Социальные медиа в пространстве публичной политики в Саратовской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. В. Социальные медиа в пространстве публичной политики в Саратовской области / Е. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68549/ (дата обращения: 22.12.2024).



Концепция социальных медиа не является новой для современного политического пространства и исключительно важна как для теории политологии, так и для политических технологий. Социальные медиа активно используются и в качестве инструмента политической коммуникации, и в качестве инструмента формирования политического имиджа. При этом социальные медиа как инструмент публичной политики во многом является универсальным, и используется как в случае с созданием имиджа крупных территориальных образований и государственных органов, так и в случае необходимости работы с конкретным политическим деятелем.

Политиками, определяющими состояние политических процессов в регионах, и в целом в России, являются главы регионов и представители политических элит. Важную часть работы в политическом пространстве региона реализуют политические партии. В совокупности политики, представители административных кругов, представители политических партий и общественники, активно проявляющие себя в политической жизни общества, и являются теми, кто определяет политическую активность в социальных медиа. Рассмотрим работу региональных политических акторов в пространстве социальных медиа более подробно, сосредоточившись на тех платформах, которые используют в регионе.

Фото и видео хостинги являются для публичной политики в регионах относительно новым инструментом. Данную группу ресурсов можно разделить на два типа — фотохостинги и видеохостинги. В первой группе — фотохостинги, и основным ресурсом, представляющим интерес для политиков, является Instagram, представляющий собой социальную сеть с возможностью размещения фотографий, и оповещения о происходящем с политиком через фотографии и короткие видеозаписи. Данная социальная сеть воспринимается множеством отечественных исследователей как одна из перспективных платформ для развития имиджа в целом, и политического имиджа в том числе [1]. Помимо того, что интерес к социальным сетям проявляется среди исследователей, представляющих молодое поколение, преимущественно студенты, аспиранты и молодые сотрудники ВУЗов [2].

Instagrаm является одним из наиболее популярных среди политиков региона пространством социальных медиа. Безусловно, глава региона является одним из основных политиков региона, представленных в социальной сети. Валерий Радаев с конца января 2016 уже опубликовал более 1800 постов, и активно набирает подписчиков. В социальной сети существуют и аккаунты главы региона Михаила Исаева и Дмитрия Тепина (глава Энгельсского района), и сотрудников Администрации Саратовской области, в том числе Стрелюхина Александра, и множества других представителей региона — Вячеслава Володина и Николая Панкова. Широко представлены в Instagram и общественные объединения, реализующие политические функции. Так, активно работает в Instagram Молодая Гвардия. Все политики открыты для коммуникации, но не оставляют ответов, под комментариями подписчиков. Таким образом, мы можем говорить, что потенциал социальной сети не используется в должном объеме.

Ситуация с видеохостингами обстоит несколько иначе, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, создание видеозаписей требует значительных ресурсов. Во-вторых, работа с видео требует соответствующих навыков обработки и монтажа. В-третьих, не всегда аудитория видеохостингов соответствует той аудитории, которая нужна политикам и политическим активистам. Единственным широко известным политиком, представляющим Саратовскую область работающим в YouTube, является представитель КПРФ — Николай Бондаренко. Оcновной причиной удачной работы политика в YouTube является высокий уровень интереса потенциальной молодой аудитории к оппозиционным политическим лидерам, коим сегодня является политик, ведущий канал «Дневник Депутата». Успех также определен и тем, что одно из видео размещенное политиком попало в федеральную новостную повестку (история с «макарошками»). Кроме оппозиционера, среди политиков, представляющих Саратовскую область и связанную с ней, больше никто не смог реализоваться в рамках использования популярного среди молодой аудитории видеохостинга. Подтверждая данный тезис, мы видим, что аккаунты на видеохостинге созданы и у представителей других оппозиционных партий в Саратовской области (ЛДПР, Справедливая Россия, Штаб Алексея Навального и т. д.). Конечно, молодая аудитория может привлекать молодежь, выступающую сторонниками Единой России, но количество подписчиков канала Молодой Гвардии Единой России в Саратове составляет всего 7 человек, в то время как у канала Николая Бондаренко более 600 тысяч подписчиков.

Твиттер и сервисы межличностной коммуникации (telegram и tam-tam) — представляют собой сервисы позволяющие отправлять сообщения в рамках межличностного общения и в рамках создаваемых каналов. Самым активным пользователем подобных сервисов в Саратовской области можно считать Н. Панков, активно работающего в там-там, общающегося с подписчиками — рядовыми гражданами, и помогающий в решении социально значимых проблем. Несмотря на тот факт, что и Валерий Радаев, и его подчиненные в региональных органах власти также пользуются и твиттером и остальным ресурсами, специфика использования данных социальных сетей такова, что работу по ведению данных ресурсов осуществляют преимущественно специализированные службы, что исключает относительно быструю реакцию на проблемы социума.

«Живой журнал» сегодня является одной из классических платформ, в которых активно велись политические дискуссии и развивалась политическая активность конца 2000-х — начала 2010-х годов. Несмотря на тот факт, что ведущие блогеры давно ушли с платформы, перебравшись в видеоблогинг, или в целом отказавшись от работы в публичном пространстве, платформа послужила основой для развития целого ряда политических движений в России. Сегодня в «живом журнале» остались только единицы ранее достаточно активных авторов. Среди саратовчан, например, остаются активными Денис Жабкин (общественник), Артем Трофимов (общественник) и целый ряд иных, чуть менее активных публицистов. Платформа хоть и не пользуется популярностью, и в целом активность на данном ресурсе падает, но работа в «живом журнале» позволяет, благодаря его специфике, весьма развернуто объяснить позицию того или иного политика, и благодаря тому контингенту, который публикуется и комментирует записи, получить достаточно интересное мнение по заявленным проблемам, поскольку среди пользователей достаточно много опытных специалистов в различных сферах.

«Вконтакте» еще несколько лет назад была основной социальной сетью, в которой развивали имидж почти все политические движения и политические деятели, составляя основу работы в интернет-пространстве. Создаваемы в социальной сети группы и персональные страницы до сих пор остаются одними из наиболее высокоэффективных ресурсов для обеспечения коммуникации с потенциально большим кругом сторонников. Примечательно, что социальная сеть не стоит на месте и активно изменяется в соответствии с запросами пользователей, развивая как функции рекламы, так и функции обратной связи для огромного количества пользователей. По нашим подсчетам 75 % представительств политических партий в регионе имеют страницы в социальной сети, и ряде случаев даже работают с обратной связью, регулярно размещая соответствующие записи, отражающие работу политической партии. В социальной сети представлено 96 % активных в публичном пространстве политиков, и по уровню роста политической активности занимает одно из первых мест, в ряде показателей незначительно уступая Instagram, что скорее обусловлено относительной новизной второго. Однако, как и в случае с фотохостингом, проблемой представительств в социальных сетях является их относительно низкий уровень коммуникации с комментаторами, что в целом указывает на формализацию процедуры использования такого важного элемента социальных медиа.

Другие социальные сети — Одноклассники и Facebook в целом, являются достаточно сложными, и фактически не слишком актуальными в массовом сегменте платформами (с позиции изучения практик политического взаимодействия). И тут критически важно развести две данные платформы, являющихся частью пространства «социальных медиа». Если политический потенциал социальной сети «Одноклассники» в целом не раскрывается в рамках работы государственных органов, и используется в исключительно редких случаях представителями патриотически настроенной оппозиции, то в случае с Facebook, потенциал социальной сети раскрывается преимущественно представителями либеральных политических движений. По темпам роста политической активности «Одноклассники» существенно уступают Facebook [3], однако, они не имеют того инструментария, который представляют все вышеуказанные платформы, а особенно Вконтакте.

В целом мы можем заключить, что потенциал социальных медиа в региональном политическом пространстве используется недостаточно. Этому препятствует и сложность работы в ряде социальных сетей, и необходимость в соответствующем инструментарии и специально обученном персонале, и наличие реального политического капитала и авторитета среди пользователей платформ. К сожалению, несмотря на тот факт, что инструменты предоставляемыми социальными медиа являются актуальными для населения, социальные медиа остаются, в большинстве случаев только формальностью для ключевых политических акторов региона.

Литература:

  1. Гераськина М. В. Instagramm как перспективный инструмент для рекламной кампании в интернете// Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 22–28.
  2. Зайцева Л. А., Ломакина А. С., Напалова И. Г. Имидж глав регионов России: особенности информационного продвижения // Контентус. 2019. № 2. С. 34–52. Гришаева С. А., Сойникова П. Н. Формирование имиджа политического лидера в социальной сети instagramm // Вестник университета. 2017. № 3. С. 120–126.
  3. Аккаунты губернаторов в социальных сетях: осень 2019. Digital Guru. URL: https://dgagency.ru/blog/2/153/ (Дата обращения 20.03.2020)
  4. Хецелиус В. Е. Роль социальных медиа в современных политических процессах // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4. № 1. С. 219–225.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, Саратовская область, медиа, платформа, политик, политическая активность, политический, целое, Единая Россия, Молодая Гвардия.


Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность Приморского края и регионов России в контексте активности молодежных общественных объединений

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России

Информационные технологии в сфере здравоохранения РФ: развитие, результаты, задачи

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Информационные аспекты финансовой грамотности индивидуального инвестора на фондовом рынке России

Инвестиционная политика Ульяновской области

Специальные факторы и тренды развития отрасли индивидуального отопления в России

Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность Приморского края и регионов России в контексте активности молодежных общественных объединений

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России

Информационные технологии в сфере здравоохранения РФ: развитие, результаты, задачи

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Информационные аспекты финансовой грамотности индивидуального инвестора на фондовом рынке России

Инвестиционная политика Ульяновской области

Специальные факторы и тренды развития отрасли индивидуального отопления в России

Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Задать вопрос