Охлаждающая жидкость является одним из компонентов жизнеобеспечения двигателя современного автомобиля. С ростом автомобилизации и с ростом годового пробега, количество технического обслуживания и ремонта для каждого автомобиля в течение года возрастает. Это объясняет возросшие объемы потребления охлаждающей жидкости (ОЖ). От качества охлаждающей жидкости зависит ресурс двигателя.
В г. Волгограде есть производители ОЖ, которые обеспечивают потребность как дилерских центров города, так и крупных автомобильных заводов России.
В статье рассмотрена организация перевозок с завода оптом с использованием автомобиля, железнодорожного транспорта и водного транспорта. Рассмотрена перевозка розничная по дилерским центрам.
Исследуемая нами тема является актуальной, т. к. охлаждающая жидкость нужна круглогодично для поставки в дилерские центры.
Основная задача, стоящая перед системой охлаждения, — охладить двигатель. Точнее — поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя, составляющую 90— 110°С. Основной рабочий элемент системы охлаждения — антифриз или тосол.
Антифриз — это собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, промышленных теплообменников и других установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.
Автомобильные антифризы — низкозамерзающие охлаждающие жидкости (ОЖ) для системы охлаждения автомобиля. На Рис. 1 представлена температура замерзания водно-гликолевой смеси [3].
Состав антифриза (упрощенно): 1) основа; 2) комплекс присадок.
Рис.1- Температура замерзания водно-гликолевой смеси
Представленные данные (табл.1) из источника опроса производителей и торговых организаций, ФТС РФ отражают ситуацию в среднем по России. В то же время, представленность марок существенно зависит от региона. Некоторые марки ОЖ можно найти только в определенном регионе. Прежде всего, это ОЖ выпускаемые небольшими объемами и реализуемые в регионе, где расположено само производство. [4].
Таблица 1
Основные марки ОЖ на российском рынке соответствующие требованиям ГОСТ
№ |
Марка ОЖ |
% |
1 |
LiquiMolyKuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus — антифриз-концентрат |
30 |
2 |
LiquiMolyLangzeit GTL12 Plus — охлаждающая жидкость |
25 |
3 |
CastrolRadicool SF — антифриз-концентрат |
23 |
…. |
……. |
….. |
22 |
Тосол «Полярный круг» А40-М — охлаждающая жидкость |
5 |
Был разработан технологический проект перевозки ОЖ с завода на оптовую базу [1].
Технологический проект перевозки
Охлаждающая жидкость |
Волгоградский завод «Химпром» — оптовая база г. Волгограда. |
(точное наименование груза) |
(откуда- куда) |
1. Характеристика груза
1.1 Краткое описание физических свойств груза: жидкий состав, вязкость, огнеопасность, воспламеняемость;
1.2 Способ упаковки укладки: нет;
1.3 Наиболее распространенные виды тары для перевозки данного груза: пластиковые баки, металлические емкости
Способ упаковки |
Габаритные размеры груза |
Объем, м3 |
Масса места, кг |
Объемная масса, т/м3 |
Удельный объем, м3/т |
||
Длина, мм |
Ширина, мм |
Диаметр, мм |
|||||
Пластиковый бак |
1050 |
550 |
220 |
280 |
1,2 |
0,8 |
|
1.4 Тип кузова подвижного состава, необходимого для перевозки груза (бортовая платформа, самосвал, фургон и др.) цистерны, танкер.
Параметры |
Единица измерения |
Значение параметра |
2. Объем перевозок игрузопотока |
||
2.1 годовой объем перевозок |
т |
60 |
2.2 продолжительность перевозок одной партии |
дни |
1 |
2.3 количество в год |
ед. |
4 |
2.4 величина грузопотока |
т |
20 |
2.6 стоимость перевозимого груза |
руб. /т |
7800000 |
2.7 расстояние транспортирования |
км |
34 |
3. Этап погрузки/ разгрузки |
||
3.1 способ погрузки/ разгрузки |
механизированный |
|
3.2 тип погрузочного механизма |
насос |
|
3.3 модель |
1СВН-80А |
|
3.4 время пребывания автомобиля в п. погрузки/разгрузки |
ч |
0,35 |
3.5 суммарные затраты на погрузо-разгрузочные работы |
руб. |
880 |
3.6 себестоимость погрузки/ разгрузки |
руб. |
440 |
3.7 постоянные затраты, связанные с выполнением перевозок |
руб. |
560 |
3.8 продолжительность работы п. погрузки/разгрузки |
ч |
0,33 |
4. Этап транспортирования |
||
4.1 вид |
механизированный |
|
4.2 тип |
АЦ-22 |
|
4.3 модель |
КАМАЗ-6522 |
|
4.4 время на одну ездку в среднем |
ч |
3 |
4.5 техническая скорость |
км/ч |
60 |
4.6 коэффициент использования грузоподъемности |
1,0 |
|
4.7 коэффициент использования пробега за ездку |
0,5 |
|
4.8 продолжительность работы в сутки |
ч |
3 |
4.9 производительность единицы ПС за смену |
т/сут |
7,7 |
4.10 затраты на транспортирование |
руб. |
170 |
4.11 себестоимость транспортирования |
руб. /т |
537,9 |
5. Себестоимость перемещения |
руб./т |
1858,2 |
Автоцистерна АЦ-22–6522 предназначена для транспортировки и временного хранения светлых нефтепродуктов плотностью до 0,86 т/куб.м. Вместимость цистерны — 22000 л. На Рис.2 представлена автоцистерна АЦ-22–6522.
Рис. 2. Автоцистерна АЦ-22–6522 [5]
Характеристический график дает возможность определить наиболее рациональные методы повышения производительности автомобиля в данных конкретных условиях перевозок. Для этого все кривые наносят на график только в тех пределах измерения данного показателя, которых практически можно достигнуть (показаны на рис. 3 сплошными линиями). Линия АА на этом графике определяет постоянную производительность при заданных значениях различных показателей. Для того чтобы, например, чтобы определить каким путем повысить производительность на 10 %, проводится линия ВВ, которая и определяет необходимый уровень повышения значения любого из эксплуатационных показателей. [2] Характеристический график представлен на Рис.3
Рис. 3. Характеристический график производительности автомобиля
Рис. 4. Технологические схемы перевозки ОЖ разными видами транспорта
В данной работе были рассмотрены три технологические схемы (рис.4), из них выберем наиболее эффективную, по минимальной стоимости перевозки (табл.2).
Таблица 2
Характеристика технологических схем
№технологические схемы |
Вид транспорта |
Время, мин. |
Стоимость перевозки, руб. |
1 |
Автомобильный |
289 |
9175,6 |
2 |
Железнодорожный |
251 |
6416 |
Автомобильный |
520 |
7723 |
|
Всего |
771 |
14139 |
|
3 |
Водный |
397 |
130 666 |
Автомобильный |
570 |
7779,2 |
|
Всего |
967 |
138445,2 |
Рис. 5. Маршруты перевозки ОЖ в бочках по районам
Розничная перевозка ОЖ представляет собой перевозку в бочках по дилерским центрам (рис.5). Доставка ОЖ в автоцистерне до оптовой базы происходит четыре раза в год. Там происходит слив и разлив по бочкам 200 л. Для розничной перевозки был выбран автомобиль ГАЗ Газель — 3302 (рис.6). Одному дилерскому центру необходимо 4000 литров антифриза, т. е. 20 бочек по 200л в год. Доставка осуществляется 4 раза в год.
Рис. 6. ГАЗ Газель — 3302 [2]
Перевозка выполняется из Краснооктябрьского района, где расположена оптовая база. В Дзержинском районе находятся 6 дилерских центров (поставки осуществляются в 3 из них в соответствии с географическим положением). В г. Волжском — 2 дилерских центра, обслуживается 1 центр, т. к. второй находится в шаговой доступности от него.
Данный автомобиль Газель делает 4 ездки с грузом в пункты. Затраченное время 6 ч. 26 мин.
Доставка антифриза в автоцистерне обходится 9 175, 6 руб. и доставка Газелью до дилерских центров — 3 130 руб. Общая стоимость перевозки составляет 12 305 руб.
Литература:
- Вельможин, А. В. Грузовые автомобильные перевозки: учебник /А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов; — Москва: Горячая линия — Телеком, 2006. — 559 с.
- Гудков В. А., МиротинЛ.Б., ШиряевС.А., Гудков Д. В. Основы логистики. — М.: Горячая линия, 2004. — 351 с.
- Ширяев, С. А. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник / С. А. Ширяев, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин; — Москва: Горячая линия — Телеком, 2008. — 768 с.
- Автосервиc — Maslo.od.ua URL: http://maslo.od.ua/ (дата обращения 21.11.16).
- Данные опроса производителей, торговых компаний, организаций, ФТС РФ URL: http://customs.ru/ (дата обращения 21.11.16).
- Технические характеристики автомобилей URL: http:// www.kkamaz.ru/ (дата обращения 21.11.16).
- «Что такое антифриз и чем он отличается от тосола?» URL: http://amastercar.ru/(дата обращения 21.11.16).