У истоков женского образования в России
Автор: Кацалова Наталья Федоровна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 5156 раз
Библиографическое описание:
Кацалова, Н. Ф. У истоков женского образования в России / Н. Ф. Кацалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/94/ (дата обращения: 17.12.2024).
Судьба XXI в. - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.
Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже учились и обучали в частных пансионах, в семьях, еще ранее в монастырях и теремах.
Первое известие об обучении девочек на Руси относится к XI в. В 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят» [3, с.3]. Княжна Янка, в XI в. и постриглась в выстроенный для нее монастырь и сама обучала в нем девушек. Обучение грамоте не предписывалось монастырям в России, как это делалось на Западе, но рекомендовалось и естественно должно было входить в круг обязательных предметов, т.к. чтение божественных книг считалось средством спасения души [4, с.5]. Янка, являясь свидетельницей того, Ярослав собирал и размножал священные книги, которые в то время были от руки писанными и в которых была большая потребность, ввела в своем училище обязательное обучение письму. Пение требовалось для богослужений, а рукоделие считалось необходимостью для девушек, чтобы они не оставались «праздными и не впадали в грех» [4, с.5]. В училище Янки рукоделие не служило источником дохода, как это стало впоследствии в других монастырях.
Обучение женщин в различных формах существовало на Руси. Были грамотные женщины, обучавшие других, хотя специальных школ для женщин не существовало. В раскольничьем быту, где жизнь была построена на святом почитании законов предков были мастерицы, учительницы, канонницы, читалки, уставщицы, келейницы. Они учили детей, читали в церкви, в скитах за трапезах, их посылали в дома читать по покойникам. У раскольников был обычай отдавать мальчиков и девочек по достижении ими семи лет, т.е. времени, когда наступает срок «вдавати отрочать в поучение чести книг божественного писания» в скиту к родственнице или знакомой матушке-игуменье на выучку. В ските учили грамоте, письму уставом, писать иконы; ученицы переписывали разные «Сборники», «Цветники» и дарили их родителям и своим учителям. Мастерицы иногда учили и вне скита, но редко ходили по домам, разве что к богатым людям. «Книжная дача» была платой за обучение, которую брали мастерицы. Кроме платы съестными припасами и одеждой, при переходе к новой книге, от Азбуки к Часослову и от Часослова к Псалтырю, ученица должна была принести из дома завязанный в платок горшок молочной каши и полтину денег. Иногда учительницы брали плату отдельно за каждый предмет учения: за Азбуку, за Часослов, за Псалтырь [4, с.6].
По вопросу самостоятельности женщин до Византийского на Русь давления, в славянских обычаях и праве женщина была лицом юридически самостоятельным. Она имела право сама действовать в судах. Мстить за свои обиды женщине допускалось даже на Новгородское Вече: Польское Право и Чешское Законодательство давало женщинам юридические права и льготы. До Византийского влияния на Руси не было женского затворничества и женщины играли видную роль: владели волостями, набирали дружину, советовали князьям о делах. Даже в XV в. во время господства Домостройных Правил русские княжны и вдовы в боярском и посадском быту хотя жили в удалении от света, но влияли на дела и обладали властью [4, с.4].
В X в., если не всегда на деле, то по мысли законодателей, женское образование не выделялось из общего для детей обоего пола учения. Владимир Святой признавал природный ум и просвещение женщин: на свою бабку Ольгу смотрел с уважением, как на «мудрейшую из всех людей», а жену свою, бывшую греческую царевну, признавал стоявшей по просвещению выше его и советовался с ней о церковном уставе и о других делах. По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище. Оно было не только первым женским училищем в России, но и первым в Европе. Как в этих училищах, так и в монастырях, грамотных людей на дому все образование ограничивалось умением писать и читать. Высшей для древних времен просвещения ступенью было умение толковать книги священного писания [1, 11].
В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные государи князья [3, с.9]. Кроме того, девушки княжеского рода выдавались замуж за иностранных князей. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а три его дочери были выданы: Елизавета - за норвежского короля Геральда, который до женитьбы служил несколько лет у Ярослава; Анна – за французского короля Генриха I и Анастасия - за венгерского короля Андрея I. Сыновья и внуки Ярослава также женились на иностранных принцессах, которые оставались с мужьями в России. Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко. Образование, дававшееся детям при дворе Владимира и Ярослава распространялось и на женщин [4, с.3].
В Суздале в XII в. было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Георгия Всеславича Евфросиния (в миру Предслава) в своем монастыре обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. Ефросинья очень рано выучилась писать и читать, в 12 лет она ушла в монастырь против воли своих родителей к своей тетке игуменье, жене князя Романа Всеславича. Прежде чем основать свой монастырь, Ефросинья задумала собрать для него библиотеку. Для этого она поселилась при соборной церкви и переписывала книги. Книги она продавала, а деньги отдавала нищим. В ее монастыре обучали рукоделию, грамоте, «воздержанию и терпению». Ефросинья управляла монастырем 40 лет и уходя в Иерусалим, оставила подробный устав своего монастыря и передала управление своей сестре Евдокии [4, с.6].
В начале XIII в. в Суздале было женское училище, основанное Ефросиньей, дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, которая также сама учила в нем грамоте, письму и пению.
Ефросиньею Суздальской (ум. около 1250 г.) заканчивается ряд известий дошедших до нашего времени об образованных женщин в домонгольский период. Духовенство и при монголах продолжало учиться в школах при церквях, были и грамотные женщины. Известно о жене князя Андрея Константиновича княгине Василисе, которая в ранней молодости выучилась божественному писанию, изучила Ветхий и Новый Завет. Василиса вела монашеский образ жизни и после 13 лет брака, после смерти своего мужа постриглась в основанный ею монастырь, а свое имущество раздала нищим. В монастыре она жила кормясь рукоделием, проводила жизнь в молитве и чтении священных книг [4, с.24].
С течением времени обычай удаляться в монастырь усиливался. Но вместе с тем установился и другой – насильно постригать людей, от которых царь или другие влиятельные лица хотели избавиться. Этот обычай часто применялся при царе Иване Грозном. Насильственное пострижение применялось к женщинам, даже к царевнам. Их заключали в монастыри часто в политических целях, но иногда с целью оградить от опасностей и обид. В монастыре женщины должны были заполнять свой день. Женские монастыри были большей частью общинножительными, в них были одни и те же правила и уставы, включавшие чтение книг в кельях. Обычай затворничества женщин просуществовал до Петра I. В XVII в. он был делом приличия для женщин высших кругов [3, с. 26].
В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI в. митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».
Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI в. является впервые напечатанная в 1574 г. кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
К XVII в. относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей. «Домострой» требовал воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорил о суровой дисциплине, советовал применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывал родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требовал воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и дочерей, кто к чему способен вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец – сыновей, мать –, какие кому Бог способности даст» [3, с.33].
Царевны и дочери бояр получали в X-XI вв. хорошее образование. Ксения Борисовна Годунова была обучена «писанию книжному»,отличалась красноречием, любила пение. Грамотной была и мать царя Михаила Федоровича, царица-инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна. Младшую дочь царя Алексея Михайловича врач называл «великого ума и самых нежных прорицательств» больше «мужского ума исполненная дева». Софья и пять ее старших сестер получили образование у Симеона Полоцкого [2, с.10].
С XVII в. появляются данные о том, как, чему и кто учил царевен. Известно, что их учили читать с 5 лет, так же как и царевичей, а письму с 7. Переход в обучении от одной книги к другой сопровождался своеобразными обрядами. Так, например, шестилетней царевне Ирине Михайловне царь Михаил Федорович подарил в 1634 г. «туркский» кафтан, когда она начала изучать Часослов. Царевнам, как и царевичам доставляли гравированные в Германии «потешные листы», по которым учили царевичей, «потешные книги» – повести о рыцарях и их похождениях, которыми зачитывались во второй половине XVII в. образованные люди того времени. Эти книги стоили дорого и были редкостью, но царская семья могла позволить себе такую роскошь. Эти книги переписывались во дворце, а иконописцы рисовали картинки [4, с.30].
Софья, дочь царя Алексея Михайловича, кроме церковной начитанности, которую она, как и ее сестры, приобрела в тереме, имела возможность развить свой ум под руководством Симеона Полоцкого, которого в 1664 г. пригласили учить царевича Алексея и его брата Федора. Он учил их таким наукам, как латинский язык, риторика. Софья читала по-польски, говорила речи народу, занималась литературой, перевела комедию Мольера. В то время при дворе Бориса Годунова было много поляков, у которых можно было выучиться и французскому языку [4, с.31].
Просвещение женщин не шло в уровень с просвещением мужчин, получение образования имело специальную цель. Женщины не могли быть священниками, подьячими, приказными. Какой бы малочисленной ни была категория грамотных и образованных людей допетровского времени, и на каком бы уровне ни стояло тогда общее просвещение, женщины находились в таких же условиях, как и мужчины. Для них существовали те же способы приобретения и расширения знаний, какие находились у всего русского народа.
- Литература:
- Добряков А.Русская женщина в домонгольский период. - Спб. – 1864.
- Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. - СПб,1901.
- История отечественного образования: Учебное пособие: Хрестоматия VIII-начало XX вв. / сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина. – Омск, 2000.
- Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). - СПб: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.