Обучение грамоте в добуквенный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 01.03.2020

Статья просмотрена: 1568 раз

Библиографическое описание:

Тюкалова, С. В. Обучение грамоте в добуквенный период / С. В. Тюкалова, Е. В. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 177-181. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67736/ (дата обращения: 17.12.2024).



Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Задачи добуквенного периода:

1. развитие фонематического слуха;

2. умения вычленять звуки из слова;

3. производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;

4. сравнивать звуки в похоже -звучащих словах;

На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение. Дети делят слова на слоги с использованием графических схем.

Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения — на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка.

Детей старшего возраста знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают по слоговому и слитному способами чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

− Опознание буквы в ее связи со звуком.

− Слияние нескольких букв в слог.

− Слияние нескольких слогов в слово.

− Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

− Ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте. У него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика.

− Обучение следует проводить с использованием игровых методик.

− Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

− Процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.

− В основе обучения грамоте детей с нарушениями речи лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.

− Очень важно не смешивать в своей речи и речи детей понятия «звук» и «буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи. Дошкольники часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, педагог должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.

− Гласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты). В русском языке 6 гласных звуков: А,О, У, Ы, Э, И.

− Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

− Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,...] — в словах звучат сердито (твердо).

− Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] — в словах звучат ласково (мягко).

− Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

− Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

− В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю).

− В русском языке 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ). И еще 2 особенные буквы — это Ь и Ъ.

Какие слова не даём дошкольникам для звукового анализа:

1. С йотированными гласными Е, Ё,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной — звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).

2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).

3. С безударным гласным Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР). К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!

4. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)

5. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА).

6. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.

Также в своей работе по обучению грамоте в добуквенный период мы используем песочницу с цветным песком.

Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

№ 2 «Ритуал выхода» Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы. Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят: Спасибо, милый наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они! Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря: До свидания Песочек! Приложение № 3 «Игры с песком» Упражнение «Здравствуй, песочек» Цель: снижение психоэмоционально напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песочек!". Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?... Упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)».Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Перед этой работой необходимо познакомить детей с песочной терапией, закрепить правила пользования песком, 1-й этап — дети рисуют полоски — прямые, косые, волнистые. Затем рисуют пальчиками — точки. Потом все рукой и т. д.

Чем полезны игры спеском?

− Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

− Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

− Развивают мелкую моторику, глазомер;

− Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

− Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

− Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Несекрет, чторазвитиемелкоймоторикирукикакнельзялучшеспособствуетразвитиюречиуребенка. В этойсвязи песочнаятерапияявляетсянезаменимым методомвпрофилактике речевых нарушений у дошкольников.

А только после этого проводят игры: «Найди предмет».

Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлым нарушениями речи. Являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

Развитие дыхания. Развития фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи, обучения грамоте. Развитию связной речи. Песок позволяет раскрыть даже закомплексованных детей. И сохранить работоспособность, и повысить интерес к логопедическим занятиям.

В своей работе используем такие логопедические игры:

При обучении грамоте:

Игра «Звуки на песке».

Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв.

Ход игры: взрослый рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба — на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

«Найди букву» прячет в песок пластмассовые буквы, а дети их должны найти и назвать их.

«Назови слово»- ребёнок находит в песке букву а затем придумывает с ней слово.

«Прочитай слово» -воспитатель пишет слово на песке, а ребёнок читает, затем меняются ролям

Песочный круг»- дети рисуют круги, по заданиям педагога-большой круг, внутри поменьше и еще меньше. Это упражнение развивает глазомер и мелкую моторику, при этом все выполняемые упражнения сопровождаются стихами, загадками.

«Кто спрятался» — Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке» — (Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т. д.

«Допиши букву, слово»Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди иназови»Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные.

«Что скрывает песок?» -Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют

«Игра волшебный кулечек» Эту игру можно использовать на закрепление пройденного материала педагог предлагает детям взять кулёчки в них насыпать песочек и начать им рисовать буквы- т. е. писать.

Обучение грамоте в добуквенный период в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, так же занимает важное место в системе профилактики дислексии и дисграфии. Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем, избежать ошибок при чтении и письме.

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0039.jpg

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0007.jpg

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0067.jpg

Литература:

  1. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
  2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
  3. Гомзяк О. В. Комплект учебно-методических пособий «Говорим правильно» (5–6 лет, 6–7 лет).
  4. Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать»
  5. Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
  6. Бардышева Т.Ю, Моносова Е. Н. «От звука к букве»
  7. .Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование — июнь № 12 2006
  8. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика № 5 /сентябрь, октябрь/ 2004
  9. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание № 6/89
  10. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии
  11. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
  12. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — Спб.: Речь, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): звук, ребенок, песок, слово, буква, обучение, гласный, игра, мелкая моторика, русский язык.


Задать вопрос