Статья посвящена исследованию способов совершенствования организации перевозки сухих строительных смесей. Представлена характеристика современного рынка ССС в России. Выбран подвижной состав, обеспечивающий минимальные суммарные затраты на перевозку заданного объема груза. Разработаны технологические схемы перевозки. Определена оптимальная технологическая схема, которая обеспечивает организацию перевозок с минимальными транспортными затратами.
В последние годы на нашем строительном рынке появилось много новых строительных материалов: полимерные пасты, герметики, грунтовки, пены. Разработки сухих строительных смесей ведутся с целью увеличения прочности соединения материалов и простоты их использования. Сухие смеси представляют собой смесь вяжущих, заполнителей (наполнителей) и различных добавок. В настоящее время сухие строительные смеси производятся в заводских условиях. Они уже содержат все необходимые компоненты в правильных пропорциях.
В середине прошлого десятилетия темпы прироста выпуска сухих строительных смесей достигали 50 %. Их существенным сокращением отметился 2008 г. (рис.1), первый и (пока) последний раз в отрицательной области темп прироста выпуска сухих строительных смесей оказался в 2009 г. Посткризисное восстановление произошло очень быстро — уже в 2010 г. производство смесей прибавило 17 % и превысило уровень 2008 г. Высокие темпы прироста сохранялись и в 2011–2012 гг.
В 2013 г., на фоне стагнации экономики России, рост выпуска смесей существенно замедлился — ни в один из кварталов темп прироста не превышал 9 %. По итогам 2014 г. производство модифицированных ССС выросло на 8 % против 18 % годом ранее и достигло 8,8 млн. т [6].
Рис. 1. Производство модифицированных сухих строительных смесей в России
Технология приготовления сухих смесей заключается в подготовке материалов, их дозировании, принудительном перемешивании и расфасовке. Сухие смеси следует хранить в упакованном виде, избегая увлажнения и обеспечивая сохранность упаковки, в крытых сухих складских помещениях с относительной влажностью воздуха не более 60 %. Гарантийный срок хранения упакованных смесей при хранении в соответствии 6 мес. со дня изготовления. Срок хранения смесей, транспортируемых в силосах — 3 мес. со дня изготовления. При выполнении работ по погрузке и выгрузке необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные ГОСТ 12.3.009–76 и СНиП III-4–2000. Удельный погрузочный объем сухих строительных смесей колеблется — 0,65–0,90 м3/т.
Сухие строительные смеси можно перевозить любыми видами транспортных средств, автомобильным, железнодорожным и водным. Использование авиаперевозок сухих строительных смесей считается не рентабельным в финансовом смысле и выполняется крайне редко. Для каждого вида перевозки сухих строительных смесей характерны свои особенности, которые учитываются при выборе вида транспортного средства. В работе рассмотрена организация перевозки сухих строительных смесей автомобильным транспортом.
На рис. 2 представлена самая распространенная тара и упаковка ССС. Использование бумажных мешков составляет более 70 % указанных способов.
Рис. 2. Тара и упаковка сухих строительных смесей
Помимо бумажных мешков для перевозки сухих строительных смесей также используются «Биг-Беги», или мягкие контейнеры (рис.3). В 1950–1970 гг. для производства мягких контейнеров стали использовать синтетические полиамидные и полиэфирные волокна и полипропилен. Это стало настоящим технологическим прорывом в организации перевозок.
Рис. 3. Мягкий полимерный контейнер типа «Биг-Бег»
При выборе типа подвижного состава необходимо руководствоваться тем, чтобы подвижной состав автомобильного транспорта в наибольшей степени соответствовал: природно-климатическим условиям; характеру и структуре грузопотока; объемному весу и партионности груза; дорожным условиям; обеспечению максимальной скорости и безопасности движения; обеспечению минимальных затрат, связанных с перевозкой [1].
Для перевозки данного вида груза были предложены следующие автотранспортные средства (рис.4): силосоустановщик на базе Scania P400 (qгр = 20 т); кран-манипулятор на базе ScaniaP400 (грузовая единица — «Биг-Бег»; qгр = 15 т); фургон VolvoFLD7F290 (грузовая единица — паллет; qгр = 15 т). Для организации перевозок первыми двумя автомобилями не требуется дополнительного использования погрузо-разгрузочного механизма, а для фургона необходимо совместное использование электропогрузчика RX-15 в пункте погрузки и автопогрузчика HELICPCD15 на строительных объектах.
Рис. 4. Автотранспортные средства для перевозки ССС
В работе выполнена маршрутизация перевозки сухой строительной смеси на строительные объекты г. Волгограда. Были предложены один кольцевой маршрут и пять маятниковых (табл.1). Потребность каждого строительного объекта составляет 60 т в сутки (общая суточная потребность 300 т).
Таблица 1
Характеристика маршрутов перевозки сухих строительных смесей
Схема дорожной сети |
Маршруты перевозки |
Организация работы ПС на маршруте |
|
βе = 0,72; Ɩоб = 51,1 км |
Перевозку предпочтительнее осуществлять фургоном или краном-манипулятором — количество ездок 20. |
βе = 0,5; Ɩоб = 36 км |
Рациональнее использовать силосоустановщик для перевозки сухих строительных смесей на каждый пункт маршрута — общее количество ездок на все пункты 15. При использовании фургона или КМУ — количество ездок составило бы 20. |
|
βе = 0,5; Ɩоб = 40,6 км |
||
βе = 0,5; Ɩоб = 30 км |
||
βе = 0,5; Ɩоб = 34 км |
||
βе = 0,5; Ɩоб = 36,4 км |
Транспортные затраты являются важной составляющей, формирующей стоимость строительства. Одним из методов снижения транспортных затрат является совершенствование технологии перевозки. Разработка технологической схемы перевозки строительных грузов обеспечивает минимизацию производственных потерь [4].
Эффективная транспортно-технологическая схема выбирается на основе технико-экономического анализа всех возможных альтернативных вариантов. В качестве критерия оптимизации принимается сумма приведенных затрат [2, 3].
Если сопоставимых вариантов транспортно-технологических схем несколько с приблизительно равными приведенными затратами, то предпочтение отдается варианту, который обеспечивает сокращение времени доставки; возможность применения средств автоматизированного управления процессом транспортирования; гибкость транспортного процесса; более высокий уровень механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных и складских работ [5].
На рис. 5 представлены разработанные технологические схемы перевозки сухих строительных смесей. Описание технологических схем приведено в табл. 2. Необходимо отметить, что из представленных трех вариантов схем минимальные затраты обеспечивает технологическая схема № 1.
Рис. 5. Технологические схемы перевозок сухих строительных смесей
Таблица 2
Описание технологических схем перевозки сухой строительной смеси
№события |
Наименование работ |
Продолжительность операции, мин. |
Стоимость выполнения операции, руб. |
||||
Технологическая схема № 1 (силосоустановщик) |
Технологическая схема № 2 (кран-манипулятор) |
Технологическая схема № 3 (фургон) |
Технологическая схема № 1 (силосоустановщик) |
Технологическая схема № 2 (кран-манипулятор) |
Технологическая схема № 3 (фургон) |
||
1–2 |
Ожидание погрузки |
1 |
1 |
1 |
55 |
41 |
25 |
2–3 |
Маневрирование авто |
2 |
2 |
2 |
110 |
82 |
50 |
3–4 |
Оформление документов |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
- |
3–5 |
Погрузка |
25 |
38 |
53 |
1375 |
1583 |
1825 |
5–6 |
Транспортирование |
35 |
39 |
39 |
1925 |
1625 |
975 |
6–7 |
Ожидание разгрузки |
1 |
1 |
1 |
55 |
41 |
25 |
7–8 |
Маневрирование авто |
2 |
2 |
2 |
110 |
82 |
50 |
8–9 |
Оформление документов |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
- |
8–10 |
Разгрузка |
25 |
38 |
45 |
1375 |
1583 |
1925 |
10–11 |
Подача ПС |
35 |
39 |
39 |
1925 |
1625 |
975 |
Итого |
126 |
160 |
182 |
6930 |
6662 |
5850 |
|
Себестоимость перевозки руб./т |
346,5 |
445 |
390 |
||||
Распространенным вариантом организации перевозок в жилищном строительстве является схема с использованием автомобиля фургона. Но согласно исследованию, проведенном в настоящей работе, и последним тенденциям развития грузоперевозок, для перевозки заданного объема сухой строительной смеси рациональнее использовать силосоустановщик Scania P400, так как время транспортного цикла по сравнению с другими вариантами сокращается на 56 мин. и экономический эффект от перевозки заданного объема груза составит 13050 руб.
При проведении строительных и ремонтных работ в стесненных городских условиях целесообразно использование крано-манипуляторной установки [3]. Проведенное исследование технологии перевозок сухих строительных смесей с применением КМУ на бортовом автомобиле, выявило, что транспортное время увеличивается на 34 мин., стоимость перевозки заданного объема груза (300 т) возрастает на 29290 руб., в сравнение с использованием силосоустановщика. Применение КМУ обеспечивает быструю погрузку-разгрузку и высокую технологичность, а также снижение затрат в целом при обслуживании объектов жилищного строительства.
Литература:
- Грузовые автомобильные перевозки: учеб. для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2006. — 560 с.
- Куликов А. В. Планирование грузовых перевозок в жилищном строительстве / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Сборник научных трудов SWorld. Современные направления теоретических и прикладных исследований` 2012: междунар. науч.-практ. конф., 20–31 марта 2012 г. Т. 2. Транспорт. Туризм и рекреация. География / Одес. нац. морской ун-т [и др.]. — Одесса, 2012. — С. 26–31.
- Куликов А. В. Применение рациональных технологических схем перевозки строительных грузов как одно из направлений снижения стоимости объектов жилищного строительства / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Актуальные проблемы стратегии развития Волгограда: сб. ст. / Администрация г. Волгограда, МУП «Городские вести». — Волгоград, 2012. — C. 32–34.
- Куликов А. В. Снижение транспортных затрат за счёт применения эффективной технологической схемы перевозки строительных грузов / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 72–75.
- Совершенствование технологии перевозки грузов при строительстве жилых объектов / В. А. Гудков, А. В. Вельможин, А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: матер. VI междунар. науч.-техн. конф. (Пенза, 18–20 мая 2010 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГОУ ВПО «Пенз. гос. ун-т архитектуры и строительства», Автомоб.-дорожный ин-т. — Пенза, 2010. — C. 218–222.
- СтройПрофи. Рынок сухих строительных смесей России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stroy-profi.info/archive/11583 (дата обращения: 15.10.2016).
- Товароведческая характеристика ассортимента сухих строительных смесей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://refy.ru/49/183557–2-tovarovedcheskaya-harakteristika-assortimenta-suhih-stroitelnyh-smesey.html (дата обращения: 16.10.2016).
- Фирсова С. Ю. К вопросу вероятностного исследования этапов перевозочного процесса строительных грузов / Фирсова С. Ю., Куликов А. В. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 11 (103). — C. 56–60.
- Фирсова С. Ю. Снижение транспортных затрат за счёт выбора оптимального типа поддона при перевозке строительных грузов / Фирсова С. Ю., Куликов А. В. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 86–88.