На современном этапе развития молокоперерабатывающего комплекса роль транспорта многократно возрастает в связи с внедрением в практику прогрессивных технологий и высокопроизводительных производственных процессов, когда взаимосвязь и взаимообусловленность работы технологических и транспортных агрегатов является обязательным условием ритмичного выполнения производственных процессов.
На предприятиях перерабатывающей промышленности расходы по транспортным операциям составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции. При этом большая доля затрат приходится на автомобильный парк молокоперерабатывающих заводов, которые располагают не только внутризаводским, но и внешним грузовым транспортом.
Значение рационального использования автомобильного транспорта в молокоперерабатывающих предприятиях республики обуславливается тем, что при транспортировке сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров используется большое количества техники; задействовано до 14 % трудовых ресурсов. [2]
Проанализируем эффективность использования грузового автопарка молокоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь за 2014–2015 г.
Подвижной состав автомобильного транспорта молокоперерабатывающих предприятий базируется преимущественно на следующих марках автомобилей: ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ. Основными направлениями в совершенствовании подвижного состава являются: установление оптимальной энергооснащенности автомобилей; создание и использование специального высокопроизводительного оборудования на специализированном транспорте; сокращение трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Объем грузоперевозок и грузооборот по предприятию в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросли на 12,7 и 90,3 % соответственно.
Коэффициенты использования автомашин на предприятии позволяют глубже проанализировать и объективно оценить результаты работы грузового автотранспорта. Чем они больше, тем эффективнее используется автотранспорт на предприятии. Коэффициент грузоподъемности возрастает с 0,61 в 2014 г. до 0,63 в 2015г. в связи с увеличением производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и использование технической грузоподъемности транспорта является недостаточным.
За последние годы среднесуточный пробег уменьшился на 14 км, а среднее расстояние перевозки грузов возросло на 23,7 %. Увеличение показателя среднего расстояния перевозки грузов за последние три года можно объяснить тем, что расширился регион потребителей готовой продукции молокоперерабатывающих предприятий. Эти изменения отразились на величине показателей выработки автомобилей. Так, например, годовая выработка 1 автомобиля возросла на 2,5 %. Это произошло в следствие роста общей грузоподъемности транспортного цеха.
Произошло снижение отработанных дней в году 1 машины. По сравнению с 2014 г. этот показатель уменьшился в 2015 г. на 19 дней. В значительной степени это объясняется недостаточной технической готовностью автомобилей к эксплуатации из-за высокой изношенности автопарка, частых его ремонтов. Поэтому коэффициент технической готовности автомобилей снижается, ухудшается также коэффициент использования автопарка предприятия. За последние годы он уменьшился на 9 %. Специфика молочного завода накладывает отпечаток и на величину коэффициента использования пробега. В среднем за 3 года он равен 0,53, а это значит, что автомобили используются только в одну сторону.
Для поддержания грузового автопарка в технически исправном состоянии производится техническое обслуживание и ремонт автомобилей, этим достигается предупреждение аварий и простоев по техническим причинам, удлинение межремонтных сроков и снижение затрат на автотранспортные перевозки. [1]
С 2014 по 2015 год количество технического обслуживания и всех видов ремонтов возросло. Если удельный вес технического обслуживания в 2014 г. составлял 58,3 % от общего количества работ по технической эксплуатации автомобилей, то к 2016 г. он возрос до 60,2 %. Увеличение объемов технического обслуживания и ремонтов объясняется увеличением автопарка машин. С ростом объемов работ по ремонту автомобилей и техобслуживанию увеличиваются затраты на их проведение. За последние два года резко увеличились затраты по обслуживанию автомобилей. В 2014- 2015 гг. затраты на осуществление текущих ремонтов выросли на 115,2 %.
За последние годы общий расход топлива увеличился. Это связано с нерациональными маршрутами движения транспорта как при доставке сырья на завод, так и при вывозке готовой продукции для реализации. Следует отметить, что в расчете на 1 т-км фактический расход бензина увеличился на 4,8 %, а дизельного топлива на 0,7 %. Это связано с тем, что автомобили изнашиваются, а поэтому расход горючего возрастает.
Проанализировав эффективность использовании транспорта на молокоперерабатывающих предприятиях можно сделать следующие выводы:
‒ Недостаточной технической готовностью автомобилей к эксплуатации из-за высокой изношенности автопарка, частых его ремонтов. Примерно 10 % от всего автопарка это уже изношенные автомобили;
‒ С каждым годом увеличивается объем технического обслуживания автопарка;
‒ Нерациональные маршруты движения транспорта как при доставке сырья на завод, так и при вывозке готовой продукции для реализации. Автомобили используются только в одну сторону.
Учитывая проблемы в использовании транспорта на молокоперерабатывающих предприятиях, для повышения эффективности его использования необходимо провести следующие мероприятия:
‒ Сократить количество автомобилей, которые уже сильно изношены и несут большие затраты материальных средств на поддержание в работоспособном состоянии. За счет сокращения количества автомобилей получим сокращение эксплуатационных затрат в размере 10–12 %. Выработка на 1 автомашину возрастет на 9 %, a предприятие получит дополнительный экономический эффект за счет снижения эксплуатационных расходов;
‒ Использовать кольцевую систему движения автотранспорта, чтобы автомобиль не использовался только в одну сторону. При построении правильного маршрута и использовании кольцевой системы движения коэффициент грузоподъемности транспортных средств возрастет с 0,63 до 0,8, что повысит эффективность использования транспорта;
‒ Предлагается следующая структура технической службы автопарка рис. 1.
В представленной схеме возможно совмещение отдельных производственных участков. Предлагаемая схема технической службы принесет значительный эффект, если в автотранспортном цехе будут использоваться не отдельные элементы, а в целом вся система планово-предупредительного ремонта автомобилей.
Литература:
- Анисимов А. П., Юфин В. К. Экономика, организация и планирование работы автомобильного транспорта. Учебник для техникумов. — М.: Транспорт, 2014, — 328 с.
- Гоберман Б. А. Автомобильный транспорт в сельскохозяйственном производстве. — М.: Транспорт, 2015. — 287 с.