В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.
Ключевые слова: бюджет, затраты, железнодорожный транспорт, пассажирооборот, объемные показатели.
В ходе реформы взаимоотношения железнодорожного транспорта с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации строятся на основе следующих принципов:
– осуществление перевозок для государственных нужд (в том числе перевозки, по которым предоставляются льготы в соответствии с решением органов государственной власти) на основе контрактов между соответствующими органами государственной власти и организациями железнодорожного транспорта;
– предоставление бюджетных дотаций на поддержание мобилизационного потенциала отрасли, субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении, компенсация убытков от эксплуатации малодеятельных и неперспективных линий (участков), имеющих социальное или оборонное значение;
– поддержка финансирования строительства объектов общегосударственного значения федеральным бюджетом;
– поддержка финансирования строительства объектов регионального значения и приобретения подвижного состава для пригородных перевозок бюджетами субъектов Российской Федерации.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» — это организация, принадлежащая государству; она является юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность согласно нормам законодательства и устава общества, управляется коллективными органами, избранными собственником компании и имеющая права на заключение сделок в пределах полномочий. ОАО «РЖД» является системообразующей компанией на рынке перевозок. Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно-технического) принципов. По территориальному принципу железнодорожная сеть делится на дороги. По отраслевому — на департаменты, центральные дирекции, службы дорог, региональные дирекции и отраслевые структурные подразделения. По функциональному принципу — на департаменты ОАО «РЖД» и службы на дорогах, занимающиеся прогнозированием, планированием, финансированием, учетом.
Бюджетирование в ОАО «РЖД» — процесс финансовых и материальных потоков в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» на всех уровнях управления, направленный на достижение целевых значений ключевых показателей эффективности ОАО «РЖД».
Основной целью системы бюджетного управления финансовыми и хозяйственными ресурсами является повышение эффективности их использования.
Основными «идеологически» отличными типами бюджета, являются бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для оценки эффективности работы центров ответственности. Бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным, но как правило, применяются смешанные варианты, содержащие черты обоих подходов.
Процесс бюджетирования на железнодорожном транспорте является сложным. Это связано с отраслевой спецификой транспортного производства; масштабами деятельности отрасли; многообразием внутриотраслевых технологических и экономических взаимосвязей. Кроме того, процесс бюджетирования реализуется в условиях моноцентрической системы управления железнодорожным транспортом.
Типовая технологическая схема бюджетирования, которая принята на транспорте, предусматривает формирование двух групп бюджетов — операционных и финансовых. Основным назначением операционных бюджетов железнодорожного транспорта является увязка технико-экономических (натуральных) и стоимостных показателей. Финансовые бюджеты отражают источники формирования финансовых ресурсов отрасли и направления их использования. Показатели этих групп бюджетов на каждом уровне управления транспортом объединяются в сводный бюджет.
В состав операционных бюджетов входят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат, бюджет запасов и закупок, бюджет доходов и расходов (на уровне управленческого учета). К финансовым бюджетам транспорта относятся: бюджет движения денежных средств; бюджет дебиторской и кредиторской задолженности; инвестиционный бюджет; прогнозный бюджет. Каждый бюджет имеет свою систему параметров, характеризующих его сущность, и форму разработки.
Плановые задания для ОАО «РЖД» формируются в соответствии со значениями параметров Программы стратегического развития ОАО «РЖД» в планируемом периоде. Плановые задания состоят из множества показателей и заданных для них в текущем периоде целевых задач. Показатели делятся на следующие группы:
– прямые показатели, непосредственно содержащиеся в бюджетных формах в виде бюджетных статей. При составлении бюджетов структурные единицы (департаменты, филиалы) стремятся сформировать бюджеты таким образом, чтобы целевые значения прямых показателей для соответствующей формы были соблюдены;
– расчетные показатели, выводимые расчетным путем из прямых бюджетных статей.
Также в систему бюджетного управления ОАО «РЖД» на уровне аппарата управления филиалов, на уровне ОАО «РЖД» входят пакет сводных бюджетов продаж, производства, капитальных вложений, затрат, а также прогнозный баланс и мастер-бюджет.
Мастер-бюджет служит для обобщения ключевых показателей деятельности как филиалов, так и ОАО «РЖД» в целом, для представления их в компактном виде на рассмотрение и утверждение высшим руководством компании. Все показатели мастер — бюджета переносятся из заполненных ранее операционных и финансовых бюджетов. Мастер-бюджет по основным показателям идентичен форме и структуре Финансового плана ОАО «РЖД».
Основополагающим нормативным документом при бюджетировании с 01 января 2008 г. стал Приказ Минтранса РФ об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества “Российские железные дороги». Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. При ведении раздельного учета расходы, исходя из их функционального признака, разделяются по укрупненным видам работ.. Результаты ведения раздельного учета подлежат отражению в формах управленческой отчетности о доходах, расходах и финансовых результатах по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» (приложение № 6 к Порядку).
В 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, был создан филиал ОАО «РЖД» — Федеральная пассажирская дирекция. В декабре 2009 года учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания». С 1 апреля 2010 года ОАО «ФПК» начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика. Одной из основных целей структурных преобразований является запуск механизма государственного заказа компаниям — пассажирским перевозчикам.
На сегодняшний день одним из ключевых инструментов управления, обеспечивающим взаимосвязь стратегии компании с краткосрочными задачами отдельных подразделений, является технология бюджетирования. Бюджет охватывает все стороны хозяйственно–экономической деятельности, позволяет сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах. Это определяет бюджет как основу внутрифирменного управления. Анализ системы бюджетирования в Пассажирском вагонном участке Хабаровск Дальневосточного филиала АО «Федеральной пассажирской компании» позволил выделить определенные особенности и проблемы.
Пассажирский вагонный участок Хабаровск (ЛВЧ-1) является структурным подразделением Дальневосточного филиала АО «Федеральной пассажирской компании». Основной деятельностью ЛВЧ-1 является производство планового технического обслуживания пассажирских вагонов в объёме ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущего отцепочного ремонта пассажирских вагонов, а также обслуживание пассажиров в поездах в парке формирования.
На уровне Пассажирского вагонного участка производится формирование бюджета производства, бюджета затрат и бюджета прочих доходов и расходов. Бюджетирование предприятия осуществляется по принципу «снизу вверх» и предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям отделов и далее к руководителю ЛВЧ-1. При формировании бюджетов работники руководствуются следующими принципами: принцип участия, принцип периодичности, принцип существенности, принцип сопоставимости.
В практике хозяйственной деятельности используются следующие методы: нормативный метод, балансовый метод, расчетно-аналитический метод, экономико-математический метод моделирования. Планирование и формирование бюджета производится один раз в текущем периоде на следующий финансовый год, с разбивкой по месяцам и кварталам. Фактическое исполнение плановых показателей оценивается в середине месяца, следующего за отчетным, на основании данных, отраженных в системе ЕК АСУФР-2 (ФПК) после закрытия периода.
Для предварительной оценки деятельности предприятия, выполнения установленных плановых показателей и задач предусмотрено формирование в третьей декаде отчетного месяца «ожидаемого» бюджета затрат. Данные формируются специалистами экономического отдела на основе частично отраженных расходов в системе ЕК АСУФР-2 (ФПК), выполнении планового задания по ремонту вагонов, расчетов и информации, предоставленной ответственными руководителями и специалистами.
Таким образом, в Пассажирском вагонном участке Хабаровск АО «ФПК» существует четкая и отлаженная система планирования, контроля и формирования бюджетов. Современные условия требуют повышения эффективности существующей системы. Совершенствование системы бюджетирования в Пассажирском вагонном участке Хабаровск АО «ФПК» предполагает определенные мероприятия.
Система бюджетирования предприятия учитывает особенности основной деятельности, в которой важную роль играет планирование объемных показателей таких как: объем ремонта, пассажирооборот и пробег пассажирских вагонов. Из перечисленных показателей только один напрямую влияет на показатели бюджета в денежном выражении. К такому показателю относится объем ремонта, используемый для планирования необходимых материалов, трудозатрат, электроэнергии, топлива и других прочих материальных и прочих затрат (например, на ремонт вагонов в условиях вагоноремонтных заводов).
Пассажирооборот и пробег пассажирских вагонов участвуют в планировании косвенно, через расчеты среднесписочной численности предприятия и «права» предприятия расходовать денежные средства. При этом одним из главных показателей работы пассажирского участка является пассажирооборот, измеряемый в млн. пасс-км. В бюджете производства осуществляется планирование пассажирооборота в поездах формирования ЛВЧ-1, с выделением пассажирооборота в дерегулируемом и в регулируемом секторах. Фактическое значение определяется на основе форм статистической отчетности (ЦО-33, ЦО-22), а планируемое — произведением пассажирооборота прошлого периода, аналогичного планируемому, и коэффициентов, учитывающих изменение средней дальности поездки и изменение социально-экономических показателей. Фактический пассажирооборот в рассматриваемом периоде определяется на уровне, установленном системой ЦО-33, ЦО-22 в миллионах пассажирокилометров. Фактическое количество перевезенных пассажиров в рассматриваемом периоде принимается на основании данных системы ЦО-33, ЦО-22 в миллионах пассажиров. Протяженность перевозки пассажиров в рассматриваемом периоде учитывается по данным ЦО-33, ЦО-22 в километрах.
Данные в системе ЦО-33 и ЦО- 22 являются достоверными и формируются на базе программного обеспечения АСУ «Экспресс — 3» (автоматизированная система управления пассажирскими перевозками), в том числе и АС УПВ (автоматизированной подсистемой управления парком пассажирских вагонов). Когда пассажир приобретает билет для проезда пассажирским поездом, в системе АСУ «Экспресс — 3» автоматически формируется вся информация о вагоне, его принадлежность (приписка) к конкретному предприятию, технические характеристики о проведенных ремонтах, маршрут следования и график движения вагона в составе. Также информацию в системах статистической отчетности можно сформировать по периодам, в том числе по датам прибытия и отправления, за прошлые периоды с разбивкой по неделям, месяцам, направлениям движения поезда, его приписки к конкретному депо, по регулируемому и дерегулируемому сегментам.
Обладая фактическими, достоверными данными по основному показателю работы пассажирского депо можно установить прямую зависимость между эксплуатационными расходами на единицу пассажирооборота в денежном выражении. Для этого необходимо ввести при планировании коэффициент, отражающий отношение расходов в рассматриваемом периоде, по конкретному пассажирскому поезду либо группе поездов к выполненному объему пассажирской работы, измеряемой в пассажиро-километрах на основании данных ЦО-33, ЦО-22. По данным отчетного периода представляется возможным определение нормативной величины затрат, приходящихся на выполненный пассажиро-километр в отчетном периоде, которая в дальнейшем может использоваться в качестве базовой величины при планировании. При этом необходимо учитывать результаты анализа, характеризующие изменение основных ценовых и других факторов деятельности предприятия.
Для достоверного расчета коэффициента и применение его на практике необходимо произвести расчет суммарных прямых расходов (по элементам затрат), по каждому поезду формирования ЛВЧ-1 за каждый месяц исследуемого периода. Определение вышеуказанного коэффициента позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.
Литература:
- Терёшина Н. П., Л. В. Шкурина. Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учебное пособие — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014г. — 292с.
- Терёшина Н. П., Б. М. Лапидус. Экономика железнодорожного транспорта: учебник— М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008г. — 996 с.
- Гусарова, Е.В. Экономика и управление на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Е. В. Гусарова, В. В. Комарова. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — 109 с.
- «Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный Приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 г. № 311.