В статье авторы раскрывают содержание этапов индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, на занятиях с учителем-дефектологом, на примере ученика 3 класса.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, умеренная умственная отсталость.
В Исследованиях Е. А. Стребелевой и В. И. Бельтюкова, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, определяется, как вид помощи ребёнку в решении актуальных задач развития, позволяет увидеть динамику развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, являясь не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, но и выступает, как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, основано на индивидуальном подходе, что даёт достаточно полное представление о нем, его особенностях и возможностях на данном возрастном этапе развития.
Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, обеспечивающий педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности [3, c. 216].
В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. [2, c. 136].
Ориентировочный IQ, при умеренной умственной отсталости колеблется от 35 до 49. Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки.
В силу своих психофизических особенностей и индивидуальных возможностей, дети с умеренной умственной отсталостью нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
Рассмотрим организацию индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.
Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью включает себя следующие этапы:
1 этап — Диагностика актуального уровня развития ребенка.
Сроки проведения — 3.09.2018 г. — 14.09.2018 г.
Цель: диагностика актуального уровня развития младшего школьника с умеренной умственной отсталостью
2 этап — Реализация разработанной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.
Сроки проведения:17.09.2018 г. — 24.05.2019 г.
Цель: проведение коррекционной работы с учетом уровня сформированности изучаемых навыков и индивидуальных возможностей младшего школьника с умеренной умственной отсталостью.
3 этап — Контрольный эксперимент
Сроки проведения:27.05.2019 г. — 31.05.2019 г.
Цель: выявление динамики развития навыков самообслуживания, математических представлений, представлений об окружающем мире в результате оказания коррекционной помощи с учётом индивидуального подхода.
В нашем исследовании принимал участие один ребёнок младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью — Даниил Ф.
На 1 этапе для диагностики актуального развития ребенка нами были взяты и модифицированы «Диагностические карты проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР» Елисеевой Е. Н., Рудоковой Е. А., представленные в программно-методическом пособии г. Пскова [1, с. 16].
Нами была адаптирована оценочная шкала, для более дифференцированной оценки имеющихся навыков.
Оценка результатов проведения пробы осуществляется по трех бальной шкале.
3 балла — навык сформирован, выполняет самостоятельно.
2 балла — самостоятельно выполняет частично, для выполнения требуется незначительная помощь взрослого.
1 балл — выполняет с помощью взрослого.
0 баллов — не выполняет задание.
Диагностическое обследование осуществлялось в 3 направлениях:
1. Навыки самообслуживания,
2. Математические представления,
3. Окружающий мир.
По результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод, о том, что ребенок испытывает сложность в самостоятельном одевании/раздевании, посещении туалета и мытье рук, Даниил всегда ждет помощи взрослого, отказываясь самостоятельно одеваться и раздеваться. У ребенка наблюдаются трудности: формирования математических представлений (самостоятельно узнает, только цифры 1 и 2,умеет писать цифру 1, считая до 3 допускает ошибки, затруднено сравнение предметов по длине, ширине, высоте, не может найти средний предмет) бедны и неточны представления об окружающем мире.
Таблица 1
Результаты актуального уровня развития ребенка
№ блока |
Название блока |
Уровень освоение навыков |
1 |
Навыки самообслуживания |
61,4 % |
2 |
Математические представления |
47,6 % |
3 |
Представления об окружающем мире |
51,2 % |
Для достижения максимально возможных результатов обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Для достижения таких результатов необходима разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью.
На втором этапе индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью нами была разработана и реализована на занятиях учителя-дефектолога, коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ученика 3д класса Даниила Ф.
Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие навыков самообслуживания, формирование математических представлений и представлений об окружающем, что способствует получению образования на доступном ребенку уровне, достижению максимально возможной социальной адаптации.
Комплекс занятий рассчитан на 1 академический год с 03.09.2018 г. по 31.05.2019 г., включая диагностику. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока 40 минут. Обязательным, является проведение в середине урока пальчиковых гимнастик и физкультминуток.
Тема каждого занятия посвящена формированию представлений об окружающем мире (Пример: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и другие), т. к. Даниил лучше воспринимает занятия, те, на которые к нему на урок приходят гости.
Первым этапом урока, является мотивация к дальнейшей деятельности, на данном этапе приходят гости на урок. 2 этапом является формирование представлений об окружающем мире, это способствует повышению заинтересованности ребенка к выполнению последующих заданий. Следующим этапом является формирование математических представлений (изучение новых цифр, счет и соотнесение количества с цифрой, написание цифр, сравнение по величине и др.) и навыков самообслуживания на изученном материале. Последним этапом является подведение итогов занятия, рефлексия.
На 3 этапе работы нами был проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень освоения навыков, витоге реализации коррекционно-развивающей программы
№блока |
Название блока |
Уровень освоение навыков |
1 |
Навыки самообслуживания |
75,4 % |
2 |
Математические представления |
70,9 % |
3 |
Представления об окружающем мире |
67,3 % |
Таким образом, из результатов видно, что у Даниила повысились все уровни: уровень развития навыков самообслуживания повысился на 14 %, уровень развития математических представлений — на 22,2 %, уровень представлений об окружающем мире — на 16,1 %.
После проведения коррекционной работы с ребенком, отработки полученных навыков дома, ребенок стал более самостоятельным. Многие вещи ребенок пытается сделать сам. Мотивацией к самостоятельности послужили блестящие наклейки, которые очень любит Даниил.
Ребенок научился: сравнивать предметы по величине, высоте, длине, хорошо считать до 3, узнает цифры 4 и 5, соотносить количество предметов с цифрой.
Наблюдается развитие уровня представлений об окружающем живом мире, ребенок стал различать животных, птиц, насекомых, которых не знал ранее. Повысились представления об окружающем мире, созданном руками человека.
Таким образом, индивидуализация психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью, позволяет достичь эффективных результатов обучения.
Литература:
- Елисеева, Е. Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [Текст] / Е. Н. Елисеева, Е. А. Рудакова, О. В. Истомина; под общ. ред. А. М. Царёва — Пермь: ФРЦ, 2018. — 884 с.
- Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: уч. пособие для вузов [Текст] / Т. Г. Никуленко — Москва: Феникс, 2006. — 382 с.
- Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.