Ключевые слова: Российская Федерация, государственная миграционная политика, сфера миграции, государственная власть, государственное управление.
Современное общество стремительно трансформируется и меняется. В последние десятилетия в мире наблюдается активизация миграции. Миграция имеет разные цели, формы, характер передвижения.
Органам государственной власти и управления нужно оперативно реагировать на любые изменения миграционной ситуации. В государстве необходимо совершенствовать управление миграционными процессами, качество правового регулирования и практику применения законодательства о миграции.
«Концепция государственной миграционной политики на 2019–2025 годы», подписанная Президентом России в июне 2012 года стала новым этапом в развитии миграционной политики России. В Концепции определены следующие приоритеты миграционной политики государства:
1) обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны;
2) усовершенствование инструментов правового регулирования в сфере миграции;
3) создание дополнительных условий, способствующих добровольному переселению на территорию Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом;
4) упрощение правил приема в российское гражданство иностранных граждан, которые являющихся носителями русского языка, или выпускниками российских образовательных организаций;
5) упрощённый прием в российское гражданство иностранных инвесторов, предпринимателей;
6) совершенствование системы выдачи разрешений для осуществления трудовой деятельности на территории РФ [2].
Президентом Российской Федерации 31 октября 2018 года утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, которая пришла на смену прежней национальной миграционной стратегии 2012 года. Ранее действовавшая Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года утратила силу.
Дополнительно, в 2015 году, было принято распоряжение Правительства РФ № 2122-р, которым был утвержден План по реализации второго этапа Концепции. В Плане прописаны сроки подготовки нормативно-правовых актов в связи с принятием федеральных законов, запланированных на первом этапе реализации Концепции, а также законопроектов, предусматривающих совершенствование институтов разрешения на временное проживание, вида на жительство и другие [3].
В новой Концепции подчеркивается готовность создания благоприятного режима для переселения в Россию лиц, готовых стать полноправными членами российского общества, для высококвалифицированных работников, а также гарантируется открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые рассматривают Российскую Федерацию для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей [4].
Устранение необоснованных административные барьеров, связанных с ввозом и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды. Помимо этого, расширить применение инновационных технологий для контроля и надзора в сфере миграции [4].
Развитие инновационных технологий позволяет усовершенствовать сбор, хранение, качество и многие другие аспекты получаемой информации, необходимые для изучения разных проблем и сфер познания, одной из которых является проблема регулирования миграционных процессов.
Применение в органах государственной власти Российской Федерации новых (цифровых) технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления, занесено в список основных задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства [5].
Доступность информации способствует развитию миграционных процессов. Совершенствование технологий и механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции при помощи новейших информационных технологий предоставляет возможность повышения эффективности дальнейшего управления и регулирования миграционных процессов [1].
Возможность применения новейших технологий во взаимодействии с государственными и муниципальными органами способствует развитию открытости, доступности информации, установлению простых, понятных и исполнимых и прозрачных административных процедур, свободных от барьеров и издержек, снижения принятия необоснованных решений.
Применение информационных и новых коммуникационных технологий, например, возможно:
1) для автоматизации подготовки стандартных юридических документов;
2) для обеспечения функционирования интернет-порталов коммуникации и юридической помощи между органами власти и мигрантами;
3) для расширения использования технологий идентификации личности в рамках контроля и надзора в сфере миграции.
Современные технологии играют все более значимую роль в миграционных процессах. В условиях глобализации, финансового, культурного и трудового обмена между странами изменяются подходы, модернизируются инструменты и средства изучения многих проблем.
Интенсивное развитие применения инновационных технологий в управлении миграцией населения одно из стратегических направлений государственного управления. Инновационные технологии могут обеспечить открытость, доступность управления миграцией и предоставляют новые возможности для государственных органов, деятельность которых направлена на контроль и учет за мигрантами на территории Российской Федерации.
Литература:
- Возможности и перспективы новейших информационных технологий в регулировании миграционной политики Российской Федерации: автореферат дис.... кандидата политических наук: 23.00.02 / Иванова Екатерина Александровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. — Москва, 2013. — 28 с.
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президентом РФ от 13.06.2012 № 13. (утратил силу с 31 октября 2018 г.) // ИПП «Гарант»
- Носова Н. А. Регулирование миграционных процессов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42201 (дата обращения: 14.01.2020).
- О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // Собрание законодательства РФ. — 2018.- № 45.- Ст. 6917.
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. — 2017. -№ 20. -Ст. 2901.