Статья посвящена изучению специфики ведения социальных сетей исполняющего полномочия главы муниципального образования «Город Саратов» П. В. Суркова. В ней также представлены рекомендации и точки роста по модернизации механизма ведения личной страницы главы в «ВКонтакте».
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, орган местного самоуправления, информационная политика, информационно-коммуникативные отношения, информационные связи.
Проблемы в функционировании органов местного самоуправления оказывают отрицательное влияние на общее состояние общества и формирование общественного мнения о власти. В то же время местное самоуправление служит связующим звеном между властью и населением, обеспечивая гармонизацию интересов граждан с государственными требованиями [1, с. 3]. Эффективность принимаемых управленческих решений органами власти может быть достигнута только при наличии качественного информационного обеспечения в условиях современного информационного общества.
Чтобы определить четкость и продуктивность выбранных направлений деятельности муниципального органа, на сегодняшний день оценка эффективности регламентируется Указом Президента РФ от 28.04.2018 г. N 607 «Об оценке деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [2, с. 1].
Для выстраивания диалога с населением города, а также обеспечения принципа «открытости власти» представителям власти необходимо усовершенствовать информационно-коммуникационное сопровождение [3, с. 4]. Его основными элементами можно назвать такие пункты как: прозрачность и доступность информации, которая выглядит как предоставление жителям полноценной и актуальной информации о решениях и действиях органов местного самоуправления; различные цифровые платформы и СМИ используются для публикации отчетов, новостей и планов; при обратной связи с гражданами создаются каналы для сбора мнений и предложений от жителей, например, посредством общественных слушаний, онлайн-опросов, форумов и социальных сетей; «фид-бек» или обратная связь позволяет органам местного самоуправления лучше понимать нужды и ожидания граждан; использование цифровых технологий в виде электронного правительства и технологий позволяет упрощать процесс взаимодействия с населением [4, с. 60]; порталы государственных услуг, мобильные приложения и системы электронных заявок модернизируют и услуги становятся всё более доступными и удобными для граждан; проведение информационных кампаний способствует повышению осведомленности и обучению граждан по важным вопросам, таким как местные инициативы, общественные проекты или изменения в законодательстве; совместная работа с региональными СМИ и общественными организациями помогает широко распространять информацию и мобилизовать население для участия в местных проектах и программах; повышение квалификации и обучение работников местного самоуправления современным методам коммуникации и использованию информационных технологий способствует повышению эффективности информационно-коммуникативного сопровождения [5, с. 3].
Вышеуказанные элементы необходимы для повышения доверия горожан и легитимности власти. Эффективное информационно-коммуникативное сопровождение повышает прозрачность деятельности руководителей муниципалитетов и открытость процессов принятия решений.
Как мы выяснили, социальные сети в настоящее время являются одним из основных каналов коммуникации муниципальной власти и горожан, также играя важную и многогранную роль в деятельности руководителей муниципалитетов. Социальные сети оказывают значительное влияние на управление и взаимодействие с общественностью.
Коммуникационная стратегия муниципалитетов имеет решающее значение для формирования общественного мнения и служит инструментом управления, направленным на достижение стабильности и доверия населения. Правильно разработанная стратегия позволяет муниципалитетам эффективно взаимодействовать с жителями, формируя положительное восприятие их деятельности и усиливая уровень гражданского участия [6, с. 75].
Исследование взаимодействия П. В. Суркова с жителями Саратовской области посредством социальных сетей может выявить новые подходы к корректировке ведения его аккаунтов на интернет платформах.
Оценка страниц в социальных сетях П. В. Суркова основана на критериях, составленных Центром управления регионом Саратовской области совместно с АНО «Диалог»:
Оценка произведена по трем критериям: представленность в социальных сетях; количественные показатели вовлеченности; качество контента — содержит еще восемь подблоков: оформление страницы, живой язык, контентная политика, оптимальная периодичность, качество фото и видео, новая искренность, прямые эфиры, обратная связь.
Оценка представленности: П. В. Сурков активно ведет аккаунты во «Вконтакте», «Telegram», «Одноклассники». Максимальная оценка за блок — 10 баллов. П. В. Сурков за ведение аккаунтов получает 10 баллов [7].
Количественные показатели: Просчитываем коэффициент (уровень вовлеченности) = (8 711 / 11 564) * 100 % / 3,5 =21,5 = 22. Максимальная оценка за этот блок — 30 баллов. Аккаунт П. В. Суркова «Вконтакте» за контент получает 22 балла. Исходя из расчетов, делаем вывод о том, что страница П. В. Суркова эффективна, контент дает свой отклик и является полезным для подписчиков.
Качество контента: Для оценки публикуемого контента в аккаунте и. п. главы муниципалитета исследуем 8 качественных критериев оценки:
Оформление аккаунта:
— присутствует аватар, который по стилю соответствует должности;
— нет описания аккаунта и должности;
— не указаны контакты для связи, нет дополнительного призыва по текущим проблемам обращаться в комментарии или личные сообщения. Есть публикация в ленте со ссылкой на Telegram-канал, но высока вероятность того, что подписчики её не заметят или не найдут в нужный момент.
Максимум за подблок — 10 баллов. Аккаунт Суркова оформлен на 4 балла.
Контентная политика:
— 100 % публикаций затрагивают только профессиональную деятельность, не разбавляются личностным контентом;
— контент приближен к реалиям города, освещаются проблемы города в полном объеме;
— не взаимодействует с аудиторией: не спрашивает мнения подписчиков, не создает опросов.
Максимум за подблок — 10 баллов. П. В. Сурков за контентную политику набирает 3 балла.
Живой язык:
— относительно короткие тексты, разбитые на абзацы;
— канцеляризмы и пресс-релизные выражения преобладают в тексте, однако этот факт не затрудняет чтение и усвоение информации;
— тексты написаны грамотно.
Максимум за подблок — 5 баллов.
Тексты на странице Суркова набирают 3 балла.
Оптимальная периодичность:
— в среднем на стене аккаунта «Вконтакте» в день публикуют 3 поста, недельные пробелы между записями отсутствуют. Однако стоит отметить, что в этой ситуации есть две стороны — с одной Павел Сурков как и. п. главы обязан держать в курсе последних событий горожан, что является и причиной, и следствием такой периодичности записей. С другой — он превращается в «пожарного», создавая впечатление, что кроме Суркова никто в администрации не работает, тем самым зашумляя себя в алгоритмах социальной сети.
Максимум за подблок — 4 балла.
Периодичность публикация на странице Суркова — 3 балла.
Качество фото и видео:
— динамичные фото (известное многим фото, где Сурков выдергивает траву) чередуются с бюрократическими (например, с совещаний);
— видео высокого качества, с интересными динамичными кадрами, но без субтитров;
— —призыв к действию («поставьте лайк», «напишите в комментариях») в конце ролика отсутствует;
— съемка с мероприятий ведется (например, с заседания в облдуме), длительность и формат видео соблюдены;
— стоп-кадры с неудачными лицами отсутствуют.
Максимум за подблок — 6 баллов.
За качество фото и видео контента П. В. Суркова — 5 баллов (3 — за фото, 2 — за видео).
Прямые эфиры:
— за последние полгода велись прямые эфиры с мероприятий, но не в формате ответа на вопросы жителей. Качество картинки и звука — хорошее.
Максимум за подблок — 5 баллов.
За прямые эфиры П. В. Суркова — 3 балла.
Новая искренность:
— в контенте показывает, что признает проблемы людей и стремится к их решению;
— фотографии не пресс-релизные, отражают близость к людям;
— выражает свое мнение по обозначенным проблемам;
— личный контент отсутствует.
Максимум за подблок — 10 баллов.
Новая искренность на странице Суркова оценена в 7 баллов.
Обратная связь:
— комментарии открыты, отработка жалоб и вопросов населения ведется;
— глава муниципалитеты не дает ответы от своего лица;
— комментарии модерируются (нет спама, рекламы и пр.).
Максимум за подблок — 10 баллов.
За обратную связь П. В. Суркову присуждается 7 баллов.
Максимальная оценка за этот блок — 60 баллов
В результате исследования представленности П. В. Суркова в социальных сетях, выявлено, что из максимальных 100 баллов, которые возможно было набрать на оценке социальных сетей по различным критериям, и.п. главы муниципалитета набрал 67 баллов.
В целом, уровень ведения аккаунта, текстового и фото/видео контента, отмечается как «хороший» за исключением некоторых недостатков.
Точки роста и рекомендации:
Оформление аккаунта:
Указать контакты: почта, телефон (приемной), другое;
Призвать связываться по каким-то текущим проблемам в личные сообщения, по приведенным контактам, в комментариях или через чат (для Telegram).
Стоит добавить фон для страницы — например, им может стать символика администрации.
Контентная политика:
Выбрать оптимальную для себя периодичность и восполнить пробелы в личностном контенте.
Наладить взаимодействие с аудиторией, проводя опросы мнений на своей странице, общаясь с комментаторами (например, реагировать на комментарии и выражать собственное мнение, отвечать на вопросы).
Живой язык: следует разбавить канцеляризмы бытовыми выражениями для достижения полного взаимопонимания с читателями.
Оптимальная периодичность: делегировать руководителям отделов или своим заместителям размещать информацию на своих страницах в социальных сетях или в официальном сообществе городской администрации, чтобы не быть «пожарным», пытаясь охватить весь городской новостной масштаб на своей странице «Вконтакте».
Качество фото и видео + прямые эфиры: по данным блокам замечаний практически не выявлено. Рекомендуется проводить прямые эфиры в формате вопрос-ответ с жителями, а также в будущем титровать разговорные видео.
Новая искренность: единственным замечанием в блоке является отсутствие личного контента (например, с семьей, хобби, увлечениями). Население хочет видеть, что глава города такой же человек со своими интересами, что он народный и близок саратовцам по духу.
Обратная связь: рекомендуется внедрить ответы на комментарии от лица самого П. В. Суркова, что опять же сблизит главу города с населением, оправдывая небезызвестную фразу «нам не все равно».
Интерес к деятельности исполняющего полномочия главы МО «Город Саратов» у населения в целом высок, на основных ресурсах (социальных сетях) наблюдается довольно высокий интерес к его деятельности, что проявляется в большом количестве подписчиков и реакций под постами. Если не публиковать ни контента о себе, ни уникальных или интересных примеров из своей деятельности, оставляя только написанные как отчет — сухие, неискренние, полные канцеляризмов новости, это может стать причиной, по которой снижается доверие и пропадает интерес у населения, выводятся на первый план недовольства текущим состоянием города, которые становятся бесконечными.
Для повышения интереса к деятельности названного главы Саратова и администрации города в целом можно предпринять дальнейшее внедрение «новой искренности» в соцсетях — повышение доли личного контента хотя бы до 20 % и сокращение канцеляризмов в своих постах может сделать посты более «живыми», что может привлечь больше внимания населения к личности П. В. Суркова. Прямые эфиры — хороший инструмент для привлечения внимания, включая высказывание на них личного мнения и обсуждения тем, не связанных с профессиональной деятельностью главы муниципалитета.
Литература:
- Крамаренко С. В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты: авторф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.02 / Крамаренко Светлана Викторовна. — Саратов, 2014. — 3 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. N 607 (ред. от 11.06.2021) «Об оценке деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — N 18. — ст. 2003.
- Смолина, Е. Г. Взаимодействие органов местной исполнительной власти и населения в интернет-пространстве: управленческий аспект (на материалах г. Волгограда): дис. … канд. соц. наук: 22.00.08 / Смолина Елена Григорьевна. — В., 2020. — 4 с.
- Гайфуллин, А. Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления через изучение общественного мнения населения / Гайфуллин А. Ю. // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2020. — N 4. — С. 60
- Выводцев В. Н. Информационно-коммуникационные аспекты технологизации современной моденизационной политики в России: автореф. дис. … канд. пол. наук: 23.00.02/ Выводцев Владимир Николаевич. — Саратов 2013. — 3 с.
- Ульяницкая, О.В., Мешкова К. В. Совершенствование коммуникаций в сфере государственного и муниципального управления / Ульяницкая О. В., Мешкова К. В. // Экономический вестник ДонГТУ. — 2024. N 18. — С. 75
- Сурков, П. В. Официальная страница в социальной сети «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/id458386340