Статистический анализ денежных потоков предприятий транспорта в Хабаровском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Плотникова, Е. Д. Статистический анализ денежных потоков предприятий транспорта в Хабаровском крае / Е. Д. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57013/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье анализируются денежные потоки предприятий транспорта Хабаровского края. Рассмотрена эффективность денежных потоков предприятий транспорта. Осуществлён прогноз уровня денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края с применением корреляционно-регрессионного анализа.

Ключевые слова: транспорт, денежные потоки, эффективность, финансовые ресурсы, прогноз, регрессия, корреляция.

Транспорт, как одна из основных отраслей, формирует условия жизнедеятельности общества, будучи значимым инструментом достижения экономических, социальных, внешнеполитических целей, ему отведена важная роль в обеспечении функционирования иных сфер экономики.

Хабаровский край уникален по своему географическому положению, которое способствует развёртыванию транспортного комплекса. На территории края площадью в 788 тыс. км2 размещены 17 муниципальных районов и 2 городских округа, 29 городских и 188 сельских поселений. Соседствует Хабаровский край с краем с богатыми в ресурсном отношении субъектами ДФО — Республикой Саха (Якутия), Приморским краем, ЕАО, Амурской областью, Магаданской областью. С востока Хабаровский край омывает Охотское и Японское моря, а за Татарским проливом — Сахалинская область. Морская береговая линия края превышает 2500 км и на ней размещены порты Советская Гавань, Ванино, Охотск, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре. Это формирует условия и необходимость укрепления морского транспорта. А благодаря тому, что по территории края протекает река Амур (970 км) развиты все условия и необходимость формирования сильного речного транспорта.

Хабаровский край — транспортный транзитный центр Дальнего Востока и Российской Федерации, его роль растёт в связи с увеличением межрегионального грузооборота и из-за развития экспортно-импортных связей со странами АТР. Транспортный комплекс, в виду всего вышесказанного, формирует весомую долю ВРП Хабаровского края, которая в последние годы колеблется от 11 до 16 процентов.

Становится очевидным, что эффективное функционирование транспортной отрасли Хабаровского края имеет высокое региональное и государственное значение.

Следует отметить, густоту наземной транспортной сети Хабаровского края, которая на конец 2018 года составляет на 1000 кв. км территории: железных дорог общего пользования — 2,7 км (в сравнении — 13 км по ДФО и 50 км по РФ); автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием — 7,4 км (в сравнении — 6,0 км по ДФО и 37 км по РФ). Показатели грузооборота и объёмов перевозимых грузов всеми видами транспорта увеличиваются в течение последних лет (грузооборот — с 51343,7 млн. т-км в 2010 году до 87984,1 млн. т-км в 2018 году, объём перевезенных грузов — с 28701 тыс. т в 2010 году до 61857,7 тыс. т в 2018 году). Но при этом постоянно снижается число перевезённых пассажиров с 2010 года снизилось на 38 % (с 313,3 тыс. чел. в 2010 году до 193,98 тыс. чел. в 2018 году), и как итог — пассажирооборот с 2010 года снизился на 42 % (с 5923,4 млн. пасс.-км в 2010 году до 3437,2 млн. пасс.-км в 2018 году).

Возвращаясь к теме исследования, уточним, что в условиях современного хозяйствования важной задачей любого предприятия является формирование положительного суммарного денежного потока, так как он обуславливает наличие возможностей предприятия обеспечивать свою деятельность необходимым объёмом финансовых ресурсов. Осуществляя различные виды финансовых операций, предприятия формируют процессы движения денежных средств, которые носят формат поступления либо расходования. Движение денежных потоков — это процесс непрерывный во времени, при этом распределённый и сбалансированный в хозяйственной деятельности. В настоящее время основная цель управления денежными потоками на любом предприятии — это обеспечение предприятием максимально возможного финансового равновесия посредством балансирования объёмов расходования и поступления денежных средств и их синхронизации во времени [1,2].

При этом для эффективного управления денежными средствами требуется осуществление предварительного анализа, проведения конкретных расчётов и мероприятий. В этой связи содержание анализа денежных потоков предприятия зачастую сводят к процессам разработки и реализации управляющих воздействий на движение капитала и денежных ресурсов для увеличения эффективности их использования и приращения. Для того, чтобы обеспечить постоянную платежеспособность, предприятия разрабатывают политику управления денежными активами, заключающуюся в оптимизации величины денежных активов. В процессах выяснения причин изменения показателей платежеспособности, значимым является проведение анализа выполнения финансового плана по расходной и доходной частям. Для этого проводят сравнение данных из отчётов о финансовых результатах и о движении денежных средств, и данных, представленных в финансовой части бизнес-плана. Проводя такой анализ в первую очередь необходимо установить выполнение показателей плана по поступлению денежных средств, в первую очередь это касается аспектов поступления денег от реализации продукции, работ и услуг, имущества, обосновать причины изменения сумм выручки и выявить резервы её увеличения [3].

Необходимо серьёзное внимание уделить вопросам использования денежных средств, в той связи, что даже при условии выполнения доходной части финансового плана нерациональное использование и перерасходы денежных средств способны привести предприятие к финансовым затруднениям. Для более полного анализа, в целях раскрытия темы данной статьи, следует подробно рассмотреть динамику денежных потоков и их эффективности в отношении предприятий транспорта Хабаровского края (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика объема денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края, млрд. руб.

Таким образом, на основе приведённых данных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что наибольший рост происходил в 2008 году — 57,7 процентов и в 2015–47,17 процентов, а динамика объёма денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края достаточно неоднородна, она достаточно хаотично то увеличивается, то уменьшается, а с 2015 года объёмы денежных потоков снижаются стремительными темпами. Предприятия транспорта, с одной стороны активно развиваются в регионе, с другой стороны в течение последних кризисных лет их финансовые результаты снижаются. Потому следует обосновать прогнозный уровень объёма денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края, проведя регрессионный анализ [4].

На уровень развития денежных потоков предприятий транспорта оказывает влияние большое число факторов. Для изучения взаимосвязей между развитием денежных потоков предприятий транспорта, и основных показателей их деятельности проведём полный корреляционно-регрессионный анализ. Такой анализ позволит оценить степень воздействия каких-либо факторов и изучаемого объекта [5].

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа в контексте исследования будем использовать факторные признаки:

Х1 — рентабельность активов предприятий транспорта, %;

Х2 — сальдированный финансовый результат предприятий транспорта, темп роста.

Параметры модели с включением фактора времени оценим посредством метода наименьших квадратов (МНК). Рассчитаем матрицу парных коэффициентов, на основании которых нужно будет сделать вывод о факторах, включаемых в модель множественной регрессии (таблица 1). Корреляционную матрицу получим, используя табличный редактор Excel в пакете анализа.

Таблица 1

Корреляционная матрица влияния факторов на структуру денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края

У

Х1

Х2

У

1

Х1

0,6264964

1

Х2

0,8605389

0,852016179

1

Из корреляционной матрицы видим достаточно сильную взаимосвязь между результативным (y) и факторным признаками (Х1, Х2). Вывод — связь очень сильная.

Проведём регрессионный анализ. По результатам регрессионного анализа получим уравнение регрессии и значения t-критерия Стьюдента:

Y = 83,36–2,01*x1+5,21*x1

В результате расчёта уравнения регрессии получим (рисунок 2): множественный коэффициент корреляции равный 0,8843, что свидетельствует о сильной связи между рассматриваемыми признаками; коэффициент детерминации равный 0,7821, то есть 78,21 процентов вариации уровня основных показателей обусловлено факторами, которые включены в модель (1). Анализ полученного уравнения позволяет нам сделать закономерные выводы о том, что рост рентабельности активов приводит к сокращению денежных потоков на 0,21 млрд. руб., а при росте сальдированного финансового результата, уровень денежных потоков возрастает на 0,52 млрд. руб.

Проверяем адекватность модели, которая построена на базе уравнения регрессии, проверкой значимости коэффициента регрессии. Значимость коэффициента регрессии осуществляем с помощью t-критерия Стьюдента. Проверить адекватность модели осуществим с помощью расчёта F-критерия. Если Fp >=0,05, то модель в целом адекватна изучаемому явлению.

F расчетное = 21,5

F табличное = 3,14

Уровень значимости = 0,05

F расчетное  F табличное

Рис. 2. Результаты расчетов уравнения регрессии

Значит, построенная модель на базе её проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна, и все коэффициенты регрессии значимы. Вероятность получить такое значение F-критерия в случайном порядке — 0,021, что допустимый уровень значимости не превышает. Таким образом, полученное значение было сформировано под влиянием существенных факторов, подтверждается это статистической значимостью всего уравнения тесноты связи. Эта модель может быть использована для принятия решений и осуществления прогнозов (Рисунок 3).

Рис. 3. Прогнозируемые значения уровня денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края

Таким образом, при среднем значении факторов, включенных в модель уровень денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края при неизменности имеющейся тенденции может составить 256,19 процентов.

При минимальных значениях факторов уровень денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края может составить 146,11 процентов, а при максимальных значениях — 1313,15 процентов.

Деятельность любой организации или предприятия связана неразрывно с движением денежных средств. Денежные средства (финансы) протекают через практически все процессы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, обеспечивая их реализацию в условиях рыночной экономики. Непрерывный процесс движения денежных средств во времени называется денежным потоком, образно сравниваемый с системой «денежного кровообращения», которая по аналогии обеспечивает жизнеспособность предприятия. С помощью регрессионной модели зависимости величины коэффициента денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края от суммы рентабельности активов и сальдированного финансового результата, и по ней рассчитав прогнозные значения коэффициента денежных потоков было установлено, что для увеличения финансового результата и рентабельности активов предприятий транспорта Хабаровского края необходимо увеличение их совокупных денежных потоков, что будет обусловлено как расширением деятельности, так и результативностью их функционирования.

Литература:

  1. Государственная программа Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края» // Режим доступа: https://khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennyecelevye-programmy/166 (Дата обращения: 11.01.2019).
  2. Кудрявцев А. М. Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона / А. М. Кудрявцев, Л. Н.Руднева // Российское предпринимательство, 2011, № 8 (254)/ апрель 2014. С. 109–121.
  3. Строева Г. Н. Анализ состояния транспортной инфраструктуры Хабаровского края // Ученые заметки ТОГУ. — Том 7 — № 4–2016.
  4. Управление федеральной службы государственной статистики Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу // Режим доступа: http://habstat.gks.ru/ (Дата обращения: 11.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, денежный поток предприятий транспорта, поток, регрессионный анализ, сальдированный финансовый результат, средство, доходная часть, корреляционная матрица, корреляционно-регрессионный анализ, общее пользование.


Похожие статьи

Оценка динамики и структуры использования денежных потоков строительными организациями Оренбургской области

В данной статье произведен анализ динамики и структуры использования денежных потоков строительных организаций в Оренбургской области, а также составлен и проанализирован отчет о движении денежных средств прямым методом.

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ПАО «Газпром»

В статье исследуется система денежных потоков организации на примере ПАО «Газпром». Проводится анализ основных показателей движения денежных средств, используя прямой, косвенный и коэффициентный анализ денежных средств. Сделаны выводы и предложения п...

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Факторный анализ ликвидности денежных средств строительных организаций Оренбургской области

В данной статье автором рассмотрены факторы, оказывающие влияние на ликвидность денежных средств строительных организаций Оренбургской области. Проведен корреляционно-регрессионный анализ, отражающий влияние каждого факторного признака на коэффициент...

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Оценка денежных потоков инвестиционного проекта (на примере ООО «Оренбурггазтранс»)

Рассмотрена методика анализа денежных потоков инвестиционного проекта коммерческой организации. Произведен расчет эффективности денежных потоков инвестиционного проекта. Рассчитаны показатели NPV, PV, IRR, IC с использованием программы Microsoft Exce...

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов

В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Анализ методических подходов к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота

В работе рассмотрены различные подходы к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота. Определяется взаимосвязь эффективности работы флота и морских портов. Раскрывается эффективность использования информационных технологий, влияющи...

Эффективность способов финансирования материально-технической базы предприятия

В статье рассмотрена сущность и эффективность различных способов финансирования обновления материально — технической базы предприятия и определены денежные потоки для каждого способа.

Похожие статьи

Оценка динамики и структуры использования денежных потоков строительными организациями Оренбургской области

В данной статье произведен анализ динамики и структуры использования денежных потоков строительных организаций в Оренбургской области, а также составлен и проанализирован отчет о движении денежных средств прямым методом.

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ПАО «Газпром»

В статье исследуется система денежных потоков организации на примере ПАО «Газпром». Проводится анализ основных показателей движения денежных средств, используя прямой, косвенный и коэффициентный анализ денежных средств. Сделаны выводы и предложения п...

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Факторный анализ ликвидности денежных средств строительных организаций Оренбургской области

В данной статье автором рассмотрены факторы, оказывающие влияние на ликвидность денежных средств строительных организаций Оренбургской области. Проведен корреляционно-регрессионный анализ, отражающий влияние каждого факторного признака на коэффициент...

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Оценка денежных потоков инвестиционного проекта (на примере ООО «Оренбурггазтранс»)

Рассмотрена методика анализа денежных потоков инвестиционного проекта коммерческой организации. Произведен расчет эффективности денежных потоков инвестиционного проекта. Рассчитаны показатели NPV, PV, IRR, IC с использованием программы Microsoft Exce...

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов

В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Анализ методических подходов к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота

В работе рассмотрены различные подходы к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота. Определяется взаимосвязь эффективности работы флота и морских портов. Раскрывается эффективность использования информационных технологий, влияющи...

Эффективность способов финансирования материально-технической базы предприятия

В статье рассмотрена сущность и эффективность различных способов финансирования обновления материально — технической базы предприятия и определены денежные потоки для каждого способа.

Задать вопрос