В статье представлено предложение по разработке проекта автотранспортного обслуживания, на основании сравнения используемого наемного и создания личного парка грузовых автомобилей по графику грузооборота «безразличия» на примере ООО «Белла-Дон».
Ключевые слова: грузооборот «безразличия», подвижной состав, маршрут перевозки, финансовый план.
1 Характеристика объекта ивыявление проблемных аспектов
ООО «Белла-Дон» ведет свою деятельность с 3 февраля 2003 года и входит в состав крупнейшего холдинга АО «ТЗМО». Компания АО «ТЗМО» является одним из производителей средств гигиены и других гигиенических средств с мировым именем, и является крупнейшим в Польше производителем средств личной гигиены под торговой маркой Bella и медицинских средств по уходу за пациентами марок Matopat и Seni.
ООО «Белла-Дон» для перевозки своей продукции прибегает к услугам наемного транспорта. Перевозки осуществляются по городу — для перевозки мелких партий груза, и по области — больших партий груза. Перевозки по городу осуществляют ИП «Самойленко», ИП «Смирнов», ИП «Калиненко».
Поэтому возникает вопрос либо внедрять личный парк подвижного состава, либо дальше продолжать пользоваться услугами специализированных компаний.
В таблице 1 рассмотрим основные преимущества и недостатки создания и содержания собственного парка транспортных средств [1].
Таблица 1
Основные преимущества инедостатки создания исодержания собственного парка транспортных средств
Преимущества |
Недостатки |
Снижается зависимость от колебания транспортных тарифов |
Сложность в процессе организации транспортного хозяйства, обусловлено множеством юридических, технологических, информационных и финансовых моментов |
Сокращаются переменные затраты, связанные с использованием автотранспорта |
Большие затраты с эксплуатацией, охраной, хранением подвижного состава, их обслуживание и ремонт |
Наличие собственного парка подвижного состава обеспечивает возможность точного планирования их использования |
Проблемы холостого пробега подвижного состава и простоя его в период спада |
Обеспечивается прямое руководство деятельностью собственного транспортного хозяйства и его развитие в рамках стратегии компании |
Кадровая проблема, люди, которые обладают опытом и специальными знаниями в области регулирования и организации перевозок и содержания автомобильного парка |
Обеспечиваются более высокие возможности оказания услуг клиентам в процессе доставки товаров |
Большие капиталовложения в создание собственного парка подвижного состава |
Повышается эффективность и качество работ, связанных со специализацией транспортных средств и персонала транспортного хозяйства на конкретном виде перевозок |
Возникает необходимость в наличии разного типа подвижного состава |
2 Расчетно-технологическая часть
2.1 Подвижной состав наемного транспорта
ООО «Белла-Дон» для перевозки своей продукции, которая хранится на складе в городе Ростов-на-Дону, прибегает к услугам наемного транспорта индивидуальных предпринимателей, таких как ИП «Самойленко», ИП «Смирнов», ИП «Калиненко», для перевозки по городу и межгороду. Так как продукция ООО «Белла-Дон» не требует особых условий перевозки, то актуальный парк подвижного состава выглядит следующим образом:
– Автомобиль ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа;
– Автомобиль IVECO Daily 35С15;
– Автомобиль PEUGEOT BOXER.
Основные характеристики ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа, IVECO Daily 35С15, PEUGEOT BOXER представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные характеристики
Показатель |
ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа |
IVECO Daily 35С15 |
PEUGEOT BOXER |
Расход топлива порожнего, л/100км |
2 |
9.5 |
9.5 |
Расход топлива груженного, л/100км |
9.0 |
14 |
11.0 |
Стоимость нового ТС, руб |
11.3 |
1 530 000 |
1 445 000 |
Мощность двигателя, л.с. |
966 000 |
146 |
130 |
Грузоподъемность, кг |
120 |
1545 |
1525 |
Грузовместимость, м3 |
1450 |
19.14 |
8 |
Межсервисный пробег, км |
23 |
20 000 |
40 000 |
Сумма удешевления после 3-х лет эксплуатации, % |
20 000 |
40 |
38 |
2.2 Маршруты перевозок по городу имежгороду
Погрузка продукции ООО «Белла-Дон» на подвижной состав осуществляется:
– Для развоза по городу — утром загружается от 1 до 4 машин в следующие часы: 8:30 (Западный район), 9:30 (Центр города), 10:30 (Аксай), 11:30 (Северный район);
– Для развоза межгороду — вечером загружается от 3 до 6 машин в следующие часы: 19:00, 19:30, 20:00, 20:30, 21:00, 21:30, 22:00.
По данным полученным с ООО «Белла-Дон» на городские перевозки наемный транспорт выставляет следующие тарифы на перевозку: 13 рублей за километр пути, 400 рублей погрузка, 200 рублей точка разгрузки. Основная информация по городским перевозкам представлена в таблице 3.
Таблица 3
Основная информация по городским перевозкам за одну неделю
День недели |
№маршрута |
Количество пунктов доставки |
Объем перевозки, м3 |
Расстояние перевозки, км |
Грузооборот, м3-км |
Затраты на перевозку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ПН |
1 |
6 |
0.642 |
34 |
14.53 |
2042 |
ВТ |
1 |
18 |
2.671 |
57 |
80.77 |
4761 |
2 |
21 |
5.029 |
25 |
72.95 |
4925 |
|
3 |
19 |
6.320 |
56 |
151.14 |
4928 |
|
4 |
19 |
2.665 |
39 |
48.41 |
4707 |
|
СР |
1 |
6 |
1.174 |
19 |
14.37 |
1847 |
2 |
6 |
1.020 |
20 |
10.07 |
1860 |
|
3 |
18 |
2.268 |
47 |
59.25 |
4611 |
|
4 |
13 |
5.16 |
22 |
80.52 |
3286 |
|
5 |
21 |
4.014 |
42 |
68.87 |
5146 |
|
6 |
16 |
1.389 |
22 |
19.18 |
3886 |
|
ЧТ |
1 |
26 |
4.843 |
59 |
125.94 |
6367 |
2 |
14 |
12.118 |
28 |
87.28 |
3564 |
|
3 |
25 |
7.568 |
40 |
164.44 |
5920 |
|
4 |
11 |
3.632 |
18 |
54.22 |
2834 |
|
ПТ |
1 |
18 |
5.84 |
45 |
144.49 |
4585 |
2 |
23 |
7.315 |
48 |
233.41 |
5624 |
|
3 |
16 |
4.627 |
29 |
69.47 |
3977 |
|
4 |
10 |
0.648 |
16 |
6.53 |
2608 |
|
СБ |
1 |
21 |
2.218 |
28 |
61.33 |
4964 |
2 |
8 |
4.296 |
42 |
102.34 |
2546 |
|
Итого: |
335 |
85.457 |
736 |
1669.51 |
84988 |
|
В таблице 3 представлена информация за одну неделю работы, далее рассчитаем транспортную работу и транспортные затраты на наемный транспорт за один год работы. Согласно производственному календарю за 2018 год по шестидневной рабочей неделе 299 рабочих дней из этого следует, что за год работы ООО «Белла-Дон» грузооборот составит 83 196.75 м3-км, и затраты на наемный транспорт составят 4 235 236.33 рублей.
Рис. 1. Пункты доставки по межгороду
По данным полученным с ООО «Белла-Дон» на междугородние перевозки наемный транспорт выставляет следующие тарифы на перевозку: 13 рублей за километр пути, 400 рублей погрузка, 200 рублей точка разгрузки. Основная информация по междугородним перевозкам представлена в таблице 4.
Таблица 4
Основная информация по междугородним перевозкам
День недели |
№маршрута |
Пункты доставки |
Кол-во пунктов |
Расстояние перевозки, км |
Грузооборот, м3-км |
Затраты на перевозку, руб. |
ПН |
1 |
Тацинская, Белая Калитва, Горняцкий, Сосны |
15 |
220 |
217.14 |
6260 |
2 |
Боковская, Вешенская, Чертково, Алексеево-Лозовское, Кашары, Каргинская, Маньково-Калитвенское, Сохрановка, Михайлово-Александровка, Казанская |
23 |
640 |
4713.64 |
13320 |
|
3 |
Таганрог, Комаровка, Крым, Чалтырь |
33 |
100 |
518.34 |
8300 |
|
4 |
Волгодонск, Большая Мартыновка, Большая Орловка, Южный |
19 |
260 |
1064.47 |
7580 |
|
5 |
Батайск, Азов |
36 |
56 |
373.7 |
8328 |
|
ВТ |
1 |
Гуково, Новошахтинск, Красный Сулин, Большие Салы, Темерницкий, Верхнетемерницкий, Зверево, Родионово-Несветайская, Болдыревка |
31 |
230 |
717.9 |
9590 |
2 |
Таганрог, Лакемоновка, Красный Десант, Комаровка |
21 |
120 |
275.09 |
6160 |
|
3 |
Ейск, Должанская, Шабельное, Старощербиновская, Ясенская, Копанская |
26 |
350 |
444.91 |
10150 |
|
4 |
Новочеркаск, Рассвет |
31 |
46 |
235.01 |
7198 |
|
5 |
Орловский, Сальск, Егорлыкская |
20 |
260 |
1223.87 |
7780 |
|
СР |
1 |
Шахты, Каменоломни |
34 |
80 |
877.83 |
8040 |
2 |
Таганрог, Латоново, Сухореченск |
21 |
160 |
599.16 |
6680 |
|
3 |
Миллерово, Мальческая, Тарасовский, Тарасовка |
24 |
240 |
758.87 |
8320 |
|
4 |
Красноярская, Волгодонск, Цимлянск |
35 |
260 |
1906.93 |
10780 |
|
5 |
Шаминка, Семикарокорск, Топилин, Вислый, Багаевская, Усть-Донецкий, Золотаревка, Константиновск |
17 |
250 |
493.71 |
7050 |
|
ЧТ |
1 |
Каменск-Шахтинский, Глубокий, Донецк |
30 |
220 |
1162.56 |
9260 |
2 |
Кировская, Кагальницкая, Зерноград, Веселый |
13 |
140 |
99.69 |
4820 |
|
3 |
Таганрог, Золотая Коса, Красный Десант, Крым |
28 |
120 |
299.26 |
7560 |
|
4 |
Новочеркаск |
14 |
37 |
145.45 |
3681 |
|
5 |
Невиномыск, Благодарный, Светлоград, Нефтекумыск, Александроское, Дивное, Ставрополь, Кочубеевское |
17 |
940 |
2385.99 |
16220 |
|
6 |
Ставрополь, Надежда, Изобильный, Михайловск |
28 |
420 |
1420.66 |
11460 |
|
ПТ |
1 |
Кулешовка, Азов, Кагальник |
16 |
56 |
155.15 |
4328 |
2 |
Батайск, Самарское, Красный Сад |
17 |
54 |
227.2 |
4902 |
|
3 |
Крыловская, Ленинградская, Новоплатнировская, Староминская, Кущевская, Образцовый |
22 |
290 |
344.32 |
8570 |
|
Итого: |
571 |
5549 |
20660,85 |
196337 |
||
В таблице представлена информация за одну неделю работы, далее рассчитаем транспортную работу и транспортные затраты на наемный транспорт за один год работы. Согласно производственному календарю за 2018 год по пятидневной рабочей неделе 247 рабочих дней из этого следует, что за год работы ООО «Белла-Дон» грузооборот составит 1 020 653.4 м3-км, и затраты на наемный транспорт составят 9 699 047.8 рублей.
Общие транспортные затраты на наёмный транспорт и грузооборот за перевозку продукции по городу и межгороду представлены в таблице 5.
Таблица 5
Общие транспортные затраты на наемный транспорт игрузооборот за перевозку продукции по городу имежгороду
|
Неделя |
Год |
||
Грузооборот, м3 |
Транспортные затраты, руб. |
Грузооборот, м3-км |
Транспортные затраты, руб. |
|
Город |
1669.51 |
84 988 |
83 196.75 |
4 235 236.33 |
Межгород |
20 660.85 |
196 337 |
1 020 653.4 |
9 699 047.8 |
Итого: |
22 330.51 |
281 325 |
1 103 850.15 |
13 934 284.13 |
2.3 Создание собственного парка подвижного состава. Построение «грузооборота безразличия»
В данном пункте будет предложен подвижной состав для создания собственного парка грузовых автомобилей, далее будут рассчитаны затраты на его создание и обслуживание, и в итоге будет построен график «грузооборота безразличия» для выяснения выгодно ли создавать собственный парк автомобилей и насколько.
Произведем выборку грузовых автомобилей для городских и междугородних перевозок с учетом основных эксплуатационных свойств, указанных в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные выбираемого грузового автомобиля
Показатель |
PEUGEOT BOXER |
IVECO Daily 35С15 |
ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа |
Расход топлива порожнего, л/100км |
9.5 |
9.5 |
9 |
Расход топлива груженного, л/100км |
11.0 |
14 |
11.3 |
Ресурс до списания, км |
350 000 |
600 000 |
500 000 |
Стоимость нового ТС, руб |
1 445 000 |
1 530 000 |
966 000 |
Мощность двигателя, л.с. |
130 |
146 |
120 |
Грузоподъемность, кг |
1525 |
1545 |
1450 |
Грузовместимость, м3 |
8 |
19.14 |
23 |
Межсервисный пробег, км |
40 000 |
20 000 |
20 000 |
Сумма удешевления после 3-х лет эксплуатации, % |
38 |
40 |
35 |
Выделим среди параметров таблицы 6 эталонные значения и приведем их в относительные величины. Если в качестве эталона выбрано минимальное значение, то значение эталона делится на все значения данной строки. Если за эталон выбрано максимальное значение, то все значения соответствующей строке делятся на значение эталона.
Таблица 7
Результат нахождения относительных величин
Показатель |
Обоз. |
PEUGEOT BOXER |
IVECO Daily 35С15 |
ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа |
Расход топлива порожнего, л/100км |
В1 |
0.95 |
0.95 |
1 |
Расход топлива груженного, л/100км |
В2 |
1 |
0.79 |
0.97 |
Ресурс до списания, км |
С |
0.58 |
1 |
0.83 |
Стоимость нового ТС, руб |
D |
0.66 |
0.63 |
1 |
Грузоподъемность, кг |
F |
0.95 |
1 |
0.94 |
Грузовместимость, м3 |
G |
0.35 |
0.83 |
1 |
Межсервисный пробег, км |
K |
1 |
0.5 |
0.5 |
Мощность двигателя, л.с. |
L |
0.89 |
1 |
0.82 |
Сумма удешевления после 3-х лет эксплуатации, % |
M |
0.92 |
0.88 |
1 |
Произведем ранжирование параметров из таблицы 6 от степени важности с присвоением значения рангов, когда значение 1- это наиболее важный показатель, а значение 9 — наименее важный показатель. Все действия отобразим в таблице 8.
Таблица 8
Ранжирование показателей
Показатель |
Обозначение |
Ранг |
Ресурс до списания |
С |
1 |
Грузовместимость |
G |
2 |
Расход груженного ТС |
B2 |
3 |
Стоимость нового ТС |
D |
4 |
Межсервисный пробег |
K |
5 |
Грузоподъемность |
F |
6 |
Сумма удешевления после 3-х лет эксплуатации |
M |
7 |
Расход порожнего ТС |
B1 |
8 |
Мощность двигателя |
L |
9 |
Необходимо значение относительных величин из таблицы 2.3.2 скорректировать с учетом ранга. Для этого данные из таблицы 2.3.2 делятся на значение рангов соответствующего показателя, и полученные результаты заносим в таблицу 9. И в конце выбираем наиболее рациональную модель грузового автомобиля.
Таблица 9
Результаты расчетов
Показатель |
Обоз. |
PEUGEOT BOXER |
IVECO Daily 35С15 |
ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа |
Расход топлива порожнего, л/100км |
В1 |
0.112 |
0.112 |
0.125 |
Расход топлива груженного, л/100км |
В2 |
0.333 |
0.263 |
0.323 |
Ресурс до списания, км |
С |
0.58 |
1 |
0.83 |
Стоимость нового ТС, руб |
D |
0.165 |
0.158 |
0.25 |
Грузоподъемность, кг |
F |
0.158 |
0.167 |
0.157 |
Грузовместимость, м3 |
G |
0.175 |
0.415 |
0.500 |
Межсервисный пробег, км |
K |
0.200 |
0.100 |
0.100 |
Мощность двигателя, л.с. |
L |
0.099 |
0.111 |
0.091 |
Сумма удешевления после 3-х лет эксплуатации, % |
M |
0.131 |
0.126 |
0.142 |
Итог: |
- |
1.953 |
2.452 |
2.518 |
После всех проведенных расчетов рациональным вариантом для городских и междугородних перевозок является грузовой автомобиль ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа. Его главными преимуществами является стоимость, грузовместимость, относительно низкий расход топлива в сравнении со своими конкурентами.
Далее рассчитаем финансовый план, связанный с закупкой подвижного состава и его содержанием в течение года. Финансовый план — это финансовый документ, описывающий все виды затрат, которые вкладываются в себестоимость услуги или продукции [1, 7].
Расчет финансового плана:
- Закупка подвижного состава. Для осуществления перевозок собственными силами необходимо закупить подвижной состав. Так как маршруты перевозок постоянны, тогда можно сделать вывод, представлено в таблице 10.
Таблица 10
Количество маршрутов по дням недели
День недели |
Количество маршрутов перевозки |
Итого |
|
Город |
Межгород |
||
Понедельник |
1 |
5 |
6 |
Вторник |
4 |
5 |
9 |
Среда |
6 |
5 |
11 |
Четверг |
4 |
6 |
10 |
Пятница |
4 |
3 |
7 |
Суббота |
2 |
- |
2 |
Из таблицы 10 можно сделать вывод, что для выполнения всех заказов необходимо закупить 11 единиц грузовых автомобилей «ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа».
Среднерыночная цена на данный грузовой автомобиль составляет 966 000 рублей. Поэтому для создания собственного парка подвижного состава потребуется 10 626 000 рублей.
- Оплата труда водителей-экспедиторов. Средняя зарплата водителя-экспедитора в городе Ростове-на-Дону составляет 40 000 рублей. Так как необходимо 11 водителей-экспедиторов, тогда затраты за оплату их труда за один год работы составит 5 280 000 рублей [7].
-
Материальные затраты.
- Затраты на автомобильное топливо. Согласно таблицам 2.2.1 и 2.2.2 недельный пробег автомобилей составляет 6 285 километров, а за год — 310 797.94 километра. Исходя из таблицы 2.3.1 расход топлива груженного автомобиля составляет 11.3 литра на 100 километра пути, поэтому расход топлива за год составит 35 120.17 литра. Средняя цена дизельного топлива в Ростове-на-Дону составляет 44.09 рубля за 1 литр. Значит затраты за топливо в год составят 1 548 448.3 рубля. Так же необходимо рассчитать затраты на движение в порожнем состоянии. Нулевые пробеги составляют 195 714.55 километров в год. Исходя из таблицы 2.3.1 расход топлива порожнего автомобиля составляет 9 литров на 100 километра пути, расход топлива составит 17 164.31 литров год, значит затраты составят 756 774.41 рублей в год. Итого затраты на топливо составят 2 305 222.71 рублей в год [3].
- Затраты на автомобильное масло. Как правило, расход масла составляет 0.1 % от общего расхода горючего, которое было потрачено для преодоления отрезка пути. Так как годовой расход топлива автомобилей составляет 52 284.48 литра, тогда расход масла за год составляет 52.29 литра. Для автомобиля «ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа» заводским маслом является Shell Rimula R6 10W40, которое стоит 387.5 рублей за 1 литр, значит затраты составят 22 587. 38 рублей в год [3].
- Затраты на автомобильный тосол. Нормативный расход тосола составляет 0.1 % от общего расхода горючего. Так как годовой расход топлива автомобилей составляет 52 284.48 литра, тогда расход тосола за год составляет 52.29 литра. Для автомобиля «ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа» заводским тосолом является Coolstream Standart 40, которое стоит 115.5 рублей за 1 литр, значит затраты составят 6 039. 5 рублей в год [3].
- Расход автомобильной покрышки. Колесная формула у автомобиля «ГАЗЕЛЬ Next Европлатформа» 4х2, всего колес 6 колес. Автомобиль комплектуется на заводе шинами 185/75 R16C TRIANGLE TR646 104/102Q. Запас хода данной шины составляет 200 000 километров, а цена одной шины составляет 2850 рублей, значит, цена 1 километра пути составляет 0.01425 рублей. Средний пробег одного автомобиля в год составляет 46 046. 59 километров. Так на автомобиле установлено 6 колес, тогда затраты составят 3 936.98 рублей в год на 1 автомобиль, значит, на 11 автомобилей затраты составят 43 306.78 рублей в год [3, 5].
-
Затраты на страхование.
- Страхование жизни водителя. Защита жизни водителя на 280 000 рублей составит 4900 рублей на 1 год. Так как требуется 11 водителей, тогда расходы составят 53 900 рублей.
- ОСАГО. Стоимость ОСАГО на 1 автомобиль составляет 13 644 рублей. Так как в парке 11 автомобилей. Тогда затраты в год на все автомобили составит 150 084 рублей.
- КАСКО. Стоимость КАСКО без франшизы на 1 автомобиль на страховую сумму 500 000 рублей составляет 35 025 рублей в год. Так как в парке 11 автомобилей. Тогда затраты в год на все автомобили составит 385 275 рублей.
- Транспортный налог. Транспортный налог на один автомобиль составит 3000 рублей. Так как в парке 11 автомобилей. Тогда затраты в год на все автомобили составит 33 000 рублей.
-
Коммунальные услуги.
- Электричество. В боксе составит 3500 рублей в месяц, значит, в год — 42 000 рублей.
- Водоснабжение. В боксе — 4600 рублей в месяц, значит, в год — 55 200 рублей.
- Водоотведение. В боксе — 4100 рублей в месяц, значит, в год — 49 200 рублей.
- Амортизационные отчисления. Составляют 20 % в год от стоимости парк подвижного состава. Стоимость парка подвижного состава составляет 10 626 000 рублей. Значит, амортизационные отчисления составят 2 125 200 рублей в год.
В настоящее время на автотранспорте существует условное деление затрат:
- Постоянные. Это затраты, которые не зависят от пробега автомобиля, к ним можно отнести: оплата труда водителей-экспедиторов, затраты на страхование, транспортный налог, коммунальные услуги, амортизационные отчисления. Данные расходы составляют 8 173 859 рублей в год.
- Переменные. Это затраты, которые зависят от пробега автомобиля, к ним можно отнести: материальные затраты. Данные расходы составляют 2 377 156.37 рублей в год [4, 6].
Общие затраты на содержание собственного парка транспортных средств составляет 10 551 015,37 рублей в год.
Построение «грузооборота безразличия». «Грузооборот «безразличия» — это грузооборот, при котором затраты на транспортировку продукции предприятия наемным транспортом и собственным парком транспортных средств равны [2].
Таблица 11
Исходные данные для построения «грузооборота безразличия»
|
Затраты вгод, руб. |
Грузооборот вгод, м3-км |
|
1. Наемный транспорт |
13 934 284.13 |
1 103 850.15 |
|
2. Собственный транспорт: |
10 551 015,37 |
||
2.1 |
Постоянные расходы |
8 173 859 |
|
2.2 |
Переменные расходы |
2 377 156.37 |
|
График «грузооборота безразличия» представлен на рисунке 2.3.1. Как видно из графика, целесообразно использовать свой подвижной состав при грузообороте ООО «Белла-Дон» свыше ≈ 780 000 м3-км. В иных случаях целесообразно обращаться к услугам наемного транспорта.
Рис. 2. График «грузооборота безразличия»
Литература:
- Анисимов А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 2015. 245 с.
- Грузоведение, сохранность и крепление грузов. / Под ред. А. А. Смехова. М.: Транспорт. 2015. 247 с.
- ГОСТ Р 3112194–0366–03. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. — М.: ИНФРА-М, 2003.
- Куликов Ю. И. Грузоведение на автомобильном транспорте: Учеб. пособие / — М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. — 208 с.
- Моисеева Н. К. Экономические основы логистики. Учебник под ред. проф. В. И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 528с. — (Высшее образование).
- Черновалов А. В. Логистика: современный практический опыт. — Минск: ООО «Издательство Гревцова», 2018
- Сханова С. Э., О. В. Попова О. В., Горев А. Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учеб. пособие. М.: Издательский центр “Академия”, 2015. — 432с.