Изучены способы снижения стоимости доставки трубной продукции и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: стоимость, смешанные перевозки, групповая отправка, скорость доставки.
В современных условиях предприятия транспорта должны пересмотреть характер своей коммерческой и производственной деятельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение запросов потребителей. Доставка продукции может быть представлена в виде ряда последовательных этапов, не связанных между собой, и может выполняться разными перевозчиками. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной цепи представляет собой весьма сложную задачу.
В настоящее время ОП ПАО «ТМК» в г. Таганроге осуществляет преимущественно уномодальные перевозки (т. е. одним видом транспорта), что не всегда является осуществимым или оптимальным по времени или стоимости вариантом. Кроме того, потенциальный покупатель не имеет возможности выбора способа и условий поставки, которые будут удовлетворять всем его требованиям.
ОП ПАО «ТМК» ведет следующую политику в области транспорта: автомобильный транспорт осуществляет технологические операции, сопутствующие основному процессу производства, а железнодорожный транспорт выполняет перевозку основной продукции между подразделениями внутри предприятия, а также их доставку заказчикам [1]. Актуальным вопросом является повышение привлекательности продукции ОП ПАО «ТМК» за счет применения смешанных перевозок (т. е. двумя и более видами транспорта) и результат заключается в предоставлении покупателю выбора способа, времени и стоимости поставки [2].
В настоящее время достаточно большое количество крупных производителей страдают от высокой стоимости на доставку продукции. В связи с этим, неизбежно возникает проблема потери клиентов. Одной из целей отделов логистики на предприятиях становится снижение стоимости доставки готовой продукции.
Снизить стоимость перевозки железнодорожным транспортом возможно несколькими способами. В данной статье я предлагаю рассмотреть групповые отправки грузов.
Групповая отправка представляет собой предъявляемую по одной накладной партию груза, для перевозки которой требуется более одного вагона.
Групповую перевозку отличают следующие факторы [3]:
1) наличие единого грузоотправителя и грузополучателя;
2) общие станции отправления и назначения;
3) одноименный сортамент перевозимого груза;
4) единая накладная на все вагоны в группе;
5) масса груза и количество вагонов постоянны в пути следования.
Все перечисленные факторы относятся ко всем вагонам, предъявляемым к перевозке в группе. При нарушении хотя бы одного, из перечисленных пунктов, оформить вагоны в группу не представляется возможным.
К основным преимуществам подобной отправки относят [4]:
1) Оформление одного перевозочного документа, что позволяет значительно экономить время на оформление сопроводительной документации на вагоны. Так, для всей группы вагонов, оформляется одна накладная, в которой перечисляются номера всех вагонов, отправляемых вместе.
2) Сокращение времени в пути следования, в виду того, что сокращается время на оформление и проверку перевозочных документов, а также, все вагоны, следующие в группе, считаются «единым» вагоном и не могут быть разъединены, а значит, перецепляются и маневрируют вместе, повышается сохранность грузов в пути. Риск потери груза сводится к минимуму. Кроме того, чем больше вагонов в составе группы, тем быстрее формируются поезда, соответственно, грузы быстрее доходят до получателей.
3) Снижение стоимости доставки, как следствие предыдущих пунктов.
Уставом ОАО «РЖД» предусмотрена скидка при отправлении грузов группами. Это обусловлено «упрощением» работы с документами и при маневровых работах. Именно этот пункт наиболее важен отправителям и получателям грузов.
Однако, стоит отметить, что применение данной технологи не всегда возможно спланировать заранее. В особенности возникают сложности при отправлении грузов напрямую с производства.
Рассмотрим проблему на примере предприятий группы ТМК. Предприятия компании производят трубную продукцию мирового уровня, удовлетворяющую самым высоким требованиям и запросам клиентов. Продукция компании представлена в широком ассортименте, и, соответственно, покупателю предоставляется широкий выбор от самых мелких до более крупных диаметров продукции, как черной, так и оцинкованной трубы. Основываясь на своих предпочтениях и нуждах, клиент формирует заказ, а производитель обязуется его выполнить и осуществить доставку.
В процессе написания статьи были изучены и проанализированы поставки продукции с АО «ТАГМЕТ» железнодорожным транспортом за последние три года, а также рассчитана стоимость поставки, с учетом формирования возможных групповых отправок. Анализируя полученные результаты, оказалось, что предприятие переплачивает свыше 14 миллионов рублей в год.
Конечно, нельзя говорить о том, что рассматриваемое предприятие не использует групповые отправки на практике. Однако, они не носят направленный характер в виду сложности их организации в условиях масштабного производства. В то время, как некоторые из предприятий компании имеют планы по отправке групп на месяц вперед, что позволяет существенно ускорить процесс оформления вагонов и отправления их на станцию отправления и далее, к получателю, а также сократить расходы на перевозку грузов [5].
Таким образом, грамотное использование возможностей ОАО «РЖД» позволяет сократить время на оформление провозных документов, скорость доставки грузов, повысить их сохранность и мобильность в пути, а также сократит затраты на стоимость перевозки. Кроме того, выполнение всех перечисленных условий позволит не только сохранить имеющихся клиентов, но и привлечь новых.
Литература:
- Еремина Л. В. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие /Ростов н/Д.: РГСУ, 2013. — 240 с.
- Еремина Л. В. Организация международных автомобильных перевозок: учеб. пособие/ Ростов н/Д.: ДГТУ, 2017–240 с.
- Миротин Л. Б., Гольдин А. Г., Колик А. В. Основы маркетинга на автомобильном транспорте: Учеб. пособие / МАДИ. — М., 1991. — 91 с.
- Зырянов, В.В., Еремина, Л. В. Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, № 1. — Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/728 (доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. — 408 с.