This article provides a comprehensive analysis of current problems of legal regulation of countering illegal migration in the Russian Federation. Based on modern research and the regulatory framework, the author examines systemic challenges related to definitional conflicts, the implementation of international legal norms, and the practical application of such a countermeasure tool as readmission. Particular attention is paid to the problems arising in the context of balancing migration control measures and compliance with universally recognized human rights standards. The conclusion offers proposals for improving current legislation and law enforcement practices.
Keywords: illegal migration, readmission, legal regulation, migration policy, national security, human rights, administrative expulsion, deportation.
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации характеризуется значительной сложностью и противоречивостью, обусловленной геополитическими факторами, экономическими диспропорциями и транснациональным характером самих миграционных потоков. Несмотря на наличие развитой нормативно-правовой базы, правовое регулирование в данной сфере сталкивается с рядом системных проблем, требующих доктринального осмысления и поиска эффективных путей их разрешения.
Одной из фундаментальных проблем является дефинитивная неопределенность. В доктрине и на практике отсутствует единообразное понимание ключевых категорий, таких как «незаконная миграция» и «незаконный мигрант». Как справедливо отмечается в научной литературе, предлагается разграничивать понятия «незаконный мигрант» (лицо, пересекшее границу с нарушением законодательства) и «нелегальный мигрант» (лицо, тайно проникшее в страну или находящееся в ней с нарушением режима пребывания [1]. Подобная терминологическая диффузия создает коллизии при квалификации правонарушений и применении мер административно-правового воздействия.
Второй блок проблем связан с имплементацией международно-правовых норм в национальное законодательство. Российская Федерация является участником ряда международных договоров и соглашений, направленных на регулирование миграционных процессов и противодействие их незаконным формам. Однако, как свидетельствует анализ, на универсальном уровне отсутствует всеобъемлющая международно-правовая основа противодействия незаконной миграции [2]. Это порождает фрагментарность регулирования и необходимость восполнения пробелов на уровне региональных (в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС) и, в особенности, двусторонних соглашений. В современных геополитических условиях отмечается переориентация внешней миграционной политики России с европейского вектора на сотрудничество со странами СНГ и азиатского региона [3]>, что требует выработки новых договорно-правовых механизмов.
Особую значимость в контексте противодействия незаконной миграции приобретает институт реадмиссии , под которой понимается форма противодействия, реализуемая посредством двустороннего сотрудничества государств на основании заключенного соглашения и направленная на передачу и прием лица при установлении факта отсутствия у него легальных оснований для нахождения на территории запрашивающего государства [4]. Несмотря на признанную эффективность, практическая реализация реадмиссии сопряжена с комплексом трудностей.
К числу наиболее острых проблем относятся:
1. Коллизии с правами человека. Процедура реадмиссии нередко вступает в противоречие с международными стандартами, в частности, с принципом non-refoulement (невысылки), запретом коллективной высылки и правом на уважение семейной жизни. Правоприменительная практика Европейского суда по правам человека и договорных органов ООН демонстрирует наличие рисков нарушений в данной сфере [5].
2. Проблемы идентификации и установления гражданской принадлежности лиц, подлежащих реадмиссии. Отсутствие документов или их фальсификация значительно затрудняют процедуру и ведут к ее затягиванию.
3. Нежелание государств происхождения принимать обратно своих граждан или лиц, имеющих устойчивую правовую связь с их территорией, что часто обусловлено политическими или экономическими причинами.
4. Недостаточная регламентация процедурных аспектов на национальном уровне. В российском законодательстве отсутствуют специальные нормы, детально регулирующие порядок реадмиссии, сроки содержания в специальных учреждениях, а также особенности применения данной процедуры в отношении уязвимых категорий лиц (несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями) [5].
Наряду с этим, сохраняются проблемы межведомственного взаимодействия компетентных органов (МВД России, ФСБ России, Росгвардии) в ходе оперативно-профилактических мероприятий, таких как «Нелегал» или «Граница дружбы».
В качестве путей совершенствования правового регулирования представляется целесообразным:
1. Унификация понятийного аппарата в области миграции на законодательном уровне.
2. Активная разработка и заключение двусторонних соглашений о реадмиссии с государствами — основными источниками миграционных потоков, с учетом современных внешнеполитических реалий.
3. Детализация административно-процессуальных процедур реадмиссии в национальном законодательстве, включая установление гарантий для уязвимых категорий мигрантов.
4. Разработка в рамках интеграционных объединений на пространстве СНГ типовых соглашений о реадмиссии, что обеспечит большую правовую определенность и унификацию подходов [6].
Таким образом, преодоление существующих проблем правового регулирования противодействия незаконной миграции требует комплексного подхода, сочетающего совершенствование национального законодательства, усиление международного сотрудничества на новых стратегических направлениях и неукоснительное соблюдение международных стандартов в области прав человека.
Литература:
1. Абашидзе А. Х., Киселева Е. В. Реадмиссия в отношениях России и ЕС // Обозреватель — Observer. 2004. № 2. С. 48–54.
2. Кажаева О. С. Институт реадмиссии в международном праве: монография. М.: Проспект, 2021. 184 с.
3. Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы: Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6925.
4. Волох В. А. Миграционная политика: реадмиссия — эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // NB: Национальная безопасность. 2012. № 1. С. 255–270.
5. Ястребова А. Ю. Международно-правовое понятие и основы осуществления реадмиссии // Право и управление. XXI век. 2024. Т. 20. № 2 (71). С. 3–10.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
7. Абашидзе А. Х., Ананьев Э. В., Кажаева О. С. Международно-правовые основы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией // Московский журнал международного права. 2018. № 4 (112). С. 6–20.

