Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Брюхова, А. А. Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью / А. А. Брюхова, Л. А. Дружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67266/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы раскрывают содержание этапов индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, на занятиях с учителем-дефектологом, на примере ученика 3 класса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, умеренная умственная отсталость.

В Исследованиях Е. А. Стребелевой и В. И. Бельтюкова, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, определяется, как вид помощи ребёнку в решении актуальных задач развития, позволяет увидеть динамику развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, являясь не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, но и выступает, как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, основано на индивидуальном подходе, что даёт достаточно полное представление о нем, его особенностях и возможностях на данном возрастном этапе развития.

Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, обеспечивающий педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности [3, c. 216].

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. [2, c. 136].

Ориентировочный IQ, при умеренной умственной отсталости колеблется от 35 до 49. Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки.

В силу своих психофизических особенностей и индивидуальных возможностей, дети с умеренной умственной отсталостью нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.

Рассмотрим организацию индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью включает себя следующие этапы:

1 этап — Диагностика актуального уровня развития ребенка.

Сроки проведения — 3.09.2018 г. — 14.09.2018 г.

Цель: диагностика актуального уровня развития младшего школьника с умеренной умственной отсталостью

2 этап — Реализация разработанной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.

Сроки проведения:17.09.2018 г. — 24.05.2019 г.

Цель: проведение коррекционной работы с учетом уровня сформированности изучаемых навыков и индивидуальных возможностей младшего школьника с умеренной умственной отсталостью.

3 этап — Контрольный эксперимент

Сроки проведения:27.05.2019 г. — 31.05.2019 г.

Цель: выявление динамики развития навыков самообслуживания, математических представлений, представлений об окружающем мире в результате оказания коррекционной помощи с учётом индивидуального подхода.

В нашем исследовании принимал участие один ребёнок младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью — Даниил Ф.

На 1 этапе для диагностики актуального развития ребенка нами были взяты и модифицированы «Диагностические карты проведения психолого­педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР» Елисеевой Е. Н., Рудоковой Е. А., представленные в программно-методическом пособии г. Пскова [1, с. 16].

Нами была адаптирована оценочная шкала, для более дифференцированной оценки имеющихся навыков.

Оценка результатов проведения пробы осуществляется по трех бальной шкале.

3 балла — навык сформирован, выполняет самостоятельно.

2 балла — самостоятельно выполняет частично, для выполнения требуется незначительная помощь взрослого.

1 балл — выполняет с помощью взрослого.

0 баллов — не выполняет задание.

Диагностическое обследование осуществлялось в 3 направлениях:

1. Навыки самообслуживания,

2. Математические представления,

3. Окружающий мир.

По результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод, о том, что ребенок испытывает сложность в самостоятельном одевании/раздевании, посещении туалета и мытье рук, Даниил всегда ждет помощи взрослого, отказываясь самостоятельно одеваться и раздеваться. У ребенка наблюдаются трудности: формирования математических представлений (самостоятельно узнает, только цифры 1 и 2,умеет писать цифру 1, считая до 3 допускает ошибки, затруднено сравнение предметов по длине, ширине, высоте, не может найти средний предмет) бедны и неточны представления об окружающем мире.

Таблица 1

Результаты актуального уровня развития ребенка

№ блока

Название блока

Уровень освоение навыков

1

Навыки самообслуживания

61,4 %

2

Математические представления

47,6 %

3

Представления об окружающем мире

51,2 %

Для достижения максимально возможных результатов обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Для достижения таких результатов необходима разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью.

На втором этапе индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью нами была разработана и реализована на занятиях учителя-дефектолога, коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ученика 3д класса Даниила Ф.

Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие навыков самообслуживания, формирование математических представлений и представлений об окружающем, что способствует получению образования на доступном ребенку уровне, достижению максимально возможной социальной адаптации.

Комплекс занятий рассчитан на 1 академический год с 03.09.2018 г. по 31.05.2019 г., включая диагностику. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока 40 минут. Обязательным, является проведение в середине урока пальчиковых гимнастик и физкультминуток.

Тема каждого занятия посвящена формированию представлений об окружающем мире (Пример: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и другие), т. к. Даниил лучше воспринимает занятия, те, на которые к нему на урок приходят гости.

Первым этапом урока, является мотивация к дальнейшей деятельности, на данном этапе приходят гости на урок. 2 этапом является формирование представлений об окружающем мире, это способствует повышению заинтересованности ребенка к выполнению последующих заданий. Следующим этапом является формирование математических представлений (изучение новых цифр, счет и соотнесение количества с цифрой, написание цифр, сравнение по величине и др.) и навыков самообслуживания на изученном материале. Последним этапом является подведение итогов занятия, рефлексия.

На 3 этапе работы нами был проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень освоения навыков, витоге реализации коррекционно-развивающей программы

блока

Название блока

Уровень освоение навыков

1

Навыки самообслуживания

75,4 %

2

Математические представления

70,9 %

3

Представления об окружающем мире

67,3 %

Таким образом, из результатов видно, что у Даниила повысились все уровни: уровень развития навыков самообслуживания повысился на 14 %, уровень развития математических представлений — на 22,2 %, уровень представлений об окружающем мире — на 16,1 %.

После проведения коррекционной работы с ребенком, отработки полученных навыков дома, ребенок стал более самостоятельным. Многие вещи ребенок пытается сделать сам. Мотивацией к самостоятельности послужили блестящие наклейки, которые очень любит Даниил.

Ребенок научился: сравнивать предметы по величине, высоте, длине, хорошо считать до 3, узнает цифры 4 и 5, соотносить количество предметов с цифрой.

Наблюдается развитие уровня представлений об окружающем живом мире, ребенок стал различать животных, птиц, насекомых, которых не знал ранее. Повысились представления об окружающем мире, созданном руками человека.

Таким образом, индивидуализация психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью, позволяет достичь эффективных результатов обучения.

Литература:

  1. Елисеева, Е. Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого­педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [Текст] / Е. Н. Елисеева, Е. А. Рудакова, О. В. Истомина; под общ. ред. А. М. Царёва — Пермь: ФРЦ, 2018. — 884 с.
  2. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: уч. пособие для вузов [Текст] / Т. Г. Никуленко — Москва: Феникс, 2006. — 382 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умеренная умственная отсталость, окружающий мир, психолого-педагогическое сопровождение, представление, индивидуальный подход, навык самообслуживания, занятие учителя-дефектолога, контрольный эксперимент, младший школьник, психолого-педагогическое сопровождение ребенка.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения

В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью. Исходя из цели исследования, были разработаны задачи исследования: 1) определить уровень знаний об избираемом виде трудовой д...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения

В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью. Исходя из цели исследования, были разработаны задачи исследования: 1) определить уровень знаний об избираемом виде трудовой д...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Задать вопрос