В городе Бузулуке для перевозки пассажиров, организована транспортная сеть, состоящая из 14 регулярных маршрутов, осуществляемых тремя перевозчиками: ООО «Автотранс», АП-12 и «Альянс».
Вопросы качества процесса перевозки оставляют желать лучшего. Анализ результатов опроса респондентов, пользующихся услугами перевозчиков на регулярных городских маршрутах, проведённый студентами институтами, показывает недостаточный уровень качества и безопасности данного процесса. Так обобщённый показатель качества оценен респондентами на уровне 6,38 (по десяти-бальной шкале). Анализ безопасности дорожного движения с участием транспортных средств перевозчиков в 2016 году, показывает, что количество ДТП с их участием, приведенное к количеству транспортных средств, в 5,5 раз превышает среднее значение по городу (0,481 и 0,0889 дтп /1 авт. соответственно), а количество ДТП, приведенных к пробегу транспортных средств превышает в 1,5 раза (21,04 и 13,36 дтп /млн. км, соответственно). Причин этому хватает. Это и недостаточная готовность транспортных средств и водительского состава к осуществлению перевозочного процесса, в том числе низкая трудовая дисциплина (нарушения маршрутов, интервалов и расписаний движения, курение водителя в салоне, нарушения требований перевозки, связанные с превышением провозной способности транспортных средств, обгоны на маршруте с целью получения экономической выгоды и т.д.).
Функционирование системы перевозки пассажиров в условиях рыночной экономики и получение дохода (экономической выгоды) является правом предпринимателя в данном случае каждого перевозчика.
Не смотря на предоставление экономической свободы (статья 8 Конституции) права участников бизнеса осуществления перевозочного процесса (перевозка пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам) могут и должны ограничиваться Федеральным законодательством РФ в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан (статья 55 Конституции).
Таким образом помимо прав перевозчика на занятие бизнесом существуют также и обязанности, связанные с социальной направленностью процесса перевозки пассажиров на регулярных городских маршрутах, которые неразрывно связаны с обеспечением качества и безопасности этих услуг, гарантируемые государством и его представителями на местах (районными, городскими, региональными и федеральными органами). Здесь и возникает основное противоречие между экономической выгодой этого вида бизнеса и необходимостью затрат которые перевозчики обязаны нести с целью обеспечения его качества и безопасности.
Практика показывает, что экономическая составляющая, определяющая желание заработать просматривается во всех этих случаях нарушений требований перевозок пассажиров и дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств перевозчиков. Ответ на вопрос «почему так происходит?» лежит на поверхности – очень низкая экономическая эффективность процесса перевозки пассажиров на городских регулярных маршрутах. Что же определяет эту экономическую эффективность?
Анализ причин (факторов) влияющих на неё, указывает на организацию процесса, определяющую силы и средства необходимые для оказания данного вида социальных услуг, а это неоправданно большие затраты на эксплуатацию автобусов для перевозки пассажиров, связанные с их количеством и неэффективным использованием.
В этих условиях очень важна разработка методики расчёта экономической эффективности процесса перевозки пассажиров на регулярных городских маршрутах. Для примера выбран маршрут №12, перевозку пассажиров на котором осуществляет ассоциация перевозчиков АП-12.
Исходные данные для разработки методики и расчёта экономической эффективности процесса перевозки пассажиров на данном маршруте:
- количество транспортных средств по маркам (с учётом вместимости), АСП, всего – 39 ед., в том числе ГАЗ-322131(32) – 27 ед., ГАЗ Луидор – 2 ед., ГАЗ Максус – 1 ед. Форд Транзит, Мерседес, Фиат – 9 ед.;
- режим движения (время выхода на маршрут и окончания работы на нём), количество дней работы в году ДРГ – 365дн, выход на линию (на маршрут) – 7.00, возвращение – 23.00, время работы на маршруте – 16 часов, время на подготовительно-заключительные операции – 1 час, итого время ежедневной работы водителей – 17 часов;
- схема маршрута движения (с указанием остановочных пунктов);
- расписание движения с указанием интервалов по времени рабочего дня;
- пассажиропоток на маршруте и его изменение в течении рабочего дня, Р = 6146 пасс./дн. (распределение по времени дня смотри на рисунке 1).
При стоимости за проезд одного пассажира 15 рублей годовой доход за перевозку пассажиров на маршруте №12 составит с учётом количество работающих, на одно транспортное средство (из 39 по списку) приходится 862,804 тыс. руб.
Теперь необходимо оценить затраты на эксплуатацию при перевозке пассажиров.
Рис. 1 –Диаграмма зависимости пассажиропотока на маршруте № 12 от времени суток
Результаты расчётов оптимального количества транспортных средств достаточного для перевозки установленного часового пассажиропотока, в том числе и в «часы пик», производятся на основании полученных при исследовании значений пассажиропотока (см. диаграмму на рисунке 1) и объёма перевозок маршрутным транспортным средством (см. таблицу 1), конкретной марки (типа) за оборотный рейс, и сводятся в таблицу 2.
Таблица 1
Объёмы перевозок пассажиров различными типами (моделями) транспортных средств
Тип (марка) автобуса |
Вместимость, q, чел |
Коэфф. исполз. вместим. γ |
Коэфф. сменности, ксм |
Объём перевозок одним ТС за час, чел./ч. |
ГАЗ-322131(32) |
13 или 14 |
1,0 |
3,0 |
40 |
ГАЗ Луидор(Максус) |
15 |
1,0 |
3,0 |
45 |
Форд Транзит, Фиат, Мерседес |
18+9(19+8) |
0,7 |
3,0 |
56 |
Таблица 2
Количество транспортных средств необходимых для перевозки пассажиров на маршруте с учётом меняющегося по часам дня пассажиропотока, авт.
Транспортные средства (марка) |
7-8.00 |
8-9.00 |
9-10.00 |
10-11.00 |
||||||||||||||
ГАЗ-322131(32) |
10 |
20 |
19 |
13 |
||||||||||||||
ГАЗ Луидор(Максус) |
9 |
18 |
17 |
12 |
||||||||||||||
Форд Транзит (Мерседес, Фиат) |
7 |
14 |
14 |
9 |
||||||||||||||
12-13.00 |
13-14.00 |
14-15.00 |
15-16.00 |
16-17.00 |
17-18.00 |
18-19.00 |
14-15.00 |
15-16.00 |
16-17.00 |
17-18.00 |
18-19.00 |
|||||||
16 |
15 |
11 |
11 |
12 |
8 |
3 |
11 |
11 |
12 |
8 |
3 |
|||||||
14 |
13 |
9 |
9 |
11 |
7 |
2 |
9 |
11 |
7 |
2 |
||||||||
12 |
10 |
8 |
8 |
8 |
6 |
2 |
8 |
8 |
6 |
2 |
||||||||
Продолжение таблицы 2
19-20.00 |
20-21.00 |
21-22.00 |
22-23.00 |
Среднее количество, авт. на марш. |
Количество АЧР за день, ч |
Количество АЧР за год, ч |
Общее количество ТС, авт. |
||||||
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
142 |
51830 |
34 |
||||||
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
125 |
45625 |
31 |
||||||
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
102 |
37230 |
24 |
||||||
Для упрощения управления эксплуатацией транспортных средств на маршруте, регулирование их количества осуществляется с учётом обязательной перевозки требуемого часового пассажиропотока и минимального интервала между ними (с 5 до 15 мин). Для этого установлено следующее расписание движения, представленное в таблице 3.
Таблица 3
Расписание движения с установленным количеством и интервалами движения транспортных средств на маршруте №12 в течении дня
Время движения |
7.-8.00 |
8.-10.00 |
10.-14.00 |
14.-18.00 |
18.-23.00 |
Интервал движения, мин |
9 |
5 |
6 |
8 |
15 |
Количество ТС, авт. |
10 |
18 |
15 |
11 |
6 |
Примечание: в интервале с 8 до 10.00 ежедневно необходимо среди 18 единиц подвижного состава на маршруте иметь 1-2 транспортных средства типа Форд Транзит (Мерседес или Фиат)
Тогда, необходимое общее количество транспортных средств в ассоциации (АП-12) с учётом требования приказа Минтранса от 20 августа 2004 г. N 15 о выполнении требований режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, возможно определить через время работы одного автомобиля Фр., которое составляет с учётом годового фонда работы водителя с автомобилем, Фрв = 1930 часов, составит 34 автомобиля.
Общие эксплуатационные затраты на перевозку пассажиров на маршруте с учётом исходных данных и объёма транспортной работы определяются по установленной алгоритмом последовательности.
Целевая функция экономическая эффективности, заключается в минимизации суммарных удельных затрат при перевозке пассажиров Суд∑, руб./ место-км, на маршруте №12
→min (1)
где Сi - эксплуатационные затраты i – ой модели городского транспорта для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах, за расчётный период, руб.;
Wi – объём транспортной работы i – ой модели городского транспорта для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах, место-км.
(2)
гдеЗПвод – заработная плата водителя и кондуктора со всеми начислениями, руб.;
СТ – затраты на автомобильное топливо, руб.;
СЭМ – затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы, руб.;
СШ – затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, руб.;
СТО – затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, руб.;
САМ – затраты на амортизацию подвижного состава, руб.;
СТ – накладные расходы, руб.
Расчёты по определению этих затрат проведены для конкретной (марка, вместимости) транспортного средства, в соответствии с разработанными (имеющимися) методиками, полученные значения сведены в таблицу 4.
Таблица 4
Эксплуатационные затраты на эксплуатацию подвижного состава различных марок, перевозящего пассажиров на регулярных маршрутах, тыс. руб./авт.
Марка (тип) транспортного средства |
Заработная плата и налоги |
Топливо |
Эксплуатационные материалы |
Автомобильные шины |
ТО и Р |
Аморти-зация |
Всего затрат, (% от дохода) |
Доход на авт. за год |
ГАЗ-322131 |
453,024 |
310,095 |
10,043 |
13,605 |
89,2 |
82,5 |
958,467 (111,0) |
862,804 |
ГАЗ Луидор |
453,024 |
348,647 |
11,26 |
13,605 |
89,2 |
111,0 |
1026,736 (118,9) |
862,804 |
ГАЗ Максус |
453,024 |
165,027 |
5,478 |
13,605 |
89,2 |
115,0 |
841,334 (97,5) |
862,804 |
Форд Транзит |
453,024 |
195,535 |
6,391 |
13,605 |
89,2 |
205,0 |
962,755 (111,5) |
862,804 |
Сравнивая рассчитанные затраты со средними доходами, приходящимися на один автомобиль (862804,0 руб.) и анализируя удельные эксплуатационные затраты, можно сделать следующие выводы:
- общее количество автомобилей выполняющие перевозки на маршруте №12 неоправданно завышено (в случае уменьшения их до ещё возможного и достаточного числа в 34 ед. - годовой доход на один автомобиль возрастает до 989686,76 руб.);
- просматривается необходимость снижения затрат на топливо (используя дизельные автомобили) или альтернативные виды топлива (газ: пропан-бутан);
- увеличив коэффициент выпуска со среднего 0,33 до 0,8, а для этого необходимо уменьшить количество автомобилей до 25 единиц и увеличить число водительского состава (до 70 человек).
Рассчитанные объёмы транспортной работы i – ой модели городского транспорта для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах за год эксплуатации, и удельные эксплуатационные затраты на объём транспортной работы (см. таблица 5) позволяют сделать дополнительные выводы:
- чем выше класс транспортного средства (больше вместимость, при одинаковых пробегах), тем меньше удельные затраты на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам, выше экономическая эффективность подвижного состава;
- снижение затрат по статье топливо позволит повысить амортизационные отчисления (уменьшить срок окупаемости транспортного средства) и повысить заработную плату водителя и налоговые отчисления.
Таблица 5
Удельные эксплуатационные затраты на эксплуатацию подвижного состава различных марок, перевозящего пассажиров на регулярных маршрутах, руб./авт. место-км. (% от всего)
Марка (тип) транспортного средства |
Заработная плата |
Топливо |
Эксплуата-ционные материалы |
Автомобильные шины |
ТО и Р |
Аморти- зация |
Всего |
ГАЗ-322131 |
0,85 (47,5) |
0,58 (32,4) |
0,02 (1,1) |
0,02 (1,1) |
0,17 (9,5) |
0,15 (8,4) |
1,79 |
ГАЗ Луидор |
0,85 (44,3) |
0,65 (33,9) |
0,02 (1,0) |
0,02 (1,0) |
0,17 (8,9) |
0,21 (10,9) |
1,92 |
ГАЗ Максус |
0,76 (53,5) |
0,29 (20,4) |
0,01 (0,7) |
0,02 (1,4) |
0,15 (10,6) |
0,19 (13,4) |
1,42 |
Форд Транзит |
0,42 (46,7) |
0,18 (20,0) |
0,01 (1,1) |
0,01 (1,1) |
0,08 (8,9) |
0,2 (22,2) |
0,9 |
Литература:
- О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года №АМ-23-р
- О внесении изменений в методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» введённые в действие распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14 марта 2014 года № НА-50-р
- Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02
- Гудков, В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А. Гудков, Б.Л., Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев. Под ред. В.А. Гудкова – М: Горячая линия – Телеком. 2006. – 448с. ISBN 5-93517-157-0