Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации / Э. С. Раюшкин, В. О. Колесникова, С. А. Куликов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65941/ (дата обращения: 16.12.2024).



Определение оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей позволяет обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное выполнение перевозок.

Ключевые слова: подвижной состав, возрастная структура парка, транспортное средство, коэффициент технического использования.

В сложившихся рыночных условиях хозяйствования перед собственниками и руководителями автотранспортных предприятий стоит задача по определению оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей.

В процессе эксплуатации, поступления и списания подвижного состава, возрастная структура парка автомобилей меняется. При длительном периоде отсутствия поступления новых автомобилей показатели технической эксплуатации парка падают, а объем текущего ремонта резко возрастает. В то время как при интенсивном поступлении нового подвижного состава эксплуатационная надежность парка автомобилей улучшается и соответственно уменьшается объем ремонтных работ. Следовательно, правильное определение возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей является одной из важнейших задач, позволяющая обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное выполнение перевозок.

Для решения поставленной задачи известны ряд методов: сравнение стоимости транспортного средства с затратами на поддержание его в работоспособном состоянии; анализ прироста затрат за время эксплуатации транспортного средства; анализ соотношения выручки, получаемой от каждого транспортного средства к затратам на поддержание его в исправном состоянии [1].

Был рассмотрен один из методов оптимизации возрастной структуры парка автотранспортных средств [2]. В качестве объекта исследования было выбрано одно из пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) Волгоградской области. При рассмотрении были сделаны следующие допущения: совокупность анализируемых автомобилей однородная, представлена автобусами марки «Волжанин»; количество автобусов — 15 ед.; пробег до списания автобуса — Lс = 588000 км; время эксплуатации автобуса до списания — tс = 84 мес. (7 лет); месячный пробег нового автобуса — 8100 км; количество возрастных групп — 7. Прогноз динамики возрастной структуры осуществляется на полный цикл эксплуатации автобуса на ПАТП, т. е. на 7 лет. Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Возрастная структура парка автобусов

№ группы

Возраст автобуса, мес.

Возрастная структура

Срок эксплуатации

Оптимальная

Сложившаяся

12 мес.

24 мес.

36 мес.

48 мес.

60 мес.

72 мес.

84 мес.

1

0–12

2

0

0

1

3

9

2

0

0

2

12–24

3

0

0

0

1

3

9

2

0

3

24–36

2

2

0

0

0

1

3

9

2

4

36–48

2

9

2

0

0

0

1

3

9

5

48–60

2

3

9

2

0

0

0

1

3

6

60–72

2

1

3

9

2

0

0

0

1

7

72–84

2

0

1

3

9

2

0

0

0

Реализуемый коэффициент технического использования

0.866

0.852

0.816

0.796

0.808

0.933

0.929

0.890

0.852

, %

100

98.38

94.22

91.91

93.30

107.7

107.2

102.7

98.38

Полученные результаты представлены на рисунке 1 в виде графика ожидаемого изменения (%) коэффициента технического использования парка автобусов из-за неоптимальной возрастной структуры. Как видно из рисунка, при сохранении стратегии списания старых и поступления новых автобусов этот цикл в ПАТП будет повторяться каждые семь лет.

Рис. 1. Изменение коэффициента технического использования парка автобусов

Как видно из рис. 1, в тех ПАТП, где возрастная структура парка автобусов сильно отличается от оптимальной, величина суммарного перепада будет значительно больше, а фактор оптимизации возрастной структуры для таких ПАТП является одним из важнейших в деле повышения уровня работоспособности парка автобусов.

Оптимальной является такая возрастная структура, при которой количество автомобилей в каждой возрастной группе одинаково. Следовательно, возможные методы управления возрастной структурой должны быть направлены на ее выравнивание так, чтобы к определенному моменту времени все возрастные группы были представлены одинаковым количеством автобусов.

Одним из методов выравнивания возрастной структуры является рациональная стратегия списания старых и поступления новых автобусов. Результаты расчетов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Прогнозируемая динамика возрастной структуры парка автобусов

№ группы

Возраст автобуса, мес.

Возрастная структура

Срок эксплуатации

Оптимальная

Сложившаяся

12 мес.

24 мес.

36 мес.

48 мес.

60 мес.

72 мес.

84 мес.

1

0–12

2

0

2

2

2

2

2

3

2

2

12–24

3

0

0

2

2

2

2

2

3

3

24–36

2

2

0

0

2

2

2

2

2

4

36–48

2

9

2

0

0

2

2

2

2

5

48–60

2

3

9

2

0

0

2

2

2

6

60–72

2

1

2

9

2

0

0

2

2

7

72–84

2

0

0

0

7

2

0

2

2

8

84–96

-

-

-

-

-

5

2

-

-

9

96–108

-

-

-

-

-

-

3

-

-

Реализуемый коэффициент технического использования

0.866

0.852

0.844

0.839

0.826

0.837

0.837

0.868

0.866

, %

100

98.38

97.45

96.88

95.38

96.65

96.65

100.2

100

Как показывают расчеты, для приведения возрастной структуры автобусов к оптимальному виду, недостаточно 7 возрастных групп, приходится вводить еще две дополнительные возрастные группы. Это означает, что часть автобусов будет эксплуатироваться предприятием 9 лет (108 месяцев), таким образом, общий срок эксплуатации для этих автобусов увеличивается по сравнению с установленным в ПАТП на 2 года.

Для приведения возрастной структуры парка подвижного состава к оптимальному виду предприятию потребуется 72 мес. (6 лет). Списание старых автобусов должно осуществляться из четырех последних возрастных групп. Ежегодно предприятию необходимо приобретать 2–3 новых автобуса. Формами обновления подвижного состава могут выступать как собственные, так и заемные средства автотранспортных предприятий, а также приобретение автобусов в лизинг и др.

Литература:

  1. Экономические критерии системы эксплуатации / В. М. Курганов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. — 2007. — № 6. — С. 32–35.
  2. Прудовский, Б. Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б. Д. Прудовский, В. Б. Ухарский. — М.: Транспорт, 1990. — 239 с.
Основные термины (генерируются автоматически): возрастная структура, подвижной состав, транспортное средство, возрастная структура парка, возрастная структура парка автобусов, списание старых автомобилей, техническое использование, учет поступления новых, оптимальная возрастная структура, оптимальный вид.


Ключевые слова

подвижной состав, транспортное средство, возрастная структура парка, коэффициент технического использования

Похожие статьи

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Организация перевозки песка в системе дорожного строительства Волгоградской области

В данной статье рассматривается организация перевозки песка автомобильным транспортом на объекты дорожного строительства. Описан выбор подвижного состава и погрузочного механизма. Показано влияние технико-эксплуатационных показателей на производитель...

Использование информационных технологий для повышения эффективности управления автомобильными перевозками

Рассмотрено использование систем спутниковой навигации с целью получения информации о местоположении и состоянии автотранспорта и принятия на ее основе решений об эффективном управлении автомобильным парком предприятия.

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Эффективное размещение материальных ресурсов на складе предприятия автомобилестроения

В данной работе представлены мероприятия, позволяющие повысить эффективность хранения материальных ресурсов на складе предприятия автомобилестроения.

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Методика совершенствования существующей организации пассажирских городских перевозок

Работа включает в себя методику разработки мероприятий по проектированию вновь открываемых маршрутов или совершенствования существующей организации перевозок с целью повышения качества обслуживания пассажиров и повышения использования подвижного сост...

Модель процесса разборки сложной продукции с учетом особенностей ее состава и структуры

Рассмотрен процесс разборки сложной продукции, произведено математическое описание согласно модели, разрабатываемой автором. Представлены алгоритмы монтажа-демонтажа изделия с учетом доступности его компонентов.

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Улучшение технического состояния жилищного фонда

Целью исследования в статье является реформирование принципов и механизмов управления процессом совершенствования и оптимизации ремонта и восстановительных мероприятий жилищного фонда. В статье рассматривается актуальная задача, которая заключается в...

Похожие статьи

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Организация перевозки песка в системе дорожного строительства Волгоградской области

В данной статье рассматривается организация перевозки песка автомобильным транспортом на объекты дорожного строительства. Описан выбор подвижного состава и погрузочного механизма. Показано влияние технико-эксплуатационных показателей на производитель...

Использование информационных технологий для повышения эффективности управления автомобильными перевозками

Рассмотрено использование систем спутниковой навигации с целью получения информации о местоположении и состоянии автотранспорта и принятия на ее основе решений об эффективном управлении автомобильным парком предприятия.

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Эффективное размещение материальных ресурсов на складе предприятия автомобилестроения

В данной работе представлены мероприятия, позволяющие повысить эффективность хранения материальных ресурсов на складе предприятия автомобилестроения.

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Методика совершенствования существующей организации пассажирских городских перевозок

Работа включает в себя методику разработки мероприятий по проектированию вновь открываемых маршрутов или совершенствования существующей организации перевозок с целью повышения качества обслуживания пассажиров и повышения использования подвижного сост...

Модель процесса разборки сложной продукции с учетом особенностей ее состава и структуры

Рассмотрен процесс разборки сложной продукции, произведено математическое описание согласно модели, разрабатываемой автором. Представлены алгоритмы монтажа-демонтажа изделия с учетом доступности его компонентов.

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Улучшение технического состояния жилищного фонда

Целью исследования в статье является реформирование принципов и механизмов управления процессом совершенствования и оптимизации ремонта и восстановительных мероприятий жилищного фонда. В статье рассматривается актуальная задача, которая заключается в...

Задать вопрос