Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ляшенко, Л. А. Влияние Киевского университета на развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в. / Л. А. Ляшенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3913/ (дата обращения: 16.11.2024).

Основы злободневных проблем образования уходят вглубь истории. Историко-педагогическое наследие дошло до нас в форме общечеловеческих ценностей культуры и просвещения. Большое значение в современное время приобретает также изучение лучшего опыта учителей дореволюционной русской школы и исторического развития прогрессивной педагогической мысли дооктябрьской России.

Просвещение в Киевском учебном округе в конце 50-х-60-х годах XIX в. развивалось в условиях нарастания революционной ситуации в России, вызванной крепостническим строем, и подъема общественно-политического движения, направленного против крепостнической системы воспитания и образования. Эти причины сыграли важную роль в развитии просвещения, как всей России, так и Киевского учебного округа, чем значительно содействовал его попечитель Н. И. Пирогов. Также одним из единомышленников в развитии просвещения являлся Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий, российский философ. В 1851 году Совет университета доверил ему кафедру педагогики (1851 86) и с тех пор его деятельность почти всю жизнь будет связана с этой наукой. По совместительству с работой в университете, профессор в разные годы преподавал педагогику в женском училище Левашовой, Киевском институте благородных девиц, Киевской военной гимназии, Киевской духовной семинарии, на Киевских высших женских курсах, где, кстати, два года председательствовал в педагогическом совете. Параллельно он вел исследовательскую работу. С. С. Гогоцкий является автором педагогических, историко-философских работ и первого в России многотомного философского словаря Философский лексикон (т. 1 4, 1857 73).

До нашего времени сохранился и целый ряд блистательных речей профессора, произнесенных на торжествах Университета Св. Владимира, а также публичных лекций на историко-педагогические темы.

Одной из причин, которая заставила русский царизм создать в Киевском учебном округе — в его Правобережных губерниях — систему начального образования для народа, в частности для крестьян, через открытие народных школ (1862 г.), явилось польское влияние в этом крае, проводимое через частные школы.

Развитие просвещения в Киевском учебном округе в 60-х годах XIX в. проходило под непосредственным влиянием Киевского университета, который оказывал важную помощь распространению просвещения, способствовал также прогрессивному характеру его направления.

Киевский университет в лице своих лучших представителей, находившихся в тесном сотрудничестве с передовыми русскими университетами и учениками, явился проводником в Киевском учебном округе прогрессивного влияния культуры и просвещения русского народа, развивавшихся на основе идей русских революционных демократов. Поднятый общественным движением конца 50-х начала 60-х годов XIX в. вопрос о распространении грамотности в народе, получил свое конкретное решение, благодаря Киевскому университету. Его передовые студенты, воспитанные на революционно-демократических идеях Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко, использовав идею первой в России частной воскресной школы, открытой в апреле 1859 г. В Петербурге Штилевской, создала осенью 1859 г. Воскресные школы в г. Киеве, который бесплатно отдали свой труд.

Созданные студентами Киевского университета воскресные школы, благодаря своим основателям, получили материальные средства, свою структуру, свои программы и учебники и применили передовые методы обучения, в частности первые применили звуковой метод обучения грамоте. Воскресные школы явились более прогрессивным типом школы, чем министерские начальные школы. «Различие между воскресной и казенными школами…– как отметил Н. И. Пирогов, — и в приемах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками было разительное» [7]. Содержание работы в воскресных школах и гуманное отношение учителей к ученикам сделало эти школы очень популярными в народе.

Открытие киевских воскресных школ явилось сигналом к повсеместному открытию таких школ во многих местах не только Киевского учебного округа, но и всей России, а их опыт послужил примером, который использовали открывающиеся позже них воскресные школы.

Воскресная школа явилась весьма важным средством распространения грамотности среди трудящихся народных масс, как в Киевском учебном округе, так и вообще в России. В этом отношении Киевский университет сыграл важнейшую роль.

Широко понимая свою роль в деле народного просвещения, Киевский университет, кроме распространения грамотности, становится также проводником знаний в народе. С этой целью прогрессивными силами университета были организованны бесплатные курсы для подготовки в университет тех, кто не получил среднего образования, а для народных масс — бесплатные публичные лекции, библиотека, читальня.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения в округе осуществлялось через подготовку университетом учительских кадров для средней школы учебного округа и через специальную систему подготовки учителей при университете.

Киевскому университету принадлежит инициатива и в деле организации подготовки народного учителя, для осуществления которой он открыл первое в 60-х годах XIXв. в России педагогическое учебное заведение — временную педагогическую школу, организовав ее на передовых методических основах, где подлинное осуществление получили идеи Н. И. Пирогова и С. С. Гогоцкого в создании учительской семинарии. Такая деятельность университета способствовала открытию народных школ в округе и их успешной работе.

Роль Киевского университета в развитии просвещения в округе во всей полноте раскрылось в его методической помощи школе, в особенности средней, в этом отношении деятельность университета была многогранной. Киевский университет проводит в 1861–1864 гг. первые в России педагогические съезды учителей естественных наук (1861 г., 1864 г.) и русского языка и словесности (1863 г., 1864 г.), где учителя и ученые Киевского учебного округа совместно с учителями и учеными других учебных округов России принимают прогрессивные решения в отношении содержания, методов преподавания этих предметов, учебников, учебно-наглядных пособий и руководств. Эти решения отразили в себе передовые идеи русских революционных демократов по этим вопросам и мысли русских прогрессивных методистов 60-х годов XIX в. Решения педагогических съездов способствовали улучшению преподавания в гимназиях естественных наук, русского языка и литературы и сыграли важную роль в развитии методической мысли, как в Киевском учебном округе, так и вообще в России.

Помощь учебно-воспитательной работе средней школы в Киевском учебном округе со стороны профессорско-преподавательского состава Киевского университета на протяжении 60-х годов осуществлялось также через непосредственное участие профессоров и преподавателей университета в выпускных экзаменах гимназий, через постоянную проверку учебно-воспитательной работы гимназий и через создание для гимназий новых учебников и руководств.

В 60–70-е гг. XIX столетия на государственном уровне начинает решаться насущная для российского общества проблема женского образования. До этого девочки обучались на дому или в весьма немногочисленных закрытых пансионах, содержащихся преимущественно частными лицами. Женские учебные заведения, появившиеся и получившие развитие в пореформенной России, стали составной частью ее образовательной системы. Сильвестр Сивестрович Гогоцкий принимал активное участие и был руководителем Высших женских курсов открытых в Киеве по ходатайству попечителя Киевского учебного округа в начале 1878 года. На которых выступил с речью в которой произнес: «… я готов питать уверенность, что вы вполне оправдаете этот первый у нас пример применения к женщине высшего образования и представите образец той гармонии между наукой и стройностью жизни, которую, к великому сожалении, другие забывают, и которая по преимуществу должна одушевлять период воспитательного образования. Словом, позвольте мне питать уверенность, что вы и в период наших высших курсов, и потом в жизни, будете прекрасными органами той стройности жизни, того христианского, мирного исполнения долга, для сохранения и развития которых именно и существует образование, называемое высшим» [6, С.19].

Итак, деятельность профессорско-преподавательского состава Киевского университета в деле развития просвещения в округе была многогранной и осуществлялась непрерывно на протяжении всех 60-х годов XIX в., несмотря на постоянные препятствия народному просвещению со стороны царизма. Влияние Киевского университета сказалось также и за пределами Киевского округа.

Таким образом, С. С. Гогоцкий своей неустанной деятельностью в области распространения в народе грамотности и знаний, создания структуры народной школы, учебного педагогического заведения для подготовки народных учителей, подготовки учителя средней школы, методической помощи средней школы, методической помощи средней школе и развития методической мысли внес большой и ценный вклад в развитие отечественного просвещения в 60–80-х годах XIX в.

Литература:

1.                 Беленчук, Л.Н., Прокофьева, Е. А. Педагогические взгляды С. С. Гогоцкого и О. М. Новицкого/ Л. Н. Беленчук, Е.А Прокофьева.// Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2010. № 4.

2.                 Большой энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А., Ефрона И. А. — Санкт-Петербург, 1998.

3.                 Зотова, Л.М. Педагогика женского образования середины XIX-начала ХХ в.: Запад и Россия: исторические параллели/ Л. М. Зотова. — Киров, 2006.

4.                 Иконников, В. С. Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Университета Св. Владимира (1834–1884). К., 1884.

5.                 Колпачев, В. В. Забытая страница в отечественной истории педагогики/ В. В. Колпачев// Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. № 4.

6.                 О высшем образовании в применении к женщине. Речь профессора С. Гогоцкого по случаю открытия высших женских курсов в Киеве. — Киев, 1878.

7.                 Поспехов, Д. Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора Киевской духовной академии С. С. Гогоцкого // Труды Киевской духовной академии. 1887. N 12.

8.                 Флоринский, Н. Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий. Оттиск из журнала «Вера и разум» за 1889 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Киевский университет, Киевский учебный округ, Россия, школа, развитие просвещения, методическая помощь, Киев, народное просвещение, профессорско-преподавательский состав, русский язык.

Похожие статьи

Развитие профессиональной педагогической подготовки в институтах благородных девиц в первой половине XIX в.

Организация судебной власти в системе гражданского процесса России в первой половине XIX в.

Деятельность Курского земства по развитию образования в середине XIX — начале XX вв.

Влияние идей Жозефа де Местра на формирование «Русского мира» в XIX в.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Таможенное дело в России в 50-е годы XVIII века

Статья посвящена разбору основных законодательных актов в сфере регулирования таможенного дела в 50-е годы XVIII в., отражает основные направления государственной политики в сфере таможенного регулирования и результаты этой деятельности для экономики...

К вопросу о политических предпосылках административных реформ в России в начале XIX века

К вопросу о преподавании иностранных языков в российских университетских гимназиях второй половины XVIII века

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.

Похожие статьи

Развитие профессиональной педагогической подготовки в институтах благородных девиц в первой половине XIX в.

Организация судебной власти в системе гражданского процесса России в первой половине XIX в.

Деятельность Курского земства по развитию образования в середине XIX — начале XX вв.

Влияние идей Жозефа де Местра на формирование «Русского мира» в XIX в.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Таможенное дело в России в 50-е годы XVIII века

Статья посвящена разбору основных законодательных актов в сфере регулирования таможенного дела в 50-е годы XVIII в., отражает основные направления государственной политики в сфере таможенного регулирования и результаты этой деятельности для экономики...

К вопросу о политических предпосылках административных реформ в России в начале XIX века

К вопросу о преподавании иностранных языков в российских университетских гимназиях второй половины XVIII века

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.