Предпрофильное обучение в языковой школе
Автор: Баранникова Марина Станиславовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Баранникова, М. С. Предпрофильное обучение в языковой школе / М. С. Баранникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2288/ (дата обращения: 16.12.2024).
Гуманистические ценности в подростковом и раннем подростковом возрасте очень хрупки, трепетны, ранимы. Они только косвенно осознаются ребенком после периода от мифологического мышления, порожденного сказками и былинами, после абсолютизации игровых видов деятельности, которые присутствуют в укладе жизни ребенка, и прежде всего, навеяны осознанием милосердия, доброты родительского очага.
Вместе с тем доминирующая роль общения со сверстниками, свойственная подростковому возрасту, может вносить в настроение ребенка негативные чувства, тревогу за собственный статус в ученическом коллективе, неопределенность будущего, ощущение одиночества, которое не снимается даже при общении с большим количеством людей. Подросток часто доверчив, исповедален, чувствителен к мнению окружающих, способен быстро менять собственные оценки. Эти психофизические особенности подросткового возраста вовсе не следует преодолевать, с ними необходимо считаться. В процессе познания мира происходит социализация ребенка – столкновение с миром общественных отношений и критический анализ положительных и отрицательных сторон ребенка. Задача гуманистического воспитания – всякое воспитание имеет гуманистическую основу – в подростковом возрасте требует исследования ни одной какой-то конкретно завершенной формы образовательной деятельности, а выявление некоего многообразия, проявление индивидуальных свойств развития, предполагающего множество путей самореализации человека.
По утверждению М. Мамардашвили, «человек не может добиться серьезных достижений в одной области, если он равен нулю в других» [1, с. 14]. Гуманитаризация предпрофильного обучения предполагает создание условий в образовательной среде, при которых в полной мере реализуется творческий потенциал ребенка и познавательной деятельности, воплощаемой через очеловечивание проблем жизнедеятельности в пространстве гуманистических ценностей. Таким образом, в образовательном пространстве должна происходить эволюция гуманистических ценностей, основанная на формировании зрелого отношения к ценностям цивилизации. Основой этих формирующихся гуманистических ценностей являются идеалы гражданского общества. Они значимы еще и потому, что в социокультурном пространстве языковой школы незримо постоянно присутствует диалог культур, в котором происходит трансформация формальных лингвистических языковых норм языка в культурологическую основу, задающую ментальность социума. Пространство языковой школы создает атмосферу, в которой присутствует гуманитарная культура. По словам Л.И. Лурье, «чувство слова превращает образование в краеугольный камень понимания современной жизни, а педагогическим моделям придает одухотворенность, возвышенность и, быть может, восторженность, без которой не может быть процесса познания» [2, с. 41].
Знание особенно значимо для подростка, когда он видит, как его можно применить в будущей практической деятельности. Языковая школа актуализирует не только знакомство с культурами разных стран и народов, значимо то, как эти культуры взаимообогащают людей, вырабатывают единое отношение к принципиально важным для жизни цивилизации проблемам человека, большинство из которых в современном мире приобретают глобальные масштабы. Предпрофильное обучение – это этап в преддверии формирования условий для систематизации и фундаментализации научных знаний на начальном этапе вобравшие именно в это время креативные способности ребенка, трансформирующиеся из оценок, возникающих в процессе формирования художественного образования к оценкам, отражающим научную картину мира. Механизмы формирования креативности ребенка в подростковом возрасте известны уже на протяжении многих лет. Зона ближайшего развития, рассмотренная Л.С. Выготским, в процессе развития личности ребенка трансформируется в зону актуальных познавательных интересов, которые, в свою очередь, задаются целенаправленной познавательной деятельностью и во многом предопределяются личностью педагога, реализующего ту или иную педагогическую технологию. Предпрофильное обучение оказывается значимым этапом в проектировании ребенком своей будущей деятельности, хотя подросток еще, слабо представляет свое экзистенциальное «я», в котором он находит сущностные мотивы своего развития. Одной их задач предпрофильного обучения является разработка психолого-педагогических основ актуализации «я»-концепции в развитии ребенка, требуется выработка особых технологий, которые позволяли бы выявлять ребенку свое отношение к внешнему миру и будущему развитию, не искаженное в процессе множества случайных факторов социализации.
Термин предпрофильное обучение отражает принципиальную идею активной и самостоятельной учебной деятельности ученика, соединённой с его реальной практической деятельностью. В этом - суть разнообразных проектов.
Индивидуальный учебный план является новым особым способом организации учебного процесса и воспитательной деятельности в системе профильного обучения. Для предпрофильной подготовки способность индивидуализации образования закладывается в формах и методах работы в средних классах, в преддверии сложного и ответственного выбора профиля обучения. Вот почему предпрофильный этап требует осознания образовательных свобод и ответственности, связанной с ними. Дифференциация обучения строится на специфике индивидуальных способностей ребенка к творческой деятельности. Творчество реализуется в пространстве свободы. Это означает, что многое в воспитательном воздействии на ребенка должно носить характер откровения, диалога, в котором вместе с учеником учитель пытается угадывать затаенные мысли и чувства ученика. Компетентностный подход, который должен стать критерием качественного образования, в условиях профильного обучения, означает развертывание свободного инициативного поиска в деятельности, организуемой учителем в пространстве различных образовательных культур, и, прежде всего, деятельностью, связанной с будущим профильным обучением. Для языковой школы №7 с углубленным изучением английского языка г. Перми это связано, прежде всего, с развитием гуманитарной составляющей в преподавании различных предметов. Воспитательный потенциал, возникающий в осознании свободы творческого поиска, является важным фактором социализации ребенка, его способности понимать, как общественные отношения, уклад жизни трансформируются в нормы поведения, в нравственные и эстетические основы общественных отношений. В процессе преподавания возникает проблема воспитания культуры чувств через понимание красоты в различных областях жизнедеятельности, которые инициируются предметными областями знаний. Внеурочные занятия, такие, как работа в школьном пресс-центре, публичные выступления на сцене школьного театра помогают иногда распознать внутренние склонности к будущей профессиональной деятельности, способствуют созданию атмосферы открытости и диалогического общения, что является необходимым условием для развития как языковых навыков, так и личности в целом.
Информационные технологии позволяют совместить образность мышления с виртуальным многообразием реальности, которая, как и в литературе, подвержена гиперболизации, метафорическому ассоциативному звучанию, многим формам конгруэнтных состояний человеческого бытия, формирующихся на основе базовых духовных ценностей. Традиционные формы работы приобретают особое здесь звучание за счет индивидуализации обучения, ориентированного не только на личность, но и на уникальность образовательной среды школы, класса, любого коллектива, участвующего во взращивании человека, в соответствии с целями и задачами воспитания. Еще не познанные горизонты будущего проступают явственнее благодаря ненавязчивому соприкосновению с окружающим ребенка миром. Профилизация возникает в результате исканий, проигрывания взрослой жизни, что достижимо в условиях работы школьной газеты. Познание тайн могущества слова дает юному журналисту возможность уверенно чувствовать себя в билингвистической языковой среде, что важно в процессе получения образования в школе с углубленным изучением английского языка. Опыт работы МАОУ «СОШ №7» по созданию электронной газеты выявил интересные возможности социальных контактов в достижении целей предпрофильного обучения. К созданию газеты проявляют интерес родители, а сама газета послужит информационной базой проведения различных конкурсов, интеллектуальных игр, открывает новые формы организации образовательного досуга. Благодаря газете учащиеся учатся дружить, прислушиваться к мнению оппонентов и отстаивать свои интересы. Газета позволяет организовать творческие контакты с другими школами, участвовать в конкурсе электронных газет, проводить телеконференции, осуществлять в режиме он-лайн различные дискуссии по актуальным проблемам, волнующим детей. В результате этого учащиеся вырабатывают более точное представление о будущем профиле обучения. Возросший интерес к ИКТ не привел к глобальному выбору тех профилей обучения, где вычислительная техника представлена по наиболее углубленным программам – ИКТ в подготовке электронной газеты выработали культуру пользователя, который применяет навыки работы с компьютером в повседневной деятельности для решения самых разнообразных задач. Использование мультимедийных технологий помогает активизировать мыслительную деятельность и позволяет ребенку понять, что в даже в современном технологичном мире компьютер должен служить человеку, быть чем-то дополняющим в жизни, делать её комфортнее, но ни в коем случае, не становится главной «высокотехнологичной игрушкой». Умелое и ненавязчивое применение современных компьютерных программ помогает не заблудиться в огромном информационном пространстве, значительно сократить время на подготовку того или иного учебного материала, избежать ненужных нагрузок.
Предпрофильное обучение сталкивается с проблемой границ применения языков в жизни (языков программирования, языков иностранных, родного языка, языка математики), требует создания образовательной среды, в которой органично переплетаются разные культуры. Возникает знание об употреблении и функционировании языка с точки зрения формирования жизненного опыта.
Платону принадлежит мысль о том, что «знание – это обоснованная вера». «Образованный человек – это не столько «человек знающий», даже со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни» [3, с. 9-10]. Предпрофильное обучение создает условия для становления свободной личности, понимания других людей, их образа мышления.
Литература:
М. Мамардашвили, А.Ф. Зотов, В.И. Купцов, В.М. Розин, А.Р. Марков, Е.В. Шикин, В.Г. Царев, А.П. Огурцов. Образование в конце XX века (материалы круглого стола) //Вопросы философии – № 9. – 1992. – С.14.
Л.И. Лурье. Моделирование региональных образовательных систем. М., 2006. – С.41.
В.М. Розов, А.Ф. Зотов, В.И. Купцов, А.Р. Марков, Е.В. Шикин, В.Г. Царев, А.П. Огурцов. Образование в конце XX века (материалы круглого стола) //Вопросы философии – № 9. – 1992. – С.9-10.