Одной из важнейших проблем нашего государства является проблема убыли населения. Уменьшение рождаемости и рост миграции населения СССР в республики в 1960-е годы, а также резкое сокращение рождаемости в 1990-е годы обусловили проблему демографического кризиса в современной России.
Ситуацию накаляет тот факт, что по прогнозу РОССТАТА на 2035 год, динамика изменения численности населения будет отрицательной. Согласно среднему варианту прогноза, в период с 2018 по 2036 год население нашего государства может уменьшиться на 2870 тыс. человек. Данное заявление обосновывает необходимость стабилизации численности населения, путем привлечения на родину русскоязычных граждан других государств.
Для советского периода было характерным табуирование темы русского зарубежья. Данная тема стала вновь актуальна в середине девяностых годов, когда, как выразился П. Г. Щедровицкий, «государство уехало от своих граждан».
Последние десятилетия отмечены положительными изменениями в политике нашего государства по отношению к нашим соотечественникам за рубежом и способствованию их возврата в Россию. В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Этот закон гласит, что «Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации». А также подчеркивается, что «соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности».
Согласно закону, — «цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию».
Важным этапом в осуществлении политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, явилось принятие указом Президента РФ 22 июня 2006 года Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно программе, соотечественникам, которые переселяются назад на родину, полагается ряд льгот: компенсация за переезд; компенсации на выплату пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца; ежемесячное пособие по безработице; пособие «на обустройство и. т.д.
Территория заселения, согласно содержанию программы, делится на «территории приоритетного заселения» и все остальные «территории вселения». В зависимости от приоритетности территории меняется сумма выплачиваемых «подъемных». Наибольшей государственной поддержки пользуются переселенцы в следующие регионы нашего государства: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область.
Хотя программа и дает свои плоды, однако, реальные результаты заметно отличаются от ожидаемых. Например, если в 2007–2008годах планировалось принять 20 тысяч участников программы, то реально переселилось лишь 8 тысяч соотечественников.
Стоить отметить, что в 2008 году миграционный прирост перекрыл 71 % естественной убыли населения, а в 2009 году полностью превысил её.
По состоянию на 1 января 2013 года, на территорию Российской федерации прибыло 125483 переселенца участника программы.
В 2013 году программой воспользовались 36,4 тысяч соотечественников, проживающих за рубежом. Этот год также ознаменован значительным увеличением количества регионов, принявших участие в государственной программе. Их количество составило 45.
В 2014 году число участников программы увеличилось на 249 тысяч человек.
По состоянию на 1 января 2018 г. Государственную программу реализовывал 61 субъект Российской Федерации в 8 федеральных округах. Всего в 2017 году от соотечественников принято 84,5 тыс. заявлений (на 195,1 тыс. чел.), а за первые III квартала 2018 года было оформлено 38,9 тыс. свидетельств соотечественникам.
Начиная с 2014 года одним из важных направлений реализации Государственной программы является работа по оказанию в её рамках содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, вынужденно покинувших территорию Украины.
Всего за 2014–2018 годы на учёт в качестве участника Государственной программы или члена его семьи поставлено 260,5 тыс. соотечественников с Украины, что составило 33,2 % всех переселенцев в рамках Программы за указанные годы. Причём абсолютное большинство (241,7 тыс. чел., или 92,8 %) соотечественников с Украины оформляли своё участие в программе на территории Российской Федерации.
В целом стоит отметить несомненные плюсы данной программы.
Во-первых, данная программа помогает восполнить естественную убыль населения, благодаря миграционному приросту.
Во-вторых, в Российскую Федерацию возвращаются люди, имеющие высшее образование, а также носители ряда востребованных профессий. Данный факт очень важен на фоне того, что значительная масса лиц, эмигрирующих из России, имеют высшее образование.
В-третьих, программа позволяет переселенцам самим выбрать субъект переселения, что создает атмосферу добровольности, возможности выбора.
Также, стоит отметить, что компенсация затрат на транспортировку своего имущества, а также «подъемные» значительно смягчают период адаптации переселенцев на новом месте, благодаря снижению их экономических затрат. Также значительной помощью для семей-переселенцев является право на получение материнского капитала, после приобретения российского гражданства.
Однако, несмотря на большое количество положительных отзывов в сети интернет, многие участники отзываются о бюрократических волокитах, которые затягивают, буквально, каждый процесс.
Также ввиду того, что в программе участвуют не все субъекты, у переселенцев не всегда есть возможность выбрать желаемый регион.
В 2019 году реализация программы продолжается.
Важными проблемами для нашего государства на сегодня являются: совершенствование правовой базы, относительно наших соотечественников за рубежом, создание благоприятных условий для их добровольной реэмиграции, совершенствование работы с русскими диаспорами, расширение сотрудничества между исторической Родиной и русскоязычным населением других государств. При решении вышеперечисленных проблем необходимо обратиться к опыту иностранных государств, перенимая при этом лучшее в их практике.
Литература:
- Государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/compatriots (Дата обращения 20.11.2018)
- Демографический прогноз до 2035 годаметодология. Изменение численности населения по вариантам прогноза: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.xls (Дата обращения 20.11.2018)
- Демографический прогноз до 2035 годаметодология. Коэффициент демографической нагрузки: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn4.xls (Дата обращения 20.11.2018)
- Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 15.03.2018) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»
- Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ (последняя редакция)
- Филиппов В. И. Формирование государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом // Власть. 2010. № 12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-otnoshenii-sootechestvennikov-za-rubezhom (Дата обращения: 22.11.2018).