В статье авторами предложено повышение эффективности функционирования системы доставки металла потребителям путем изменения логистических информационных потоков на основе интегрированной логистики.
Ключевые слова: система доставки, металл, логистика.
Спрос на металлическую продукцию с каждым годом растет, это обусловлено тем, что данная группа товаров является важным строительным материалом и сырьем для современной промышленности. В связи с этим актуальность работы сложно недооценить, так как повышение эффективности функционирования системы доставки позволяет снизить расходы компании, тем самым увеличив чистую прибыль.
Укрупненно система доставки металла потребителям состоит из выбора маршрута и транспортного средства, а также разработки графика работы водителя на маршруте. При этом создание целостной информационной системы «поставщик — потребитель» и банка данных на основе принципов интегрированной логистики позволяет принимать оперативные решения, быстро реагировать на любые изменения внешней и внутренней среды, обеспечивать слаженное взаимодействие и контроль на всех этапах доставки, оптимизировать документооборот.
Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами в системе доставки металла представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами в системе доставки металла
Расшифровка потоков на рисунке 1:
- Заключение договора купли-продажи;
- Заявка на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО);
- Заключение договора ТЭО;
- Заключение договора перевозки;
- Разработка маршрута перевозки;
- Подача подвижного состава (ПС);
- Погрузка, выдача документов;
- Приемка по количеству и качеству;
- Информация об отгрузке;
- Подача ПС;
- Приемка по количеству и качеству;
- Разгрузка, выдача документов;
- Информация об отгрузке.
Рассмотрим укрупненно этап организации доставки металла при транспортно-экспедиционном обслуживании (рис. 2).
Рис. 2. Материальный и информационный поток этапа организации доставки металла при ТЭО
На рис. 2 показаны следующие операции:
- Поставщик (менеджер/бухгалтер) отравляет заявку на транспортно-экспедиционное обслуживание Экспедитору.
- После чего между Экспедитором (менеджер/бухгалтер) и Поставщиком (менеджер/бухгалтер) проводится заключение договора ТЭО.
- На основании договора ТЭО Экспедитор (менеджер/бухгалтер) заключает договор перевозки с Перевозчиком (менеджер/бухгалтер).
- На основании договора перевозки логист Перевозчика разрабатывает маршрут перевозки, который направляется водителю Перевозчика.
- Перевозчик (водитель) подает ПС вместе с путевым листом и ТТН Поставщику (Оператор склада).
- Поставщик (Оператор склада/грузчик) производит погрузку груза и выдачу соответствующих документов на него (сертификаты и пр.) Перевозчику (водитель), а также заполняют со своей стороны ТТН и путевые листы.
- Водитель проводит приемку по количеству и качеству груза и проверяет весь пакет документов.
Хотелось бы отметить, что на схеме этапа организации доставки металла при ТЭО нет взаимодействия подразделений в единой информационной базе. Экспедитор не участвует в процессе взаимодействия Перевозчика и Поставщика. У Экспедитора есть необходимость получать информацию от Перевозчика и Поставщика для контроля соблюдения пунктов договора перевозки.
Из изложенного выше можно сделать вывод о необходимости включения Экспедитора в процесс взаимодействия между сотрудниками Перевозчика и Поставщика. Это возможно реализовать путем изменения логистических информационных потоков на основе принципов интегрированной логистики. Пример разработанной интеграции Экспедитора на этапе организации доставки при ТЭО показан на рис. 3.
Рис. 3. Разработанная интеграция Экспедитора на этапе организации доставки при ТЭО
Реализация процесса, показанного на рис. 3, может производиться разными путями. Наименее затратным методом реализации процесса является модернизация уже существующей информационной системы.
Модернизация может заключаться в следующем:
- В информационной системе сотрудниками Экспедитора создается электронный документ — договор перевозки.
Далее сформированный договор отображается в отчете, который формируется сотрудниками Перевозчика. При необходимости логист/водитель/менеджер/бухгалтер Перевозчика вносит сведения по перевозке и со своими реквизитами проводит сопутствующие документ в информационной системе (разработанный маршрут, ТТН, путевой лист и т. д.).
- При входе в информационную систему Экспедитор может контролировать соблюдение пунктов договора перевозки: подача ПС, погрузка груза и выдача документов, приемка по количеству и качеству груза и пр.
Таким образом, изменение логистических информационных потоков системы доставки металла на основе принципов интегрированной логистики позволяет повысить эффективность ее функционирования за счет оптимизации работы перевозчиков и экспедиторов. Применяя данный метод, удастся в кратчайшие сроки упорядочить соответствующие специфике процессы, значительно упростить формирование документации, исключить (или снизить по максимуму) влияние человеческого фактора на результат.
Литература:
- Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем: Учебн. для вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. -М.: Транспорт, 1998. — 167 с.