Современная миграционная политика России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Пузиков, А. П. Современная миграционная политика России / А. П. Пузиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112883/ (дата обращения: 20.12.2024).



Тема миграционной политики в России остается актуальной в силу множества факторов, таких как экономические потребности, демографические изменения, социокультурные вызовы и геополитическая обстановка. Страна сталкивается с необходимостью разработки эффективной стратегии управления миграцией, обеспечения интеграции мигрантов и предотвращения конфликтов в многонациональном обществе. Вопросы легализации, адаптации, включения в образовательные и трудовые процессы мигрантов, а также защита их прав остаются приоритетными для обеспечения устойчивого развития страны.

Рассмотрение таких этапов, как начало либерализации миграционной политики Российской Федерации 1989–1992 гг. и переход к более умеренно жесткой миграционной стратегии 1993–2001 гг., является ключевым для понимания эволюции подходов к управлению миграцией в стране. На этапе развития миграционной политики Российской Федерации 2019–2022 гг. наблюдается стремление к синтезу строгих и умеренно строгих подходов через цифровизацию миграционного сектора, прослеживаются значительные изменениями, как внешнего, так и внутреннего характера, оказавшими влияние на регулирование миграционных потоков.

Весной 2019 года, на фоне критического анализа миграционной ситуации экспертами, органы государственной власти пришли к выводу о неотложности принятия стратегических решений. Среди основных факторов, подтолкнувших к пересмотру миграционной политики, выделяются негативные тенденции естественного прироста населения и снижение объемов чистой миграции на фоне задач стимулирования экономического роста, учитывая высокую демографическую нагрузку на трудоспособное население и существующие межрегиональные социально-экономические различия 1. В этом контексте Правительство РФ приняло Стратегию пространственного развития страны 2 и актуализировало Государственную программу поддержки занятости населения 3.

Историческим шагом в развитии миграционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации рабочей группы высокого уровня, задачей которой стало осуществление Концепции государственной миграционной политики на период 2019–2025 годов. В состав этой группы вошли представители всех ветвей государственной власти, что способствовало оперативному решению стратегических задач в миграционной сфере.

Решение о начале миграционной политики Российской Федерации с 2019–2022 гг. было принято с акцентом на необходимость активизации работы по реформированию миграционных режимов и института гражданства, основываясь на анализе и предложениях рабочей группы. Личное вмешательство Главы государства послужило мощным стимулом к ускорению процессов улучшения системы управления миграцией, включая преодоление проблем непоследовательности в миграционной политике, отсутствия прозрачных механизмов получения разрешений на проживание и гражданство, а также разработку системы дифференцированного отбора мигрантов.

В центре предложенного подхода оказались идеи унификации миграционного законодательства для сокращения нелегальной миграции и повышения качества государственных услуг и контроля в миграционной области через масштабное внедрение информационных технологий. Основой для цифровой трансформации миграционной сферы стали высокие темпы цифровизации в России и успешный опыт использования электронных государственных услуг. Например, значительное увеличение числа пользователей Единого портала государственных услуг демонстрирует потенциал для развития цифровых сервисов в миграционной области.

По рекомендациям рабочей группы была создана новая цифровая платформа для сбора и обработки информации о мигрантах, что предполагает внедрение единого идентификационного документа для иностранных граждан с биометрической идентификацией. Хотя реализация некоторых идей, включая геолокацию мобильных устройств мигрантов, остается в процессе разработки, использование портала Государственных услуг уже позволяет решать вопросы цифровизации миграционной сферы, в том числе через новые сервисы для работодателей 4.

Значимым аспектом стало включение темы трудовой миграции в качестве ресурса экономического развития в политическую арену Российской Федерации на федеральном уровне в период 2020–2022 годов. В апреле 2020 года Агентство стратегических инициатив представило Правительству РФ комплекс предложений по оптимизации рынка труда и занятости, акцентируя внимание на использовании потенциала трудовых мигрантов. Среди предложений было выделено предоставление трудоустроенным мигрантам прав на получение пособий по безработице наравне с гражданами России, а также инициативы по подготовке мигрантов для работы на новоосвобождающихся рынках и в сфере IT-инфраструктуры с перераспределением средств из национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» 5.

Президент РФ В. В. Путин в июле 2020 года подчеркнул значимость проблемы дефицита рабочей силы как ограничивающего фактора экономического роста в стране, выразив мнение о необходимости привлечения мигрантов, особенно тех, кто является носителем русской культуры, для устранения этого дефицита 6.

На текущем, этапе с 2022 г. по настоящее время продолжаются поиски оптимального баланса между экономическими потребностями страны, наблюдается сочетание строгой публичной риторики с акцентом на защите национальных интересов и правопорядка от рисков, связанных с миграционными потоками, и одновременным упрощением процедур для легальной трудовой миграции, создавая условия для увеличения организованного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ.

На заседании Совета Безопасности РФ в октябре 2022 года Президентом было дано поручение скорректировать Концепцию государственной миграционной политики, учитывая новые глобальные и региональные вызовы. Увеличение миграционного оттока из РФ и прибытие большого числа иностранных граждан и беженцев стали ключевыми факторами для пересмотра подходов в миграционной политике 7.

В ответ на эти вызовы была создана межведомственная рабочая группа МВД РФ с целью разработки мер противодействия миграционным рискам для общественного порядка, а также развития системы социально-культурной адаптации иностранных граждан.

При этом на заседании Совета по межнациональным отношениям в мае 2023 года Глава государства подтвердил открытость России к приему необходимых специалистов и подчеркнул важность привлечения соотечественников и людей, близких по культуре 8.

Анализ источников демонстрирует, что современная миграционная политика РФ адаптируется к меняющимся внешним и внутренним обстоятельствам, однако стремление к балансу между обеспечением национальной безопасности и стимуляцией экономического развития остается постоянным. Введение «свежих нот» в дискурс миграционной политики, особенно в контексте пандемии COVID-19 и экономического давления на Россию с 2022 года, направлено на упрощение административных процедур и цифровизацию управления миграционными процессами, хотя реализация цифровых инноваций сталкивается с техническими и координационными сложностями.

Литература:

  1. Население России 2019: двадцать седьмой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 344 с.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7 (ч. II), ст. 702.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 22.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. I), ст. 2147; 2023. № 39, ст. 7060.
  4. Попова С. М. Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы // Право и политика. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-migratsionnoy-sfery-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 20.03.2024).
  5. Агентство стратегических инициатив предложило выдавать безвозвратные субсидии предприятиям, сохранившим свои коллективы // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/news/1362152/ (дата обращения: 20.03.2024).
  6. Путин предупредил о скорой «заметной» нехватке рабочих рук в России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/03/07/2020/5eff3c9c9a79473b9ab20a07 (дата обращения: 20.03.2024).
  7. Заседание Совета Безопасности 19 октября 2022 года // Кремлин.ру. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69636 (дата обращения: 20.03.2024).
  8. 19 мая 2023 года состоялось заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям под председательством Главы государства // Кремлин.ру. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/664/events/65252 (дата обращения: 20.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): миграционная политика, Российская Федерация, рабочая группа, Россия, РФ, государственная власть, государственная миграционная политика, миграционная область, миграционная сфера, экономический рост.


Задать вопрос