ценности. И привил страсть к собирательству дочери, которая в свою очередь всё это приумножила, украсив помещения своего особняка на Тверской картинами, статуями, даже фресками. Немного сохранилось достоверных сведений о московской части коллекции Зинаиды Александровны. Современники отмечали, что у владелицы было немало уникальных произведений искусства. Так, в ее доме хранилась икона святой равноапостольной княгини Ольги, которая была, по преданию, написана в Константинополе в 955 или 957 году, когда княгиня приняла православие. «В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества» — вспоминал член Московского и Петербургского Английских клубов князь Петр Андреевич Вяземский [3]. «Она украшала дом свой оригиналами и копиями знаменитых произведений живописи и ваяния, — вспоминал М. Веневитинов, — комнаты своего дома, настоящего музея, она раскрашивала фресками в стиле различных эпох» [цит. по 3] .

Предметы своей коллекции владелица изучала, была избрана почётным членом Общества истории и древностей российских. Именно она была инициатором создания Эстетического музея: в 1831 году в журнале «Телескоп», который издавал профессор Московского университета, Н. И. Надеждин, княгиня Волконская опубликовала проект создания Эстетического музея при Московском университете. Это не осуществилось, увы, при её жизни, но воплотилось профессором Цветаевым в 1912 г. в открытии Музея изящных искусств при Московском университете, ровно 50 лет спустя после смерти княгини Волконской. И называться стал Музеем изящных (ныне изобразительных) искусств им. А. С. Пушкина [3]. Была у Волконской и хорошая картинная галерея, представленная, прежде всего, семейными портретами и портретами русских царей, работами лучших художников того времени — как русских, так и иностранных. Когда в 1825 году умер А. С. Власов — муж сводной сестры княгини Волконской — Марии Александровны, большая часть его замечательной художественной коллекции гравюр и эстампов была подарена княгине Волконской.

Волконскую отличало острое восприятие традиций, что она воспринимала как факт личной ответственности перед культурой и обществом за их прогресс. Её беспокоили вопросы национальной идентичности русской культуры, места в ней народных традиций [11].

Заброшенной сегодня усадьбой Покровское — Стрешнево на протяжении двух с половиной веков владел родственный царскому род Стрешневых, семь поколений которого славили поместье [12]. Главный дом — особняк был построен в 1810-х с невиданным прежде размахом роскоши. Хозяйка — Елизавета Петровна , по мужу — Глебова , имея отменный вкус, достаток и тягу к искусству на уровне культа, обустроила в особняке картинную, большей частью — портретную, галерею 76 из 328 картин[1] — портреты родовые и царской семьи), превратив дворец в настоящий музей рода Стрешневых. Древности в экспозиции призваны были доказать родство с царями. Кроме того, дом был полон ценных английских гравюр [12]. Благодаря владельцам, князьям Шаховским-Глебовым-Стрешневым, усадьба сохранила память о многих значимых страницах истории государства Российского и царствующего Дома Романовых [12].

Шереметева Екатерина Павловна (1849–1929) — из рода Вяземских, жена С. Д. Шереметева, благотворительница. С 1865 г. собирала коллекции минералов, фауны, флоры и гербарии в Остафьево (639 экз.). Систематизированная и обширная коллекция логично привела владелицу к созданию общедоступного музея — образцов флоры Подмосковья. Такой — Частный музей природы — был обустроен в усадьбе Михайловское Московской губернии, принадлежащей Шереметевым с XVII в. Музей был открыт в 1893 г., в 1899 при нём был разбит ботанический сад. В 1890-х сад и музей стали уникальными явлениями. Владелица планировала передать музей Московскому университету, чему помешала революция [11].

В 70–80-е гг. XIX века живой интерес к истории, традиционному русскому народному творчеству буквально всколыхнул умы прогрессивно мыслящей русской интеллигенции и стал общественным явлением. Именно в этот период были заложены традиции особого российского меценатства, одним из ярких проявлений которого стала поистине подвижническая деятельность семьи Шабельских. Начало систематическому собиранию уникальной коллекции положила Наталья Леонидовна Шабельская , урожденная Кронеберг (1841–1904), блестяще образованная дворянка, супруга крупного харьковского землевладельца, исследователь народного искусства, родом из Таганрога. Изучала народное искусство и собирала его образцы, сама училась создавать новые работы [14].

Коллекционер небольшого города — это, чаще всего, собиратель, просветитель, экспозиционер, меценат для самого себя и энтузиаст-одиночка [13]. Не имея специального образования и опыта, он отличается умом, целеустремлённостью, вкусом и чутьём. Равно как широтой, прогрессивностью взглядов и располагает свободными средствами. Коллекции из нескольких собраний создавались путём объединения разного рода материальных предметов, совокупности множеств, а это и есть, собственно, музей в первозданной его задумке, в понимании термина — учреждение для хранения, изучения и демонстрации универсальных сложносоставных коллекций [13]. На рубеже веков в числе коллекционеров стали появляться собиратели предметов крестьянского быта, стремившегося находить, сохранять, популяризировать, возрождать исконные народные ремёсла [9]. В их славных рядах — Наталья Шабельская. Проживая в сельской местности, она организовала мастерские женского рукоделия, а позже этот же сделала, проживая в Москве.

В течение 20 лет собирала коллекцию в поездках по России и за границей и специально заказывала оригинальные образцы мастерицам. Собрание Шабельской насчитывало 673 предмета: костюмы, головные уборы, ткани, кружева и т.п. [11]. Историк искусства Д. В. Айналов писал, что «собрание головных уборов Н. Л. Шабельской отличается разнообразием, богатством и прекрасной сохранностью» [1] . В конце 70-х гг. XIX века, семья Шабельских посетила знаменитую Нижегородскую ярмарку, которая поразила их самобытностью, колоритностью, многообразием различных ремесел. Именно в этот период «красота родной старины» окончательно определила интерес и направленность собирательской деятельности Натальи Леонидовны, которой она увлекла и своих дочерей, старшую, Варвару Петровну (186?-1939?) и младшую, Наталью Петровну (1868–1940?), активно помогавших, а позже и продолживших дело матери. В то время, когда практически не было никаких справочных изданий, готового материала для руководства, интерес в обществе только пробуждался, а частные собрания охватывали лишь отдельные темы, Шабельским приходилось идти новым, не проторенным путем, потребовавшим большой затраты энергии, труда и средств [8]. За несколько лет упорной и кропотливой работы, в начале 90-х гг. XIX века, Наталья Леонидовна в своем московском особняке на углу Садовой и Бронной улиц, создала необыкновенно богатый и разнообразный «Музей старины».

Во всей своей полноте — около 4000 предметов — собрание Шабельской было представлено в 1892 году в Николаевском дворце Петербурга на выставке Красного креста [8]. Там же состоялось знакомство Шабельской и В. В. Стасова. Критик не поскупился на восторженные отклики в печати, подчеркнув «необычайное знание со стороны современной женщины и необычную энергию собирательницы, употребившей 20 лет своей жизни на то, чтобы со всех концов России добыть и соединить в своём музее образцы художественного труда и домашнего творчества долгих поколений древней русской женщины» [15] . Уникальная коллекция — старинные русские костюмы (крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие) губерний России, головные уборы, шерстяные и шелковые платки, образцы старинных вышивок, кружев, материи, прялки, пряничные доски, игрушки, предметы археологии — составляла к 1904 г. более 20 000 предметов [7]. Целенаправленный подбор, научный подход к проблеме их происхождения (описание предметов и обязательное указание их бытования по губерниями, иногда по уездам) заметно отличали собрание Натальи Леонидовны, открытое для просмотра посетителей [8].

Дом на Садовой стал настоящим музеем, богатым и разнообразным, и коллекция такого рода была единственной в России по разнообразию представленных предметов быта и рукоделия XVIII-XIX вв. Особые разделы составляли собрания мебели и восточных тканей. По свидетельству Стасова, собирательница принадлежала «к тому поколению новых русских женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, не только поступили уже работницами в почётный легион русских деятелей по части литературы, науки, искусства, но ещё вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её и отдали на служение ей всю жизнь»... [цит. по 11].

Творческий подход глубоко преданного своему делу коллекционера имел неизменный огромный успех и вызывал всеобщее удивление. Наталья Леонидовна и продолжившие ее дело дочери заложили фундаментальную основу не только методики работы с экспонатами, но также и научной реставрации [17]. Шабельская последние годы провела в Ницце, где и похоронена. Завещала передать коллекцию этнографическому отделу Русского музея. После ее смерти в 1904 году уникальное собрание женской одежды, головных уборов, кружев, различных предметов из дерева и кости, знакомящих с традициями шитья золотом, украшения жемчугом, низанья бисером, резьбы (всего более 4000 экспонатов) поступило в 1906 году в Этнографический отдел от дочерей. Часть предметов (1478) была подарена, а 2596 приобретено в 1906 г за 40 тысяч рублей золотом в рассрочку на 5 лет императором Николаем II и дарована Этнографическому Отделу Русского музея.

Фотоколлекция Шабельских — уникальный источник не только по изучению истории русского костюма — она является редкой по своей художественной и научной значимости. Создаваемая, прежде всего, с целью фиксации костюмов различных губерний, которые демонстрировали модели, она стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. Шабельские вывезли с собой во Францию небольшую часть фотоколлекции. Значительная же часть (85 номеров), оставшаяся в России, поступила в собрание Дашковского музея в Москве в первой четверти XX в. и в настоящее время хранится также в фотоархиве Российского этнографического музея [8].

Тенищева Мария Клавдиевна (1867–1928) — княгиня меценат исследователь русского искусства. Жена князя В. Н. Тенищева, крупного промышленника, инженера музыканта, этнографа и просветителя. В 90-х супруги в своём петербургском доме организовали школу для неимущих молодых талантов, где преподавали изобразительное искусство члены Академий художеств и наук. Увлеклась коллекционированием в 1890-х, и начала с рисунков и акварелей, позже сосредоточилась на собирании предметов русского крестьянского искусства и быта, постепенно стал настоящим знатоком. Но настоящим гражданским подвигом стало создание творческого центра в личном имении Талашкино Смоленской губернии, которое Тенищева приобрела в 1896 году, и где открыла школу, библиотеку, художественные мастерские для возрождения традиционных народных ремёсел. В 1898 г. открыла и публичный музей «Русская старина» в специально для этого выстроенном доме-тереме. Его открытием в один год с петербургским Русским музеем княгиня пыталась привлечь внимание общества и государства к необходимости сохранения и популяризации исконной народной культуры.

Тенищева и её соратники возлагали большие надежды на общекультурное значение своей деятельности в Талашкино Н. К. Рерих писал: «У священного очага, вдали от городской заразы творит народ вновь обдуманные предметы без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы»... [2]

Княгине принадлежала самая крупная из современных ей коллекция графики. Согласно каталогу собрания Тенищевой, составленному Бенуа, речь идёт о не менее чем 700 графических работ русских и иностранных художников [цит. по 4]. Представив свои собрания публике в залах Общества поощрения художеств (1897), владелица доказала, что опередила всех коллекционеров, а это были знаменитые имена: Остроухов. Боткин, Цветков, Аргутинский-Долгоруков, которые уже скоро из любителей переквалифицируются в профессионалы.

О собрании журнал «Старые годы», подчёркивая ценность, писал, что «особенность его не только в богатстве отдельных коллекций..., а в чрезвычайной цельности и равности, в отсутствии даже намёка на музейный хлам. Всюду чувствуется строгий выбор, обдуманность, почему и получается впечатление насыщенности художеством» [цит. по 2] . Коллекционеры, как правило, руководствуются стариной, ретроспективностью предмета: тем ценнее, чем древнее. Если же много и от разных периодов, то больше внимания по старшинству. Для Тенищевой же основным интересом стали современные ей мастера кисти и карандаша, члены «Общества русских акварелистов».

В 1905 г. коллекцию из Талашкино перевезли в Смоленск: княгиня решила подарить свою коллекцию городу, но городские власти предложением не заинтересовались и отказались предоставить помещение даже для выставочного проекта. Тогда Мария Клавдиевна приобрела землю в центре города, где менее чем за год построила здание специально для размещения и демонстрации своих собраний. Так появился Музей русского народного творчества — один из первых в российской провинции, основой которого стали уникальные работы умельцев Талашкино, приобретённые княгиней [10]. Сегодня это — городской исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. На 1909 г. в фонде было 6940 предметов. В 1911 г. принесла коллекцию в дар Московскому археологическому институту, но с условием, чтобы «музей навсегда остался в Смоленске и ни одна вещь не была взята в другой музей», а бывшая владелица имела возможность содержать музей за свой счёт и пополнять новыми предметами [11].

В мемуарах Тенищева подмечала, что «женщине из общества очень трудно создать себе имя, пробить кору равнодушия, пристрастия или явной недоброжелательности. На неё смотрят как на тщеславную самодурку или подозревают, что труд её исполнен чужими руками. А в своём кругу она проходит за чудачку, оригиналку, желающую позировать, ей не прощают её стремлений и судят гораздо строже, нежели обыкновенных профессионалов…» [16]

Частные собрания Шабельской, Тенищевой и др. с результатами прикладного народного творчества позже легли в основу Особой кладовой ГИМ [9]. Подобно деятельности Абрамцево, в 1890-х при созданных художественных мастерских формировались не только коллекции княгини Тенищевой в Талашкино, но и дочери купца Марии Фёдоровны Якунчиковой (1863–1952) в Соломенках (Моршанский уезд Тверской губернии), при этом последняя умудрялась одновременно с основанием коврового производства в Соломинках руководить вышивальной и столярной мастерскими в Абрамцево — имении своего дяди С. И. Мамонтова, ещё и заниматься благотворительностью в Иверской общине сестёр милосердия [9].

Другой образец женской самореализации — графиня Прасковья Сергеевна Уварова (1840–1924) — археолог, меценат, общественный деятель, собирательница древностей. После смерти мужа — создателя Московского императорского археологического общества, графиня много лет посвятила систематизации собранной ими совместно коллекции. А это было 18 отделов разнообразных предметов, составивших Порецкий музеум. Личной же коллекцией графини Уваровой была картинная — портретная — галерея в Карачарове (Нижегородский район современной Москвы); здесь же концентрировались личные Уваровой коллекции мебели, бронзы, фарфора, хрусталя и богатейшая семейная библиотека, нумизматическая коллекция, бюсты и статуи, коллекция рукописей и, конечно, археологические находки [6]. Пример Уваровой очень важен в контексте продолжения мисси супруга. Но кроме этого, коллекционирование для русских аристократок становилось практикой организации пространства, салонной культуры, воспитания художественного вкуса. Так, одним из первых частных галеристов в России стала именно женщина — Надежда Евсеевна Добычина (1884–1950), создавшая «Художественное бюро» в 1911 году [5].

Достоевская Анна Григорьевна (1846–1918) — вдова Достоевского, собравшая всё написанное и разбросанное по многочисленным изданиям. За 8 лет, к 1889, составила огромную коллекцию и создала на её основе Музей памяти Фёдора Михайловича Достоевского, который был открыт в Москве, в здании Исторического музея, в 1889 г. Все материалы: рукописи, письма, архив, библиотеку, иконографию, мемориальные вещи писателя и его родных, — всего 4232 предмета — переданы в дар Историческому музею [11]. Анна Григорьевна, помимо меморий мужа, имела крупную личную коллекцию марок, которые собирала в течение 50 лет [5].

Время с начала XVIII — до начала XX вв. стало в России и периодом роста числа частных коллекций, и «серебряным веком» развития музейной отрасли. Коллекционирование демонстрировало степень культурных и околонаучных запросов, представлений о сочетании памятного и познавательного у различных слоёв общества в России.

Собрание каждого коллекционера, как можно увидеть, отражало не гендерную принадлежность, а уровень образования и самообразования, достатка и культуры, интересы и пристрастия, художественные моды его эпохи, т. к. личность человека формируется под влиянием современной ему культурно-исторической обстановки.

Музеи личных коллекций задумывались владельцами как цельные собрания, созданные по принципу историко-хронологической последовательности в размещении предметов коллекции. Пространство коллекционера — это особенное проявление духовной жизни, основанное на личностном восприятии искусства собирателя, отражающее пристрастия и вкус, взгляд на культуру прошлого и современности, отношение к истории.

Литература:

  1. Айналов, Образцы старинного русского шитья и кружев Н. Л. Шабельской. // Труды 8 архивного съезда в Москве: 1890. М.: 1897. Т. 4
  2. Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009. — 400 с.
  3. Буторов А. В. Собиратели и меценаты Московского английского клуба. М.: Мос. Англ. Клуб. 2002. — 397 с.
  4. Верховская И. Б. Коллекция княгини М. К. Тенищевой. // Русское искусство, № 4/2020. С. 78–83
  5. Игнатьева О. В. Антропология коллекционирования: учебно-методическое пособие. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2021. — 150 с.
  6. Игнатьева О. В. История женского коллекционирования: по материалам женских автобиографий в России в XVIII-начале XX вв. // Гуманитарные исследования Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. № 2. С. 55–63.
  7. Императорские коллекции в собрании Российского Этнографического музея: «Цари народам — народы царям» // Каталог выставки. М. — СПб.: 1995. — 150 с.
  8. Кызласова И. Л. Из истории русской эмиграции 1920-х-1930-х годов: сестры Шабельские. По материалам архива Института H. H. Кондакова в Праге // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 5. М.: 2001. — 329 с.
  9. Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия. Автореферат дисс. … КИ М.: МГСПА им. Строганова, 2019. — 31 с.
  10. Опимах И. Художницы, музы, меценатки. М.: Ломоносовъ, 2017. — 248 с.
  11. Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый библиографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2003. — 560 с.
  12. Потапенко А. Заброшенная усадьба Покровское-Стрешнево. // Наше наследие, 2017/121. С. 121–133
  13. Рыжикова Н. А. Восточная коллекция Д. Г. Бурылина в контексте русского коллекционирования к. XIX-н. XX вв. СПб.: ЛИК, 2005. — 34 с.
  14. Собиратели, хранители, реставраторы. Сборник статей. 3-й выпуск. Под ред. Т. Е. Колпаковой и др. СПб.: «Лик». 2005. — 320 с.
  15. Стасов В. В. Женская русская народная выставка. // Новости и биржевая газета. 1892, 7 февраля. № 38
  16. Тенищева М. К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991, — 97 с.
  17. Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье// Сб. ст. «Вопросы реставрации». Вып. 1. М., 1926. С. 112–119.

[1] Согласно описи 1805 г.

Основные термины (генерируются автоматически): музей, Россия, коллекция, собрание, Москва, Московский университет, предмет, XIX века, история, Этнографический Отдел.


Похожие статьи

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Что такое «наша братия»: формы групповой идентификации служилых людей в России во второй половине XVII в.

Вопросы социальной истории России требуют пересмотра и критики в соответствии с тенденциями «новой исторической науки». Известно, что социальность охватывает все стороны жизни общества и имеет различные формы своего выражения. Как служилые люди второ...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена ...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Виртуальная экскурсия как феномен музейной работы на примере Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

В данной статье рассматриваются аспекты, оказавшие влияние на развитие такого феномена как «виртуальная экскурсия». А так же становление данного феномена на Дальнем Востоке России, в Хабаровске на примере краеведческого музея.

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Похожие статьи

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Что такое «наша братия»: формы групповой идентификации служилых людей в России во второй половине XVII в.

Вопросы социальной истории России требуют пересмотра и критики в соответствии с тенденциями «новой исторической науки». Известно, что социальность охватывает все стороны жизни общества и имеет различные формы своего выражения. Как служилые люди второ...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена ...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Виртуальная экскурсия как феномен музейной работы на примере Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

В данной статье рассматриваются аспекты, оказавшие влияние на развитие такого феномена как «виртуальная экскурсия». А так же становление данного феномена на Дальнем Востоке России, в Хабаровске на примере краеведческого музея.

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Задать вопрос