В условиях активно развивающегося информационного общества претерпевают серьезные изменения способы передачи информации. Традиционные СМИ теряют свою значимость в современном мире, в то время как особую популярность приобретают интернет-ресурсы, как новый канал коммуникации. В данной статье рассматривается блогосфера в Российской практике, роль которой неуклонно растет в политическом пространстве.
Ключевые слова: блог, блогосфера, политическая коммуникация, главы регионов.
В современных условиях наряду с традиционными средствами политической коммуникации все большее значение приобретают сетевые технологии, основанные на использовании возможностей, предоставленных международной глобальной сетью Интернет. Развитие компьютерных технологий оказало существенное влияние на все сферы жизни обществ, в том числе и на политическую. Большое распространение на сегодняшний день получили интернет — блоги, ставшие новой формой массовой коммуникации.
Блогосферу следует относить к проявлению сетевой политической коммуникации. Теории, посвященные данной теме, получили особое распространение в конце 20 — начале 21 века.
Под блогом понимаются лента сообщений, состоящая из записей, постов, расположенных в обратном хронологическом порядке. Следовательно, блогосфера — это совокупность всех блогов в интернет-пространстве.
По мнению американских ученых Х. Фаррела и Д. В. Дрезнера основной причиной влияния блогосферы на политику является то, что журналисты и лидеры общественного мнения регулярно читают блоги. Это объясняется связью между СМИ и блогами, а также специфическими, «локальными» знаниями и политическим опытом, которыми располагают некоторые блогеры. [1, с.150]
Рост популярности блогосферы в России обуславливается падением доверия населения традиционным СМИ. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2017 году, в рейтинге популярности источников информации телевидение по-прежнему занимает лидирующие позиции, однако тенденции складываются не в его пользу.
В сравнении с 2015 годом, когда телевидение отмечали главным источником получения информации 62 % опрошенных, в 2017 году этот показатель снизился на 10 %. Кроме того, согласно результатам исследования, было отмечено падение уровня доверия традиционным СМИ. На 2017 индекс доверия центральному телевидению составлял 42 пункта, при диапазоне от -100 до 100 пунктов. (для сравнения, в 2012 г. — 58 пунктов). [2]
Стремительно растущую популярность блогов подтверждают и результаты опросов, проведенных ФОМ в 2017 году. Блоги и сайты социальных сетей занимают третье место после телевидения и новостных сайтов в интернете среди источников, из которых аудитория узнает информацию. [3]
На сегодняшний день активность политиков в Интернет-пространстве растет как на федеральном, так и на региональном уровнях, что говорит о понимании значимости сетевых ресурсов, которые служат для формирования имиджа политического деятеля, инициатив или продвижения конкретных политических институтов.
Основными целями использования блогов в политическом пространстве можно выделить следующие:
− оперативное информирование аудитории;
− PR-инструмент для формирования имиджа политика;
− выявление мнений граждан и оценка реакции общественности на те или иные действия власти;
− обеспечение большей открытости власти и повышение влияния граждан на политику;
− канал коммуникации с обществом, организация обратной связи через подписки, комментирование, организацию дискуссий в режиме «онлайн».
Развитию политической блогосферы в России послужило создание личной страницы Д. А. Медведева на интернет-платформе LiveJournal в 2009, после чего блоги стали массово создаваться главами регионов РФ. В 2014 г. Агентством логистики идей «Интериум» (г. Москва) были представлены результаты исследования «Главы регионов РФ в социальных сетях и блогосфере». Целью исследования — изучение коммуникационной активности глав субъектов РФ в социальных сетях и блогосфере по состоянию на 1 августа 2014 г. Из 85 глав субъектов РФ (включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь) 53 представлены хотя бы в одной из рассматриваемых социальных сетей и еще четверо губернаторов ведут блог на независимых площадках. Таким образом, почти 70 % глав регионов РФ используют для коммуникации возможности социальных медиа. [4]
Основным преимуществом блогов в процессе взаимодействия власти и общества является формирование доверия к личности политика, а также возможность быстрого получения обратной связи, возможность анализировать общественное мнение В то время, как основным минусом блогов является недостоверность информации в связи с тем, что размещаемый на данной интернет-платформе материал практически не проходит цензуры.
Блогосфера сегодня открывает возможности прямого взаимодействия между властью и обществом, однако, большинство информационных ресурсов региональной и муниципальной власти в сети Интернет представляют собой очень простые вебсайты с текущей официозной информацией. В связи с этим эффективность коммуникации власти и общества посредством блогов невысока.
Литература:
- Шатин И. М. Социальные среды современной политики: блогосфера // Вестник РГГУ. 2011. С.149–156
- Интернет против телевидения: битва продолжается. Пресс-выпуск ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/ (Дата обращения: 14.03.2019)
- Источники информации: мониторинг/ФОМ. — URL: https://fom.ru/ (Дата обращения: 14.03.2019)
- Главы регионов в соц.сетях и блогосфере. Регионы online — социально политическая сеть регионов. — URL: https://www.gosrf.ru/news/15516/ (Дата обращения: 14.03.2019)