В статье рассматривается расчет надежности электродвигателя отопителя салона автомобиля Урал-4320. Найдена оптимальная наработка исследуемого агрегата, при которой имеет смысл проводить техническое воздействие.
Ключевые слова: надёжность, электрооборудование, транспорт.
Автомобильный транспорт является важным и приоритетным направлением перевозки грузов и пассажиров. Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от условий эксплуатации и природно-климатических условий. Особенно сильно варьируется температура воздуха по сезонам года и дорожные условия. Учитывая, что в данном исследовании рассматривается транспорт, работающий на нефтегазодобывающих предприятиях в условиях экстремального климата, надёжность тех или иных систем является актуальной темой.
В качестве исследуемого автомобиля выбран Урал-4320, представленный на рисунке 1.
Рис. 1. Автомобиль Урал-4320
В ходе обработки статистических данных по отказам агрегатов исследуемого автомобиля, больше всех неисправностей выпало на электродвигатель отопителя системы вентиляции и отопления салона. Выборка состояла из 368-ми наработок на отказ.
Цель исследования заключается в повышении надёжности электромоторов отопителя салона для автомобилей Урал-4320.
Предмет исследования: Электродвигатель отопителя салона автомобиля КамАЗ-43118. Объект исследования: Закономерности влияние сезонных условий и наработки на вероятность отказа электромотора отопителя салона автомобиля.
Исходя из цели исследования были определены следующие задачи.
- Обработка статистических данных на отказ электромотора отопителя салона.
- Расчёт основных показателей надёжности агрегата.
- Определение гамма-процентного ресурса агрегата в километрах, на основании полученного графика вероятности отказа и безотказной работы.
Для начала необходимо определить понятие надежности. Надёжность — это свойство любого изделия, в том числе автомобиля или трактора, выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах [1].
Эффективность работы системы вентиляции и отопления автомобиля, как и всего автомобиля в целом зависит от условий эксплуатации рассматриваемого элемента. Больше всего на это влияют погодные условия, температура, скорость ветра и т. д. Так как в исследовании рассматриваются элементы системы отопления и кондиционирования автомобиля, несомненно, что на надежность их работы в первую очередь влияет температура окружающего воздуха в зимнее и летнее время года, а также дорожные условия, резкие разгоны, торможения и т. д.
Воздействие отрицательных температур в разы уменьшает работоспособность агрегата и уменьшает процент безотказной работы. Это соответственно ведет к увеличению процента отказа агрегата.
Кроме того, производитель закладывает фиксированный интервал времени между техническим обслуживанием автомобиля. Но этот интервал не учитывает условия и характер эксплуатации автомобиля.
Надёжность транспортного средства не постоянна в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, надёжность уменьшается, так как вероятность выхода из строя детали, узла или агрегата увеличивается. Новые автомобили имеют более высокую надёжность, чем автомобили с большим пробегом. Следовательно, заданная степень надёжности автомобиля рассматривается в зависимости от пробега. Так же она зависит от условий, в которых приходится работать технике. К примеру, при работе на твёрдых, асфальтовых или асфальтобетонных покрытиях надёжность автомобиля выше, чем, например, у автомобиля, работающих в условиях бездорожья. Надёжность летом выше, чем зимой, при прочих равных условиях.
Для начала необходимо произвести расчет важнейших численных характеристик вариации случайной величины. Данные значения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Численные характеристики вариации случайной величины
Среднее значение, (Lср), тыс.км |
Дисперсия (D) |
Среднеквадратическое отклонение (σ) |
Коэффициент вариации (υ) |
85,59 |
746,51 |
27,32 |
0,32 |
В результате проведенных расчетов коэффициент вариации, исходя из таблицы 1, составляет 0,32. Следовательно, можно предположить, что случайная величина распределяется по нормальному закону распределения [2]. На основании расчетных данных был построен график эмпирической и теоретической функции распределения случайной величины, рисунок 2 и 3 соответственно.
Рис. 2. Эмпирическая функция распределения случайной величины
Рис. 3. Теоретическая функция распределения случайной величины
Для определения рациональной наработки для проведения технического воздействия над электродвигателем отопителя, необходимо построить график вероятности отказа и безотказной работы. График представлен на рисунке 4.
Рис. 4. График вероятности отказа и безотказной работы
При оценке качества изделий, нормирования ресурсов, в системе гарантийного обслуживания применяют гамма-процентный ресурс Lγ [3]. Это интегральное значение ресурса Lγ которое вырабатывает без отказа не менее γ процентов всех оцениваемых изделий, формула 1.
(1)
где — вероятность безотказной работы;
— вероятность;
— наработка на отказ, км;
— гамма-наработка на отказ, км.
В технической эксплуатации автомобиля обычно принимают γ=80,85,90 и 95 %.
Гамма-процентный ресурс используется при определении периодичности технического обслуживания по заданному уровню безотказности γ. Выражение LТО=Lγ означает, что обслуживание с периодичностью LТО гарантирует вероятность безотказной работы R ≥ γ и вероятность отказа F ≤ (1-γ).
Для определения гамма-процентного ресурса необходимо обратиться к графику вероятности отказа и безотказной работы. Зададим что у нас Lγ=80 %. Исходя из данных рисунка 4, для того, чтобы обеспечить вероятность безотказной работы γ=80 % необходимо производить первую замену электродвигателя отопителя автомобиля Урал-4320 примерно при наработке 67 000 километров. Следовательно, принимаем, что рациональная наработка, при которой необходимо производить замену или техническое обслуживание электродвигателя отпителя салона составляет 67000 км.
В заключении стоит отметить, что применение методики оценки случайной величины, а в нашем случае это наработка на отказ электродвигателя отопителя, существенно снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт, позволит грамотно управлять процессом формирования технического облуживания и ремонта системы вентиляции и отопления автомобилей Урал-4320.
Литература:
- Техническая эксплуатация автомобилей / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин [и др.]; — Москва: Транспорт, 1991. — 413 с. — Текст: непосредственный.
- Захаров, Н. С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей / Н. С. Захаров. — Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. — 127 с. — Текст: непосредственный.
- Сервис транспортных, технологических машин и оборудования в нефтегазодобычи / Н. С. Захаров, А. И. Яговкин, С. А. Асеев [и др.]; — Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. — 508 с. — Текст: непосредственный.