Ключевые слова: социальная сеть, публичная политика, медиа, политик, массовая информация.
«Социальные медиа» в современных исследованиях преимущественно рассматриваются как термин, обозначающий всю совокупность платформ социальных сетей и электронных платформ, предоставляющих возможность прямой коммуникации. Политические возможности, предоставляемые социальными медиа, выходят далеко за рамки тех возможностей, которые предоставляют традиционные средств массовой информации, и более того, дают колоссальные возможности для изучения реакции социума на решения, принимаемые политиками и политическими объединениями. Следуя позиции Д. М. Скортта [1], мы можем говорить, что именно сочетание социальных сетей и иных электронных ресурсов, позволяющих осуществлять прямую коммуникацию, и является той информационно-коммуникационной средой, которую принято считать социальными медиа. Ключевыми элементами социальных медиа в российских условиях, соответственно, являются наиболее крупные ресурсы, предоставляющие возможность коммуникации между политиками и широкими народными массами, и к ним можно отнести такие виды ресурсов как фото и видеохостинги, социальные сети, блоги и иные ресурсы [2].
Фото и видео хостинги являются для публичной политики в регионах относительно новым инструментом. Данную группу ресурсов можно разделить на два типа — фотохостинги и видеохостинги. В первой группе — фотохостинги, и основным ресурсом, представляющим интерес для политиков, является Instagram, представляющий собой социальную сеть с возможностью размещения фотографий, и оповещения о происходящем с политиком через фотографии и короткие видеозаписи. Данная социальная сеть воспринимается множеством отечественных исследователей как одна из перспективных платформ для развития имиджа в целом, и политического имиджа в том числе [3]. Помимо того, что интерес к социальным сетям проявляется среди исследователей, представляющих молодое поколение, преимущественно студенты, аспиранты и молодые сотрудники вузов [4], интерес к изучению работы в данной социальной сети поддерживают крупные аналитические центры, как и средства массовой информации [5].
И мы можем говорить о том, что несмотря на то, что современные социальные медиа предоставляют огромные возможности для развития имиджа политиков, улучшения работы с жителями и, несомненно, повышения качества жизни в регионе, мы можем убедиться, что как в случае с Instagram, весь функционал платформы не реализуется. Фактически, политики и политические движения формально подходя к работе с платформой несут значительные убытки, ввиду использования формализованного подхода к ведению социальных сетей. Обеспечение обратной связи, как например, это реализовано у Рамзана Кадырова, позволит улучшить имидж политиков.
Потенциал целого ряда ресурсов, представляется нам важным элементом социальных медиа, хоть и весьма специфическим. Так, например, множество видеохостингов практически не используется действующей властью, но весьма успешно используется оппозицией. Здесь, разумеется, необходимо отметить, что, например, работа с YouTube хоть и требует значительных усилий, и сама специфика аудитории платформы не всегда позволяет работать с массовым сторонником определенного политического движения, работа с видеохостингом отражает медийную активность политических движений и политиков, и позволяет привлекать новых потенциальных сторонников, в том числе из числа лиц, только находящихся на стадии первичной политической социализации [6].
Хотя, конечно, не все социальные платформы сохраняют свою актуальность постоянно, некоторые уходят, постепенно теряя своих пользователей, но им приходят на смену другие платформы. Социальные медиа адаптируются к изменению коммуникационных практик. Однако, как это было отмечено на примере Живого Журнала, актуальность пространств социальных медиа трансформируется, и при должном внимании к инструменту позволяет развивать те проекты, которые не могут быть реализованы в условиях вновь созданных социальных медиа, ориентированных на преимущественно новое поколение входящие в публичную политику через осознание своих гражданских и политических прав и их реализацию. Отсутствие интереса к теряющим актуальность социальным медиа, таким образом, не всегда оправдано со стороны политиков.
Как показало изучение участия политиков и политических объединений в социальной сети «Вконтакте», данная социальная сеть является основным ресурсом социальных медиа в регионе, что обусловлено не только описанной выше спецификой работы политиков в социальных сетях, но и широким уровнем интереса к социальной сети со стороны широких слоев общественности. Аналогичного мнения придерживается и известный исследователь коммуникативистики в политике А. А. Козырева [7]. При этом, потенциал целого ряда ресурсов, являющихся частью «социальных медиа» в политике, фактически, остается нераскрытым, и ввиду сложности работы с инструментарием, предоставляемой платформами (Одноклассники), и неоднозначностью необходимости работы с пользователями платформы (Facebook). Однако, перспективы работы с данными ресурсами, разумеется, есть. Что актуально, прежде всего для развития точечной работы в социальных сетях.
Таким образом, мы можем заключить, что новые для публичной политики социальные медиа, действительно, являются одним из наиболее перспективных инструментов для развития политического имиджа, и более того, представляют значительный интерес для исследователей вопросов публичной политики.
Литература:
- Scott D. M. The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. New Jersey, 2010.
- Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к new mwdia // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т.6 № 2. 228–244.
- Гераськина М. В. Instagram как перспективный инструмент для рекламной кампании в интернете// Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 22–28. Хецелиус В. Е. Роль социальных медиа в современных политических процессах // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4. № 1. С. 219–225.
- Зайцева Л. А., Ломакина А. С., Напалова И. Г. Имидж глав регионов России: особенности информационного продвижения // Контентус. 2019. № 2. С. 34–52. Гришаева С. А., Сойникова П. Н. Формирование имиджа политического лидера в социальной сети Instagram // Вестник университета. 2017. № 3. С. 120–126.
- Эксперты назвали губернаторов-лидеров по ботам в Instagram. РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/25/09/2019/5d8a2a1a9a79476de5dde7ab (Дата обращения 15.03.2020)
- Сысоева Т. Л. Тимохина Г. С. Изакова Н. Б. Роль «Новых медиа» в формировании коммуникационной политики бренда для поколения миллениалов // Азимут научных исследований и управление. 2017.Т. 6 № 4(21) С. 223–227.
- Козырева А. А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 14. С. 22–26.