Рассмотрена организация перевозок слабоалкогольной продукции (пива) потребителям г. Волгограда.
Составлены схемы информационных потоков внутри логистической системы предприятия и схемы информационных потоков между логистической системой и его контрагентами. На основе полученных данных выдвинуты предложения по улучшению функционирования логистической системы на основе принципов интегрированной логистики.
Показано, что существующая схема организации доставки груза не имеет взаимодействия менеджера по работе с клиентами и службы управления транспортом в единой информационной базе. В связи с чем менеджера по работе с клиентами необходимо включить в процесс формирования и выполнения заявки доставки службы управления транспортом на основе принципов интегрированной логистики.
Ключевые слова: слабоалкогольная продукция, транспортное обслуживание, логистическая система, автомобильные перевозки, интегрированная логистика.
The organization of transportation of low-alcohol products (beer) to consumers of Volgograd is considered.
Schemes of information flows within the logistics system of the enterprise and schemes of information flows between the logistics system and its counterparties are compiled. Based on the data obtained, proposals are put forward to improve the functioning of the logistics system based on the principles of integrated logistics.
It is shown that the existing scheme of cargo delivery organization does not have interaction between the customer service manager and the transport management service in a single information base. In this connection, the customer service manager must be included in the process of forming and executing the delivery request of the transport management service based on the principles of integrated logistics.
Keywords: low-alcohol products, transport services, logistics system, road transportation, integrated logistics.
Слабоалкогольная продукция относится как к алкогольной продукции, так и к категории товаров повседневного спроса, вследствие этого, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при организации ее перевозок, а также, при подборе транспорта и способах транспортного обслуживания.
Изучение процессов передачи информации при функционировании логистических систем является важным звеном при рассмотрении и улучшении прохождения информационных потоков как внутри логистической системы, так и между логистической системой и внешней средой (ее контрагентами).
Рассмотрим процесс принятия и рассмотрения заявки транспортно-экспедиционной компанией для перевозки грузов в междугороднем сообщении.
Менеджер по работе с клиентами после оформления и подписания всех необходимых документов (договор перевозки, заключенный с клиентом и др.), направляет данные документы в службу управления транспортом.
На основании полученных документов логист службы управления транспортом формирует заявку в программе SAP, к которой подкрепляется маршрут следования из города отправки в город доставки, включая в себя опорные пункты (места для стоянки и остановки) и транзитные склады.
Далее сформированная информация направляется водителю и менеджеру по работе с клиентами в соответствии со схемой, показанной на рисунке 1.
Рис. 1. Материальные и информационные потоки внутри логистической системы предприятия
Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами при организации доставки груза: 1- подача заявки на перевозку; 2- договор перевозки; 3 — договор перевозки, заключенный с клиентом; 4- уточнение маршрута, ормирование заявки и направление по электронной почте; 5- информация о доставке; 6- информация о доставке; 7- ТТН 2 экз.; 8- акты приемки, ТТН 1 экз.
При анализе процесса доставки груза выявлено, что между менеджером по работе с клиентами и службой управления транспортом взаимодействие происходит через обмен бумажными заявками, что недостаточно надежно и может повлечь за собой сбой и ошибки в отправке партий грузов. Менеджер по работе с клиентами не участвует в процессе согласования условий перевозки. При этом, данная связь необходима для оперативного управления процессом перевозки грузов.
По нашему мнению, необходимо связать менеджера по работе с клиентами и других участников процесса приемки заявки в единую информационную базу, позволяющую в режиме «он-лайн» отслеживать все операции, связанные с приемом заявки и отправкой груза.
Необходимо включить менеджера по работе с клиентами в процесс формирования и выполнения заявки доставки службы управления транспортом. Реализация процесса, показанного на рисунке 3, может производиться разными путями. Наименее затратным методом реализации процесса является модернизация уже существующей информационной системы.
Рис. 3. Интеграция менеджера по работе с клиентами в процесс формирования и выполнения заявки клиента на доставку: 1- подача заявки на перевозку; 2- договор перевозки; 3 — договор перевозки, заключенный с клиентом; 4- уточнение маршрута, ормирование заявки и направление по электронной почте; 5- информация о доставке; 6- информация о доставке; 7- ТТН 2 экз.; 8- акты приемки, ТТН 1 экз.
Вторым методом модернизации процесса является внедрение новой ИТ технологии при согласованной работе менеджера по работе с клиентами и службы управления транспортом. При выборе программного продукта необходимо проанализировать его функции, возможность привязки к существующей информационной системе, их совместимость, и другие требования. Для примера мы можем предложить использование программы «Умная Логистика» (рис. 4).
Рис. 4. Навигация ПО
Для примера рассчитаем стоимость процесса организации доставки
З с = 20 т.руб., t = 15 %, Т пр =3 ч/час.
С пр1 = 20000 * 0,45*3= 27000 руб. в месяц.
После модернизации процесса трудоемкость снизилась до 2,2 чел/час.
Спр 2 =20000*0,45*2,2= 19800 руб. в месяц.
Таким образом, приблизительная экономия в выполнении процесса будет составлять:
Э=С пр1 -С пр2 =27000–19800= 7200 руб. в месяц.
Как правило, программный продукт имеет стоимость и затраты на обслуживание. Для примера возьмем стоимость годового обслуживания программы вместе с распределенной стоимостью (на пять лет) 44280 руб.
Э к =Э∙12−С прогр =7200∙12−44280=42120 руб.
где: С прогр — стоимость годового обслуживания программы «Умная Логистика».
На основе проведенных расчетов экономия предприятия в год от внедрения модернизированного процесса организации доставки груза можно приблизительно оценить в сумму 42,1 тыс. руб.
Литература:
- Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем: Учебн. для вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. -М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
- Кокин, А. С. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов [Электронный ресурс]: рук. / А. С. Кокин, Г. А. Левиков. — Электрон. дан. — Москва: Infotropic Media, 2011. — 576 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58061.
- Управление цепями поставок в транспортном комплексе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Г. Некрасов [и др.]. — Электрон. дан. — Москва: Горячая линия-Телеком, 2012. — 262 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63252.
- Основы логистики [Электронный ресурс]: учеб. / В. А. Гудков [и др.]. — Электрон. дан. — Москва: Горячая линия-Телеком, 2013. — 386 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63246.
- Миротин Л. Б. Эффективность логистического управления: учебник / Л. Б. Миротин. — М.: Экзамен, 2004. — 448 с.
- Миротин Л. Б., Николин В. И., Ташбаев Ы. Э. Транспортная логистика. — Москва, Омск: 1994. — 236 с.